Когда первые христианские миссионеры в 11 — 12 веках проникли на остров в Ладожском озере, зовущийся ныне Валаам, они узнали от местного населения, что остров называют землей Велеса. В окрестностях Валаама проживали финны, карелы (весь, сумь, емь, воть) и славяне — венеды, которые проникали в Ладожское озеро по реке Неве с третьего века. Хотя Валаам оказался в стороне от торговых путей, его красота и таинственность издревле притягивали сюда людей, и заставляли их думать о вечном, о богах и началах мироздания. Однако история жестоко обошлась с преданиями и народной памятью о Валааме. О языческой древности острова нам практически ничего не известно.

Велимир, волхов язычество общины "Коляда Вятичей" — автор этой статьи — совершил специальную экскурсию с целью узнать хоть что либо о древностях Валаама, выяснить характер языческого потенциала острова и проинспектировать места древних святилищ. Путь на Валаам был таков: с Финляндского вокзала Петербурга до ст. Кузнечное идет электричка. Далее идет поезд в четыре вагона — "подкидыш", до Сортавалы. Билеты в него на станции продают только местным жителям, т.к. это приграничная зона с особым режимом. Но попустительством властей пограничники бездействуют. Поэтому билеты продают прямо в "подкидыше". Далее от Сортавалы до Валаама ходят различные: государственные, монастырские и частные суда. Независимому человеку на остров можно попасть либо государственным либо частным рейсом. Монастырские суда возят паломников. Возможно плыть на остров кораблем из Петербурга, но это относительно дорого и в летний сезон мест на такие корабли как правило нет.

О деятельности монастыря на острове — будет сказано ниже. Всего на острове есть следующие власти: 1. Монастырь, 2. Лесное хозяйство, 3 Управление природного парка, 4. Милиция, 5. Метеостанция, 6. Военная база, 7. Резиденция президента и патриарха. Ранее для контролирования острова нанимались казаки и иные полувоенные формирования.

Присутствие на острове требует регистрации. Как волхов, прибывший на остров, изначально бывший языческой святыней, я не пожелал регистрироваться у оккупантов. Мне удалось обойти весь остров, чего не имеет права зарегистрированный человек. Как и полагается в святом месте, я не срезал ни единого живого растения, не разводил огня вне кострищ, не оставил за собой никакого сора. В беседах с людьми был внимателен к собеседникам. В результате бог Велес сохранил меня.

1. Немного истории. Издревле, на севере Ладоги, на острове, но рядом с материком, существовал славянский город Сердоболь. У кого или по ком там болело сердце — история не помнит. Может быть, его первые жители — переселенцы венеды, тосковали по оставленным берегам Балтийского моря. Наверное, тогда же с южной стороны Ладоги появилась нынешняя Старая Ладога. Комбинация, когда союзные славянские поселения располагаются по обе стороны озера, является типичной. Таковыми примерами являются: Новгород — Старая Руса на Ильмене, или Галич — Упереть на Галичском озере. Исторически типично и то, что одно из этих поселений со временем растет, а другое хиреет и даже исчезает.

Та же случилось и здесь. Островной городок Сердоболь захирел — торговые пути обошли карельские народы и прошли южнее: из Балтики через Неву и Старую Ладогу в Новгород. С тринадцатого века в Новгородских летописях упоминается лишь Сердобольско — Никольский погост, где первое название — историческое, а второе происходит от святого, которому посвящена недавно отстроенная местная церковь. Валаам известен нам как славянская языческая святыня, и он в первую очередь должен был быть связан с Сердоболем — будущей Сортавалой — известной впоследствии как земля сказителей. В двадцатом веке, в окрестностях Сортавалы, Елизаветой Федоровной Бультяковой были записаны остатки рун, посвященных Валааму. Они публиковались в районных газетах "Ладога" в пятидесятые — шестидесятые годы и "Красное знамя" в начале семидесятых голов. К сожалению, информация о конкретном содержании этих газетных статей отсутствует даже в сортавальском краеведческом музее. По мнению сортавальских краеведов, Элиас Ленрот (финский собиратель рун Калевалы) выкинул из рун упоминания о Валааме, чтобы эпос не имел русской географии. Доподлинно известно, что основные руны Калевалы были им записаны на территории Карелии — «Русской Финляндии». Первоначально собранные руны называлась самим Ленротом "Веньяла", что переводится буквально как собрание песен венедов.

