Часто спрашивают: как принять славянское язычество? Здесь говорится о том, как это можно сделать в обрядовом отношении и объясняется, почему именно так.

1) Прежде всего, надо отметить, что описания каких-то обрядов о принятии языческой веры в славянской традиции от древности не сохранилось. Многие полагают, что ничего подобного и не было, мол, люди рождались язычниками (распространённое, но ничем не обоснованное мнение). Однако древнего человека недаром повсюду окружал обряд: он был необходим; недаром в религиях обряд – важнее всего, и свадьба считалась состоявшейся лишь после обряда (а не штампа в паспорте), не говоря уже про рождение и см-ть. Большую роль играли разного рода инициации и посвящения, сопровождаемые обрядами перехода, например, в совершеннолетний возраст и т.д.

В Индии, скажем, прошедшие эту инициацию (которую могли совершать только представители трёх высших варн), назывались ни много ни мало как «дваждырождённые»: они повязывали пояс после своего «второго рождения» в обряде и только теперь становились полноценными членами общества. Поэтому я полагаю, что обряд принятия веры был. Во многом впрочем, он мог быть обрядом вхождения в род или какое-то сообщество, которое почти всегда было связано с тем или иным мифологическим персонажем (Божеством). Помимо этого обряд мог требоваться при возвращении к язычеству при уходе от христианства – случаев отпадения от одной веры в другую в Средневековье известно великое множество, включая и славянский мир. Чего стоит одно только Великое языческое восстание 983 года у балтийских славян, когда махом огромные сообщества велетов и ободритов сбросили навязанное им немцами христианство и вернулись в язычество – тысячами людей и на долгие десятилетия, а местами и на века.

2) Большое подспорье даёт сравнительный подход. Однажды у балтов (около 1198 года), согласно «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского, произошло отпадение от христианства, причём совершался некоторый обряд: «вероломные ливы, выйдя из обыкновенных бань, стали обливаться водой в Двине, говоря: “Тут мы речной водой смываем воду крещения, а вместе и самое христианство; принятую нами веру мы бросаем и отсылаем вслед уходящим саксам”». Впрочем, было ли это действительно «смывание» христианской веры – или же, что более логично, принятие другой? В скандинавских сагах «окропление» водой встречается настолько часто, что это даже не имеет смысла перечислять. Буквально несколько текстуальных примеров: «Астрид была тогда беременна от Трюггви конунга <…> она родила ребенка. Это был мальчик. Когда его окропили водой, его нарекли Олавом по его деду»;

«Аста дочь Гудбранда родила мальчика в то лето. Мальчика окропили водой и назвали Олавом. Это сделал Храни» (Сага об Олаве сыне Трюггви // Круг Земной. Гл. I, XLIV). «Тогда было в обычае у знатных людей тщательно выбирать тех, кто должен окропить водой ребенка или дать ему имя <…>. Сигурд ярл окропил мальчика водой и назвал его Хаконом по своему отцу Хакону» (Сага о Харальде Прекрасноволосом // Круг Земной. Гл. XXXVII). «..Дочь ярла Бьяртмара родила девочку. Многие считали, что её нужно вынести наружу [1] <…>. Ярл окропил её водой и вырастил, и назвал Хервёр, и сказал, что род сыновей Арнгрима не вымрет, пока она жива» (Сага о конунге Хейдреке Мудром. Гл. 4). [1] – вынесение детей имело место в голодную годину; их выносили в лес и оставляли на произвол судьбы (ср. сказку «Гензель и Гретель»). Однако если младенца уже окропляли водой, он становился частью рода, ему давали имя и назначали судьбу: теперь его убийство становилось преступлением. И т.д., опять же, не хочу растекаться по древу.

Кто-то может сказать: не слишком ли это похоже на христианское крещение? Не христианские ли священники окропляют при освящении святой водой? – Несомненно. Но откуда христианство брало свои обычаи? Не потому ли и видно всюду одно и то же, что это РАБОТАЕТ, а внешнее сходство не означает ни заимствования у христиан, ни того, что это будет посвящено только их Богу?? Вода – это вечная граница; вода отделяет мир живых и мир м-вых, по ней отсылают старые святыни, и она же, логично, используется для перехода.

