Часто встречаются утверждения, что оплата работы колдуна/знахаря — была без фиксированного тарифа, без денег, «по возможности» и представляла преимущественно продовольствие: пяток яиц, половинка каравая, луковица… Было и такое, поскольку продукты имели свою цену и легко могли быть пересчитаны в денежный эквивалент.

Но не меньше примеров, согласно которым, оплата производилась деньгами: «Польщенный таким вниманием коллеги, знахарь согласился и поехал, взяв за свой визит четыре рубля» (Попов, С. 83);

«Плата за «лечене» взимается всякая – от 50 коп. и больше» (Тенишев 4, С. 179);

«Недавно жена одного из таких влюбленных стариков, как дуб расцветших годам к пятидесяти, пригласила колдуна с тем, чтобы он отворожил ее мужа от его возлюбленной. Колдун взялся сделать дело за пять рублей» (Успенский 2016, С. 315);

знахарь Л.Л. Заякин «не имел определенной таксы за свой труд и брал столько, сколько ему давали /…/ По традиции, ему пола-гался подарок после свадьбы – штаны и рубаха, а деньги давали по возможности, богатые /…/ по пять, по десять, а бедные /…/ по три и по одному рублю» (Карабулатова, С. 189);

в 1881 г. в с. Песчанка Саратовской губ. объявилась знахарка, сообщившая местной публике, «что по тайной науке ей известно, что в Песчанке много колдунов и ведьм, предлагая за 10 рублей выгнать их всех» (Минх, С. 16);

П. Городцов приводит биографические данные о тюменском знахаре Т.Н. Межецком, описывая, как тот подростком перенимал свое умение: «взял Межецкий с собою штоф водки и три рубля денег и с этими подарками пошел в Курскую к старику-знахарю с просьбой научить его наговорной мудрости» (Городцов 2000, С. 163)

Обыкновение оплачивать такую работу отразилось, в частности, в сказках, хотя и в гиперболизированном виде: «отправился к колдуну заплатить за его работу сто рублей» (Никифоров, № 43)

Так что — поменьше ведических бредней о традиции.

Поиск

Журнал Родноверие