Насыщенность сортавальской земли духом сказительства, означает, что волхвы Валаама наверняка знали многие руны и исполняли их под звуки гуслей. На острове хранилась опоэтизированная память веков и наша древняя мифология.

В двенадцатом -тринадцатом веках (точно не известно), на Валааме селятся первые монахи.1) В 1393г. Арсений Коневский удивляется обнаруженному им на Валааме «многолюдному братству».

Происхождение имени "Валаам" — не ясно. Сегодня на финском языке "вало" — означает свет, клятва. "Варома" — высокая гора или русский валун. Валаам — это сплошь каменный остров, лишь слегка прикрытый тонким слоем земли. Вероятно, первые монахи невнятно услыхали из уст карелов или финнов, что земля Велеса именуется Валун или Вало, и незаметно для себя договорились до знакомого им Валаама. Так и записали в своих отчетах.

В 1611 году, в войне с Россией, шведы сжигают Сердоболь и монастырь с поселением на Валааме. Надо думать, что именно тогда сгорают летописи, повествовавшие о приходе на Валаам христианства и валаамском язычестве. В 1632 г. шведский король перемещает подвластную ему русскую Сортавалу — Сердоболь с острова на берег. В 1717 г. Валаам и Сортавала вновь попадают под власть государства Российского. На теперь уже, якобы, безлюдном Валааме возрождается монастырь. Под угрозой погрома, монахи выезжают из монастыря в Финляндию в 1940 году. Сегодня действительный «Валаамский монастырь» со всеми накопленными святынями действует в Финляндии. Не смотря на это, в наше время на Валааме появляется еще один (подменный?) монастырь, в котором нет никаких церковных святынь, но который претендует на то, что именно он является наследником религиозной жизни монастыря прошлых веков.

Монастырь строится на Валааме с осени 1999 года: по приглашению обманутого местного населения на остров прибывают пятеро монахов. В двухтысячном году монастырь, посредством интриг в органах власти, уничтожает валаамский музей, захватывает все прежние монастырские территории, и полностью овладевает туристическим бизнесом. Как это имело место по всей России, так и на Валааме: музей, который единственный десятилетиями сохранял христианские церкви и здания, был выкинут церковью «на улицу» без каких либо слов благодарности. В настоящее время монастырь настойчиво требует от пригласивших его граждан, покинуть остров — перебраться в Сортавалу на жительство.

2. Из легенд о Валааме стало известно, что север Ладоги — это благая земля Велеса, без которой невозможно существование Мира. Благодаря самому бытию этой земли, распадается и сокрушается мировое зло и враждебные жизни силы. Валаам — это земля зачатая самим Велесом в лоне Ладоги — великой матери Лады. Потому остров сам по себе есть живое божество. Одновременно, Валаам понимается как бы срезом ствола Мирового дерева, его проекцией в земной мир, а сотни других малых и больших остовов шхерной зоны Ладоги — понимаются как проекции или сечения ветвей Мирового дерева, внутри которых текут благие соки жизни. Соответственно: человеку пребывать на них блаженно. С другой стороны, тут человеку дается знать, что это не его земля.

На Валааме хочется просто созерцать Мир: землю и воду. Сюда едут в первую очередь за созерцанием. И красота этой земли ненаглядна, хотя и не броска. Вечно бьются синие волны о гранитные скалы.

Сверху на скалах лежат светлые зеленоватые мхи, колеблется ветром высокая желтая трава на фоне темного можжевельника, через кроны сосен видно небо и бескрайние просторы Ладоги. К востоку на горизонте ряд островов: как стадо китов или фантастических животных, вечно идут друг за другом.

Кричат чайки, шумит прибой. Когда глядишь и слушаешь все это, то уходят городская ругать, озлобленность, ни по какому поводу не хочется повышать голос. Наступает благость души. На третий день жизни на Валааме, вытянув руку, я не мог обнаружить ни малейшей дрожи или каких либо непроизвольных движений. Наступил покой души и ее полная гармония с телом.

В этом состоянии полного душевного здоровья, в шуме прибоя в Дивной бухте и на Скалистом берегу, регулярно слышались девичьи реплики и короткие фрагменты эмоциональных диалогов, как если бы их обрывки доносил ветер. Первоначально, я даже начинал искать глазами вышедших на берег туристок, но потом понял, что эти голоса не принадлежат живым людям, и перестал реагировать на них.

