Соотнесенность имени Трояна — Триглава с числом «три» и с такими важными понятиями, как справедливость, истина, преданность, способствовала его особенно широкому распространению в глубокой древности. Вообще в целом ряде мифопоэтических традиций число «три» является первым, оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное Божественное число. Образуемый соединением трёх точек, треугольник служил символом божественной триады у всех народов древности.

Священная триада встречается во всех религиях мира как образ абсолютного совершенства, превосходства («тресветлый», «трисвятый») — вспомним «светлое-тресветлое солнце» в «Слове о полку Игореве». Кроме того, триада является основной структурой мифопоэтического макрокосма, а также социальной организации (для сравнения: три сферы Вселенной, три высшие ценности, божественные троицы и т.п.).

Число «три» служит символическим выражением триад: Нави, Яви, Прави; прошедшего, настоящего, будущего; отца, матери, сына. В мифологиях многих народов начало их существования ведётся от трёх братьев. Геродот повествует о трёх сыновьях скифского Таргитая, русские летописи — о трёх братьях Кие, Щеке и Хориве; три брата постоянно присутствуют в русских сказках. Везде третье лицо триады как результат первых двух обладает превосходством над ними, поэтому в сказках младший брат всегда оказывается героем.

Кроме того, любое дело завершается лишь в результате трёхкратного повторения. Обычай считать до трёх для совершения какого-либо действия до сих пор сохранился в жизни многих народов мира. Во времена скитаний, войн, походов славяне обращали свой взор к вечному над ними небесному своду, на котором им указывала путь белая дорога — Млечный Путь. Неизвестно, когда это название пришло к славянам, зато известно, что у разных славянских племён эта серебристая туманная полоса называлась по-разному, в том числе и «Путь Трояна».

Млечный Путь опоясывает небесную сферу и хорошо виден в безлунные ночи. Человек заметил эту полосу еще в глубокой древности. И каждый народ придумал для нее свое имя и дал ей свою интерпретацию вовсе не случайно, он связывал их с какой-то конкретной, существенной для него земной реалией и характерным признаком самого Млечного Пути. В звёздах на небе люди видели своих предков, которые идут по пути вечной истины.

Римляне взяли название Млечного Пути у греков, но было у них и собственное название — «Царская дорога Неба». Название могло прийти и с Востока, так как в древнем Шумере Млечный Путь был связан с богиней Наной, женой бога Неба. В санскрите Млечный Путь назывался «Божественным», в Иране он был известен как «Тропа Аримана» — повелителя злых божеств, в Скандинавии — как «Дорога Одина», верховного бога скандинавской мифологии, в Молдавии, а также у болгар и румын — «Путь Трояна», в Валахии — «Небесный Троян».

Белякова Г. — Славянская мифология

Поиск

Журнал Родноверие