3) То что я предлагаю дальше – это мой подход. Но я могу сказать, что этот обряд проходило уже несколько человек. То, что случалось при этом иногда, меня совершенно изумляло – но я не хочу об этом всём публично говорить. Скажу только, что порою Боги подают знаки, явные, невероятные. Нужен лишь соответствующий настрой.

Собственно, настрой – это самое главное здесь. Человек должен чётко понимать, что он переходит в новую веру, в новый статус, в новую жизнь. Он принимает, что называется, новую «духовную крышу». Никакого «раскрещивания» не нужно. Кем бы вы ни были раньше, этот обряд устранит все старые ваши связи и создаст и укрепит новые.

Основа обряда – перерождение. Прежний человек умирает и рождается новый. Нужен настрой. Баня, упомянутая у ливов – удивительно, но и я в своё время решил помыться, не зная ещё этого материала, я держал духовную и телесную чистоту долгое время перед обрядом. Настраивался несколько дней к выбранной дате, обращался к Богам. Наконец – путь к водоёму, к реке, которая теперь со мной – одно. Всюду по дороге видно знаки, таково религиозное мышление. Я не стану этого говорить: когда настроишься верно, это почувствуешь; наверно, правильно и обратное – и тогда, пожалуй, лучше обряд перенести.

Медитация, где никто не отвлекает, на берегу перед участком, который словно сам себя очертил священным, отделённым от мирского. Зайдя туда, оказываешься перед взором Богов, там всё серьёзно, никаких глупостей. Голышом, встав у воды, сказал то, что пришло и что вижу верным и теперь: «Боги Славянские, вам себя посвящаю». Эта фраза дала полное ощущение подключённости всего как надо. Затем, молча, заходил в воду, полностью погружаясь в неё. Вынырнул уже новый я, рождённый заново. Накатило блаженство, внутреннее тепло и свет. Оно держалось в каком-то виде несколько месяцев. Я снова сел медитировать, обратившись к конкретным Богам с просьбой быть моими покровителями. Я не знал, сколько их взять, но понял тогда, что у меня их будет двое. Я ел потом – первую свою еду новым: чернику. Переживание единства со стихиями, природой, Богами, это не то что я хочу, да и смог бы здесь написать; особо ты роднишься с местом обряда. Впрочем, тут понимаешь по-новому сходство вещей, природы и Богов. Посему лучше выбрать уединённое место, где вас не будут тревожить и отвлекать. Позже этот обряд проводили другие люди, как в одиночку, так и при других. Однажды потом у нас не было нужной первой новой пищи, но на обратном пути мы наткнулись на земляничник: Боги, благодарю! То, как оно проходило, всегда сильно впечатляло и обращающихся и меня, когда я узнавал какие-то детали. Однажды например, клянусь, в день, когда солнца не было вообще ни секунды с утра, именно в тот самый момент обряда вышло солнце – буквально на несколько секунд в неведомый просвет на небе, и появилось животное-тотем: я видел это.. Особо смотрите на небо.

Нет, не просите подробностей. Это дело личное: и как оно пойдёт, зависит от вас. Главное, повторюсь, настрой. Это не какое-то праздное событие: надумал сегодня, завтра пошёл и сделал, как послезавтра набил себе тату или сходил в кино. Это должно быть эпохальным событием в жизни, так его нужно продумать и сделать. С почтением к Богам и с пониманием, кого из них просить в покровители. Я не менял своего неславянского по происхождению имени и судьбы своей не знаю; основа обряда – погружение в воду и выход из неё новым, остальное – уже личные решения и предпочтения. Меня мало заботит, кто как оценит «аутентичность» описанного: для меня это сработало, и так, что мне больше на эту тему беспокоиться не нужно. Потому я полагаю, что могу это советовать другим именно в этом виде.

Погружение в водоём, конечно, это дело около-летнее или, в противном случае – экстремальное. Позже я думал: можно ли заменить это прыжком через костёр, скажем – но нет, во мне огонь был тогда внутри. Я не стал бы ничего менять, вообще ничего, считаю, что погружение в водоём с головой – вернее всего. Зашёл и вышел голышом, много времени не нужно. А до лета, при случае, можно и подождать, заодно настроиться сильнее и спланировать лучше.

Поиск

Журнал Родноверие