Наиболее красивым, необычным и язычески значимым местом являются Дивная бухта и находящиеся рядом с ней острова, особенно остров Дивный. Здесь, впрочем, как и по всему острову, естественно воздвигать каменные туры богам, и приносить им требы как идолам. Такой небольшой тур в честь Велеса, был воздвигнут мною на оборонных островах, из камней, освобожденных из петель колючей проволки разбитых немецких укреплений. На туре был оставлен последний кусок сыра — как треба.

Дивный — зона аномальных явлений. Те, кто подходит к нему на лодке, в солнечную погоду могут услышать т.н. брантиды. Это подземно — подводные низкочастотные звуки, напоминающие всплывание гигантского пузыря и вызывающие тревогу. Их происхождение не ясно. Во время сна в Дивной бухте, мне лишь один раз удалось почувствовать какой-то подземный звук, который воспринимался не моими ушами, а костями тела. Создалось впечатление, что меня как бы не на долго что-то приклеило к земле, а потом отпустило.

Студентки петербургского университета пытались подплыть к Дивному на лодке, но переломали об скалы весла. Их подобрал катер охраны, иначе их могло унести в озеро. Пристать к острову можно лишь в одном месте, как раз со стороны бухты. При этом справа и слева остаются уходящие в воду отвесные скалы. Ступени — плиты позволяют подняться вверх, в лес столетних елей. На верху почти тут же круглая площадка капища, размером 10 на 15 метров. По форме она напоминает сам остров. Сейчас по ней разбросаны камни, а в центре площадки стоит под деревянной крышей пятиметровый поповский крест. Он лет десять назад был реставрирован — фактически вырублен заново, и поставлен на месте такого же креста, которому было не менее ста лет. Вероятно, попы устанавливали здесь кресты много столетий, но сами здесь не молились.

На острове возникает такое чувство, что за тобой наблюдают. Возникает потребность оглядываться. Вдоль Дивного острова идет тропа. Кто и как ее проложил — не ясно. С тропинки никуда сходить не хочется: что-то запрещает. Знакомый человек, ночевавший на капище, сказал, что в глухую ночь кто-то вытянул его из тела, поднял над землей, и начал давить и мять над его собственным телом. Он знал различные волшебные практики, потому сумел проснуться, обложил себя заклятиями и оберегами, и с великим трудом скоротал ночь. Более на остров спать он не ездил. Пребывание на островах, близ Дивного дает прилив сил и радость жизни, но длительное пребывание там оказывается затруднительным. Жить постоянно там нельзя. От местного поповского скита остались одни развалины.

В бухте Дивной мне дважды приснился один и тот же сон. Вот его содержание. Молодой и кудрявый Иванушка выясняет в споре со Звездным духом: кому из них должна принадлежать «Книга Всезнания».

Книга, размером примерно 70 на 50 на 20 см. лежит тут же. Под ней еще какая-то книга сходного размера. Звездный дух похож на букву А, узловые точки которой составляют яркие звезды. Руки образуются звездами менее яркими. Аленушка стоит тут же, она видит спор, и в ней нарастает внутреннее несогласие. Вдруг она хватает книгу, и кидает ее в Звездного духа.

Книга влетает в его треугольник — как будто падает на поверхность воды: расплескивает что-то и исчезает. Вслед за этим исчезает сам дух. С его исчезновением разворачивается темная синева неба, на которой сияют звезды и по которой движутся планеты. Мир становится бесконечно большим, а до этого, он был с комнату, но без стен.

Алена с Иваном остаются одни. Иван понимает, что выбор уже произошел, и укорять в чем-то Алену теперь уже бессмысленно. Перед ними остается лежать другая книга, содержание и даже название которой им пока не известно. Ясно лишь то, что им предстоит читать ее…

Этот космогонический миф дважды снился и дважды забывался. Он был записан во время движения, когда вдруг вспомнился в третий раз. Тогда пришлось остановиться, снять рюкзак, достать бумагу и сделать запись.

Помимо Дивной бухты и лежащих рядом с нею островов, на Валааме является священным необычно высокий берег над озером Крестовым. Очевидно — это его позднее название. На этом берегу так же установлен поповский крест, аналогичный тому, что стоит на Дивном. Здесь кресту более ста лет. На нем есть росписи любителей, датированные 1903 годом.

