Далия Трускиновская, Дмитрий Федотов «Стрела, летящая во тьме»

Авторы попытались использовать для антиязыческих нужд церкви такой замечательный лит.жанр, как детектив. Даже мистический детектив. Разумеется, не получилось. Трудно объяснять бракоделам, в чем их брак… Как бы вам сказать? Дело в том, что преступление и следователь – это еще не детектив, а болванка для него. Дальше создания болванки вы не продвинулись.

Теперь о вашем заказе. Авторы подготовились много серьезнее своих соратников по сборничку «Модновение», посидели в интернете, почитали немного о родноверческих обрядах, посмотрели фото. Отсюда – более детально проработанная фактура рассказа. Прописаны нормальные языческие имена, приведен внятный без бреда текст славления (только «ведогонь», обряд со сжигаемой деревянной ладьей срисован с Перунова дня ССОшников, их же храм – «не выглядящий ни большим, ни величественным: невысокое сооружение из современных материалов типа пеноблоков», стучащий там барабан). Нет паясничания, есть ложь, нагнетание паники и желание уничтожения язычников, пусть даже они и соотечественники и люди одной с тобой нации. Главное, что они – иноверцы. А потому – убить. Желательно на законных основаниях. Я уже говорил, что авторы мрази? Нет? Забыл, наверное.

Идиотских ляпов, состряпанных в рамках сознательной лжи, много – это необходимость, чтобы нарисовать фантастический образ врага. Отталкивающий, неприятный. Активно выполняется задача огульно очернить на уровне терминологии: язычники всегда и непременно называются «сектой», «новоязыческой сектой», «тоталитарной сектой», у них «одиозная организация». Капище у них находится где-то в неприглядных местах – за полуразрушенной старой гатью, в болоте. Тут обработка на уровне негативных образов.

На свои праздники они зазывают через интернет-рассылку. Чушь, это нам не свойственно. В офисе общины «Детей Перуна» висит табличка: «Братья и сестры, рады встретить вас каждый день с 9 до 21» Вы не шутите? Такое где-то есть? Или это в ХХС такая табличка?

Язычники заказывают «портрет в полный рост бога Перуна». Чушь, нам не свойственно такое изображение Богов. Вы путаете с иконами. Волхв радостно вопит про то, что художник сумел разглядеть истинный лик Перуна. Что за бред? Истинный, не истинный. Каждый рисует что видит.

Изображение Перуна названо «тотемным столбом». Учите мат.часть религиоведения, чтобы узнать значение слова «тотем». Иначе, скажем так, деревянный резной Иисус, получается, типичный «тотемный столб».

Праздник описан как для фильма «Выкинь Гэ», то есть нереально. Откуда-то появляется музыка, сами собой загораются огни, медовуху и вино пьют из прикаченных бочонков. Товарищи-авторы – ТАК у нас не заведено, вы увлеклись. Обряд описан как экстатические пляски вокруг столба, и дан намек на эротическое их окончание. Вы Тарковского успели глянуть чтоль? Ну так там Купала показана, а вы про Перунов день пишете, бракоделы.

В миру язычники ходят в славянских рубахах и сапогах и разговаривают между собой на пафосном языке: «ты до сих пор не готов, брат», «Дары будут собраны вовремя, волхв». Кустарная работенка и полная безвкусица. Люди так не одеваются и не разговаривают. Ну разве что в ваших монастырях. Но это фанатики, а вы вроде про обычных язычников.

Отрабатывают авторы и еще одну ниточку, поданную заказчиком – надо обличить, что язычники меж собой не в ладах. Можно подумать РПЦ в ладах со старообрядцами, УПЦ, католиками? Упомянуто, что на общину «Коло-Ладо» подала в суд община «Щит Хорса», а следователям против перунистов активно помогает сварожич Даромысл – он рассказывает «о своих идейных противниках». Друзья-писатели – у нас нет среди единоверцев идейных противников, ибо идея у нас как раз общая. У сектантов идет «незримая борьба за души», они отжимают друг у друга паству. Хм, но это ведь ваша, православная терминология! Язычник обличает других язычников: «Не божеский дух они на Перуновом лике изобразили, не божеский» Тут я возопил в голос: «Идиоты!!! А чей??? Они же язычники! У них нет Сатаны!»

