СОЗВЕЗДИЕ "КАЩЕЕВЫ ЗУБЫ" = ПОЯС ОРИОНА- рус. елаб. Кащеговы зубы (?) (Потанин 1883, С. 725);

Звучность и необычность номинации, убеждает исследовательницу русской народной астронимии М.Э. Рут предполагать ее, кажется, лежащую на поверхности связь с именем фольклорного демона:

«Есть ли названия звезд, связанные с /…/ Кащеем (Кащеговы Зубы – Пояс Ориона)?» (Рут 2003, С. 111),

«Возможно, такой образ навеян представлением о Кощее Бессмертном как о глубоком старике, у которого во рту осталось всего три редких зуба. Как уже не раз говорилось, народ воспринимает небесную картину то возвышенно, то несколько иронично. Перед нами последний случай» (Рут 2010, С. 70)

Увлеченность М.Э. Рут образом Кощея заставила ее здесь несколько отступить от научности изложения. Высказывая гипотезу (пусть и вопреки своим предположениям о связи с образом граблей), что подчеркнуто вводным «возможно», раздел об этом астрониме она заканчивает, тем не менее, утверждением, что данная номинация – случай ироничного восприятия народом небесной картины. А ведь это отнюдь не доказано.

При том в более ранних своих работах исследовательница признавала и другие интерпретации, без привлечения образа Кощея:

«о дробном восприятии Пояса Ориона как трех зубцов грабель (ср. например, Кащеговы Зубы)» (Рут 1976, С. 45),

«Своеобразной трансформацией вертикального типа можно считать астроним Кащеговы Зубы – «фольклорный (сказочный) персонаж» («его атрибут»). Хотя для данного астронима вполне реальной представляется и чисто внешняя, механическая линия трансформации: Грабли, Грабельцы → Зубья → Зубы [чьи?] → Кащеговы Зубы» (Рут 1992, С. 114)

Понять ажиотаж исследователей (не только одной М.Э.) не трудно, ведь это, возможно, единственный астроним, сохранивший не поздние христианские имена, а имя подлинно народное, уводящее в глубины традиции. За ним одним только и остается предполагать связь с языческими мифами, пусть даже и в преломлении сказок. Более того столь же не сложно подкрепить размышления о глубоком старике-Кащее, сохранившем «всего три редких зуба», дополнительным материалом.

Кощей пусть и не имеет старческих пеньков во рту, зато, как типичный демонический противник, обладает выдающимися зубами или клыками, которые, теоритически, могли найти отражение среди созвездий:

«А Кощей за ней ходит, клыки, как у борова» (Башкирия 1957, № 18),

Кощей похваляется: «Двери-то железны, а у меня зубы-то стальны» (Стяжкин, С. 56)

Вот только не оставляет мысль о том, что единичное Кащеговы Зубы – лишь искаженный вариант повсеместно распространенной формы Кичиги: Кичиги → свердл. Кищиги → Кащеговы Зубы. См. модель «ОРИОН – ОРУДИЕ (III. Цеп)»

Впрочем, допустить существование связи с образом Кощея, наверное, можно, но лишь как вторично возникшую, призванную объяснить непонятное название значимого в народной культуре небесного объекта. И если рассуждать вслед за М.Э. Рут, то это, скорее, не один лишь Пояс Ориона, но еще и Меч Ориона, а созвездие изображает не три иронично-жалких зуба, а распахнутую пасть демона, в которой видны шесть железных зуба.

Рот подразумевает наличие головы, что, в свою очередь, выводит нас на параллель в индийском мифе, согласно которому отрубленная бессмертная голова асуры Раху «стала небесной планетой /…/ И поныне во время лунных и солнечных затмений Раху пытается заглотить своих давних врагов» (Махабхарата. Адипарва. 17)

Но если такая параллель покажется уместной, то соображения о вторичности придется снять, и версия о Кощее на ночном небе приобретает больший вес.

[из новой книги — в работе]

Поиск

Журнал Родноверие