Безусловно священен мыс в Скалистой бухте, на котором сегодня растет одна сосна. Священно Коневское озеро (Два озера, связанные широкой протокой), на котором пребывал игумен Дамаскин и не мог совладать с русалкой2). Сегодня в тот угол озера не рекомендуют ходить монахам. Теперь на озерном мысу выстроена некрасивая церковь и безобразный сруб. Вода в озере пугающе черная, с травами насыщенного зеленого цвета. Удивительно спокойно внутренне озеро Валаама Сисяярви. Кажется неприемлемым появление на его глади лодок или вообще каких либо движений. Именно на этом озере выстроены дворцы для президента и патриарха. Очевидно "Лысой горой" — площадкой для игрищ понималась в историческом прошлом гора Черный Нос на северо-востоке острова. Природной святостью обладают и острова вокруг Валаама.

На острове уникальный хвойный лес, чрез который проложено много дорог и троп. Иные тропы прокладывали среди скал и использовали камни для выравнивания троп и постройки мостов. На это ушло довольно много труда. Вероятно, постройка этих дорог была формой монашеского служения в восемнадцатом — девятнадцатом веках. Многие каменные тропы сегодня кажутся просто ненужными. Наверное, ранее они вели на покосы.

В лесу здоровые деревья, вырастая над общим уровнем леса, падают от порывов ветра. Под корнями открываются гладкие гранитные плиты, за которые дерево не может зацепиться. Благодаря этим же камням, их способности прогреваться и хранить тепло, на острове поддерживается свой микроклимат. Все дожди, которые мне пришлось там пережить, продолжались не более десяти минут.

На острове удивительно много мхов и лишайников. Есть лоси. Для сохранения экологического равновесия, их должно быть не более семи. Есть лисицы и зайцы, есть ужи. В развалинах скитов прячутся гадюки. По рассказам, на острове есть рысь, которая крадется за экскурсоводами и нарушителями лесного порядка. Зимой по льду от остова к остову приходят с материка волки. В озере есть нерпы. Их не любят местные жители, т.к. они выедают рыбу, застрявшую в сетях. На самом Ладожском озере бывают миражи: острова видятся перевернутыми вверх ногами, либо висящими над водой в воздухе. Либо висят лишь края острова — тогда сам остров выглядит как сплюснутый шар. Последнее имеет место почти всегда.

3. Существенным минусом острова является засилье христиан. Монахи подложного монастыря не сеют, не пашут, не косят, но командуют привезенными на остров работниками, либо прогуливаются по аллеям, изысканно беседуя с красивыми послушницами. Помимо украинских рабочих, на остров приезжает большое число малохольных интеллигентов и экзальтированных девушек, чтобы поработать на монастырь бесплатно и через то освятиться верой христовой. Мне было бы достаточно одного желания, чтобы получить в монастыре койку и восемь часов в день выполнять любую неквалифицированную работу за пищу. Это можно было бы продолжать столько дней, сколько мне захотелось бы. Молиться или исповедоваться при этом не обязательно. Главное — работай.

Суть в том, что в монастырь в принципе не ориентирован на монашеские подвиги и достижение каких либо высот духа. Задачей монастыря является создание показной и фальшивой, благолепной внешности христианства на фоне красот языческого мира. Делается это для того, чтобы привлечь к вере народ, и убедить богатеев раскошелиться на монастырь. Паломники в монастырь так и прут. И все остаются в восторге от того, что их возят на корабле по островам со скитами, и там показывают монахов как дрессированных медведей в клетке.

В беседах я обращал внимание людей на то, что им предлагается одна только мишура без действительного благочестия. Они соглашались, что в самом деле, настоятель монастыря ездит на джипе. Что охрана тут — холеные ребята в пиджаках, а не сами монахи. Что монастырь отапливается электричеством от местной электростанции, которая работает на бензине — это расточительная блаж. А емкости, в которых запасен этот бензин — колоссальны. Что местное население — бедно, и монастырь не оказывает ему никакой благотворительной помощи, кроме одной: помогает людям переселиться с острова в Сортавалу. Монастырь стремится выселить вех жителей острова и остаться единственным его хозяином по причине своей ненасытной жадности: в освободившееся жилье можно вселить работников или туристов.

Все эти пояснения признаются за истину, но не оказывают никакого влияния на паломников, все они зачарованны поддельными красотами златоглавых церквей, от которых мне было тошно.

Говорят, Валаамский монастырь самый богатый в РПЦ, и он хорошо питает патриархию. Во всяком случае, когда действительно верующий и трудолюбивый монах Власий, написал патриарху, что в монастыре ведется грешная и праздная жизнь, его быстро перевели на скотный двор — выгребать навоз. После двух месяцев этой работы его вновь вернули к любимому токарному станку. По этому поводу он ответил, что хорошо отдохнул.