Весь рассказ этот Даромысл показан нам истовым правоверным сварожичем, который ненавидит перунистов за гордыню и злобные таинств по вызову Перуна в мир. Этот набор бреда даже не комментирую. Даромысл несет заковыристую чушь, тоже ходит чуть ли не в лаптях, блажит о добре. И только вроде читатель убедился, что и среди язычников бывают хорошие люди, пусть и ментовские стукачи (следак мечтает, что Даромысл «был бы отличным нештатным помощником»). Как раз и ушат холодной воды на голову – только опера разгромили секту перунистов, как сварожичи отжали себе их капище, поставили там Сварога, вместо «Перуна-гордеца» (так!). И заполучив желаемое, Даромысл, уже в пиджаке и с кейсом долларов, представившись по ФИО, заносит следакам взятку. Это чтоб читатель не обольщался на истинным обличьем язычников и их мотивациями.

В языческие лидеры выбились, разумеется, всякие отбросы общества. Глава перунистов – киллер крупной преступной группировки, глава сварожичей – торговал дисками на Горбушке. Ну а вы как думали? Нормальные люди язычниками не становятся, а в попы идут только люди высокой морали. А про попов-наркоманов, попов-гомосексуалистов, попов-сутенеров и педофилах в рясе – «вы всё врети». Впрочем, в рассказе есть фраза: «секту возглавили весьма дальновидные и психологически грамотные люди». Ну, это такие, которые умеют грамотно прихожанок на внебрачный секс разводить, а потом грехи отпускать. Да нет, я не про родноверов уже. Читайте новости, чтоль… Волхв Велимир на потеху публике тут же оказывается Владимиром Ивановичем. Серьезно?! Вот лживый козел! Не то что наши отец Васисуалий и старец Никодим, они ведь с такими именами и родились!

Для контраста – само собой – следователь оказывается евреем (ну хоть тут они не виноваты), противостоящим банде русаков – Аркадий Самойлович Штерн. Вот вам печенька за толерантность Трускиновская и Федотов. Этакий гениальный ход. Суть «детектива» перескажу в двух словах. Родноверы-перунисты убивают неугодных им чиновников ударами молнии, генерируемой фанатиками, которых обуял бес-Перун. Только за три последних месяца – 6 смертей, + две смерти по ходу рассказа. Вы себе представляете конвейер какого масштаба запущен? Язычники само собой те еще убийцы, но они еще и с головой не дружат, ибо не понимают, что столько трупов не сможет не заметить даже слепой следак Бронштейн-Кац-Штерн. И хотя признаков насильственной смерти нет, гениальный Аркадий Холмс выдвигает при полном отсутствии оснований гипотезу: «убийство с целью мести и заказное убийство». А потому что! Телесным низом чует. Следак легко связывает во едино вообще несхожие преступления из разных концов Москвы. Гениальный Кац прозорливо углядев оберег на груди язычника соображает: «Похоже, оберег!» Браво, капитан! Еще пара таких прозрений, и преступник у вас в кармане! Это детектив? Нет, жалкое подобие.

Любопытная деталь. Авторы не скрывают, что власти организуют против сектантов провокации, поскольку не могут найти у них ничего криминального! Банки отказываются работать с деньгами общин, в СМИ идет заказная травля. Авторы искренне недовольны, что эти провокации срываются, но тут же находится тому причина. Не неумелые действия туповатых провокаторов, не слабый уровень проработки провокации – нет, просто засланца психологически в секте обработали, вот он и сорвался. В рассказике обрисована типичная ситуация – члены какого-то там совета собираются для того, чтобы осудить деятельность секты со стороны общественности и дать ей аргументированную критику. Хм, даже с христианством так не боролись, как христианство борется с теми, кого так боится…

