Вопрос очень глубокий и проблемный, хотя большинство людей пребывают в заблуждении, что всё просто донельзя. К сожалению, суть проблемы одним предложением не опишешь.
1. Когда советские атеисты боролись с христианством, они упустили по недомыслию, что у народа сохранилось понятие о человеческой душе во многом соответствующее тому, чему учила церковь.
Но именно это и было самое важное. Советский атеизм не посмел сказать, то у человека нет души, но достаточно молчаливо намекал, что после смерти душа умирает вместе с телом, а вовсе не идёт на какой-то там суд божий.
Советский атеизм не развенчал в массовом сознании христианское понятие души, и оно сохранилось в обществе на безсознательном уровне. Сегодня это очень большой козырь христианства, которым оно не может сознательно воспользоваться, потому что не осознаёт самого этого факта.
2. Христианское представление о душе вытекает из того, что душа в человеке единственная и неделимая. И это очень удобно для монотеистической религии. Потому что после смерти черти эту душу цап- царап и поволокли её в Ад. И чтобы этого не случилось – молись человечек христианскому богу с утра и до вечера...
В действительности, язычество Сибири говорит нам, что душа человека – явление сложно составное. И если мы обратимся к русскому язычеству, то выясним, что многие явления нашей традиции и известные нам психические явления могут быть поняты лишь тогда, когда и мы — русские язычники признаем многосоставной характер души.
Всякую психическую болезнь человека шаманы понимали как болезнь души, при которой нарушена душевная целостность. Либо часть души похищена, либо в душу введена лишняя компонента, которую нужно изгнать. Это явно указывает на то, что душа – сложно составное явление. Вопрос: сколько у человека душ? – прямо и битым словом рассматривает известный этнограф М.Ф. Косарев в книге "Основы языческого мировоззрения", 2008г. "Слава".
3. Основой язычества, природной веры, является осознание культа предков и переселения душ вместе с признанием бытия Ирия и Пекла, бога Рода, Чернобога и порождённых ими других богов. Если предки нам помогают и одновременно они же переселяются в потомков, то казалось бы, может случиться так, что предки вселены в наших детей и потому более нам никто из них помочь не может. Между тем, вера указывает, что предки и переселяются в детей, и одновременно с этим помогают потомкам.
По вере с одной стороны предки пребывают в Ирии, с другой — люди ходят (ходили) на могилы, чтобы разговаривать с ними. После этого возникает вопрос. Так где же предки? Тут, рядом, на Земле и связь с ними через могилы, или они далеко на Небе в Ирии? Такого рода вопросы не имеют вразумительных ответов, если мы понимаем душу по- христианки как единую и не делимую. Мы можем сколько угодно говорить о наших языческих богах. Но пока мы продолжаем душу нашу мыслить по христиански как единую и неделимую, единственный раз на Земле проживающую – мы остаёмся в рамках монотеистической религиозной картины.
4. Дальше, подразумевая, что душа в человеке едина и не разделима, мы наталкиваемся ещё на одно противоречие. Здесь у нас, в одной из тем, зашёл разговор о том, какова природа человека: звериная или Небесная? И что же происходит с человеческой душой? Если душа в результате ряда перевоплощений развивается и приближается к уровню божества, то человеку с какого-то уровня необходимо откинуть всякое чувство своего родства со зверями как с низшими существами. Забыть о каких либо тотемных представлениях. Поле этого человеку нужно позабыть Матерь – Землю и устремиться к высшему бытию, превосходящему какие либо его биологические, телесные, звероподобные побуждения... рассуждения такого уровня Л. Н. Гумилёв охарактеризовал как антиситему. Он же нашел, что антисистемы, отрицающие земную жизнь и уводящие в миры иллюзий и "чистоты" – разрушительны для человеческого общества и ведут только лишь к смерти.
Значит, рассуждения о преодолении человеком связи со звериным и в целом земным миром – приближают нас к ошибке в понимании действительного замысла Рода. Но и понимать, что человек обязан быть ограниченным – это так же неверно. Правильно понимать, что человек обнаруживает в себе духовное восхождение, сохраняя при этом связь и благодарное отношение к миру живой Природы и к тотемным животным своего рода в частности. Т.е. в человеке есть душевная составляющая, роднящая его с животными и есть душевная составляющая, ведущая его же к высотам духа. И суть человеческого бытия в их гармонии.
5. Так рассуждая, мы приходим к картине строения человеческой души или строения человеческих душ. С учётом шаманизма мы находим, что в человеке есть душа, оживляющая тело на чисто биологическом уровне. Когда "святые" буддисты лежат в состоянии самадхи (саматхи?)– они не мыслят и не спят, как бы мертвы, но тело их продолжает жить. Это понятно для меня лишь как то, что в их теле осталась лишь оживляющая душа, а остальные временно или навсегда тело покинули...
Далее, есть звериная душа. Она есть у всякого высшего животного.
Далее, в человеке есть душа Рода. Это та душа, которую не мог вложить Чернобог, но которую вложил в людей Род при творении людей, согласно мифу. Вот эта душа и восходит по смерти тела к Роду в Ирий.
Далее, в человеке есть дух. Это та часть нашей души, которая нарабатывается в основном благодаря душе Рода, в течение жизни. Эта сущность, чаще всего, остаётся пребывать на земле после смерти. Если говорить о виновности или грехах, то их следует связывать именно с этой частью души, а не с бессмертной душой Рода, в отличии от которой, дух может быть смертен.
Далее, в нас есть блуждающая душа, которая посещает другие миры, порой без нашего желания. Мы осознаём эту часть своей души чаще всего во сне.
Вот такие души есть в человеке. Это по моему разумению. Хотелось бы обсудить это. Как это увязывается с тем, что эзотерики называют телами человека: ментальным, астральным, казуальным ? – я не решал этого вопроса, возможно, это одно и то же или что-то близкое. Вопрос нуждается в решении.
6. Существенно, что эти компоненты души или души во множественном числе должны у человека находиться в гармонии. Гармония означает, что здоровое развитие высшей души Рода возможно, если совершенствуются все остальные души, включая звериную и оживляющую душу. В противном случае мы получаем психический конфликт и нездоровье. Т.е. совершенство человека достижимо только если оно происходит на всех его душевных уровнях. Все они имеют для нас колоссальное значение и нельзя пренебречь одним ради другого, не уважать в себе побуждения одной души ради другой, как это делают христиане.
В результате этого возникает болезненный дисбаланс. При этом совершенный животный уровень души предполагает здоровые отношения и переживания среди людей как высших животных, плюс животная душа напрямую связана с телесным здоровьем и телесным совершенством. Когда говорят "голос крови" – имеют в виду "голос" животной души.
Я прошу форумчан высказываться по этому вопросу. Проблему души в язычестве поднимают все и везде крайне упрощённо. Поэтому всё что тут будет сказано в развитие, поправку или в уточнение выше сказанного – будет вкладом в нашу родноверческую религиозную идею.