Монастырь обречен быть образцом сусального христианства. Эта долговременная цель была сформулирована еще в конце девятнадцатого века, когда царские власти выяснили, что в народе слабеет христианская вера. Тогда и было решено: для завлечения народа сделать в красивом месте красивый монастырь с украшенными скитами. С принятием такого решения, в тихий и деревянный Валаамский монастырь были вложены колоссальные деньги: там началось бурное строительство аляповато — красивых церквей и зданий.

Главный собор монастыря построен, как полагается, на месте главного капища Велеса. Поэтому, войдя в местный собор, в левом нефе, я восславил Велеса, и с расправленными плечами вышел из храма. Чернорясники проводили меня взглядами. В часовне всех святых, что стоит рядом с Белым скитом, я громко восславил всех наших богов, с просьбой уберечь Валаамскую землю. Известно, что в христианстве наши боги числятся святыми. И ежели говорится о всех святых, то подразумевается язычество в целом. Часовня же та была пуста. Одиноко горела лампадка. Монахи с послушницами прогуливались по дубовой аллее и любовались закатом на берегу озера.

15
Южный берег Валаама

Примечания

1) Со слов знающих людей, стало известно, что первые христиане с Валаама так и писали на материк, что они христиане с земли Велеса. Это заставляет думать, что в христиане вынуждено переквалифицировались сами языческие волхвы. Т.е. на Валааме не было каких то погромов языческих святынь в первые века христианизации. В пользу этой идеи говорит и обилие скитов в монастыре. Скит предполагает старчество — языческий религиозный институт, с которым всегда боролась христианская церковь. Боролась много веков, боролась тайно для мирян, но последовательно.
В скитах сохранялась языческая система человеческих отношений, когда все люди равны между собой, и есть лишь один старец — настоятель скита, который живет обязательно отдельно от братьев. Языческая суть старчества в том, что старец прозревает истину не в чтении христианский книг, а через сконцентрированную в себе мудрость и чуткость созерцания Природы. Т.е. старец обладает волховским знанием. Он постигает истину в общении с Природой (богами) напрямую, минуя иерархию церковного института.

2) Игумен Дамаскин был изведен русалкой не случайно. Она, прекрасная дева, стала выходить к нему из озера, и никакие христианские молитвы не помогали этому. Наоборот: чем далее постился и отрекался от жизни молодой пустынник, тем русалка становилась настойчивее, и тогда он сдался — ушел обратно в многолюдный монастырь от своего затворничества.
Эта легенда о бессилии христианства перед язычеством, вообще говоря, универсальна. Но ее исход регулярно переиначивают в житиях святых, Так, в интернете уже можно найти рассказ о пустыннических подвигах Дамаскина, из которых он вышел победителем. Но это христианская фантазия буквально последних лет. Действительную историю пока еще рассказывают на Валааме.

Явление бесов и русалок отрекшимся от мира отшельникам проще всего станет доступно нашему уму, если мы обратимся к современным исследованиям психики людей в условиях сенсорного голода. Хорошо известно, что людям, попадающим в барокамеру или в условия изоляции от внешнего мира, (на что обрек себя Дамаскин) через некоторое время начинают являться видения, иллюзии, в достоверности которых они не могут сомневаться, и переживают их очень эмоционально, в основном с непреодолимым страхом.

Этот страх вызван отсутствием должной культуры, которая, например, у таежных народов нарабатывается с детства. Подготовленный шаман извлекает из этих, так сказать, иллюзий необходимую для себя информацию. Он воспринимает их какими они есть, и испытывает с ними полноценный человеческий контакт. При этом его психика не травмируется. Сенсорная недостаточность через этот контакт компенсируется. Возвратившись в человеческий мир, он будет жить в нем совершенно естественно, спокойно помня свой мистический опыт.

Для христианина же появление таких инфернальных сущностей оказывается явлением бесовщины, которая только и стремится совратить его с пути истинного. На самом же деле, Дамаскину безумно повезло. К нему явился не безобразный леший, а дева. Но он сам себя наказал. Русалка не стала его женой в мире духов, а стала первым врагом — диавольским искушением, преодоление которого оказалось возможным лишь через возвращение в мир, а не через дальнейшее отшельничество — углубление в сенсорный голод.

Но почему же дева, а не леший? Видно, на дне души игумена все же сохранялась Любовь, в которой он сам себе не хотел признаваться.

Поиск

Журнал Родноверие