Я уж не говорю, что рассказ проникнут религиозной нетерпимостью и оскорбляет чувства верующих язычников (есть статья!). В изображение Бога следак неуважительно тычет пальцем: «Перун собственной персоной». А слабо ему так сделать в мечети? Ну, там нет изображения Магомета. Пусть он тычет пальцем просто в стены и спрашивает муллу (бывшего киллера террористов, торговавшего еще недавно хурмой на рынке в Мневниках): «А типа где у вас тут Магомет собственной персоной?» Не толерантно? Да ну вас. Языческая религия ими понимается как оккультизм и бесовщина: «Когда одновременно много адептов возьмется призывать Перуна, он может ожить. Но это будет демон!» А давайте поменяем два слова: «монахов» и «Иисуса». Каково? Звучит! Никто из волхвов, как нам доверительно сообщают авторы, «пока не способен поджечь и кусочка бумаги!» Я не спрашиваю, почему бумага тут кусочком, а не листочком. Я спрашиваю, а почему у вас волхвы не пользуются зажигалками? А, вы про внутренние силы! Но позвольте, у нас волхвы и жрецы вообще не занимаются подобными штуками. Если вам оно надо – идите смотреть Кио или Акопяна. И да, а ваши епископы-архиепископы такое умеют? Ну это я к тому, если осуждаете наше неумение, то где – ваше умение?

В рассказе немного показано православие. В позитивном естественно ключе. Жена художника-язычника с ним развелась, она ему «сестра во Христе», осуждает что тот «отказался от света веры православной». Вон какая клюква развесистая нонче пошла! Язычество – так оно секта, а православие – так «свет веры». А про иудеев так смогете, если закажут? Причем эта жена показана самоотверженной женщиной (не то что поганые язычники) – она кидается предупредить бывшего супруга, а тот, скотина этакая, ее само собой… Ну, определенно должен был убить, по закону антихристианского жанра. Язычник же сволочь, а невинная христианская жертва должна вызвать жалость. Но тут наши гениальные авторы решили соригинальничать и пожалели даму – ее лишь ранило.

Особенного внимания авторов удосужилось нападение десанта спецназа на вертолетах на празднующих Перунов день язычников. Лишь тут писателя оживились! И как! Они смакуют каждую деталь и начинаешь верить, что рассказ был написан ради этой сцены. Авторы мечтают чтобы именно так с язычниками и поступали. Только те тихо мирно разожгли свои костры в ночи, начали читать славления Богам – как с неба, вместо Богов, сваливается десант, всех мордой в землю, крики «Стоять», всем волхвам по пуле в лоб! Думаете я фантазирую? Отнюдь, там именно так и написано, просто мне лень цитировать эту низкосортную литературку. Омон старательно целится в толпу, мент требует остановить волхвов: «иначе может случиться непоправимое!» Что?! Что может непоправимого случится, если люди проведут свой праздник?! По приказу солдафоны расстреливают одного волхва, второй убегает – вот ведь скотина и трус! Художника тоже стреляют. И все это без каких-либо причин кроме истерики следака, без санкций прокурора, без агрессии со стороны язычников. ПРОСТО ТАК. Потому что язычники. Потому что ментам показалось, что что-то может случиться. Ох…ть, как замечательно. Простите, не сдержался. Просто когда читаешь рассказ, написанный двумя уродами, поневоле настраиваешься на их психологические дефекты. Под конец менты сжигают изображение Перуна и требуют от омона: «разогнать всю эту шарагу к чертовой матери. Ответственность беру на себя».

Под самый-самый занавес авторы вспомнили, что они пишут что-то вроде сценария для голливудского кино, и типа напустили загадочного-презагадочного тумана. Художник, которого недавно расстреляли, просыпается у себя дома. Жена рядом. Он вспоминает приснившийся ночной бред про капище и омон. Думает что не, не будет он брать заказ рисовать «Перуна в полный рост». И тут прям «эффектная и неожиданная концовка». Когда художник проходит мимо пустого холста, ему нам миг кажется, что на том начинают проступать черты фигуры Сварога с молотом. Ай какой гениальный ход! Какая мощь! Какое творческое решение! Никогда такого не было ни в кино, ни в книгах! Художник бормочет христианскую формулу и валит из мастерской.

Я бы просто констатировал, что рассказ – откровенно слабая потуга потрафить заказчику. Если бы не смакование убийства современных язычников и разгрома их праздника властями. Авторы хотят именно этого? Авторы – мрази. У меня всё.

Поиск

Журнал Родноверие