С обычаем сжигать вещи, отмеченные печатью смерти, связано весьма любопытное и довольно распространенное гадание по дыму. Его вполне можно счесть пережитком времен кремирования славянскими племенами тел умерших, настолько оно логично вписывается в общую картину – дым от тела покойного указывает на следующего в селении мертвеца.

В целом примеры однотипные, посему имеет смысл рубрицировать их по национально-территориальному принципу:

Украина:

Галиция, Снятинский повет, с. Тростянец (ныне Ивано-Франковская обл., Снятинский р-н) «пале на городї солому, гиблинє (стружки, – Б.М.). Дивє си, куда дим несе: єк на хату, то зноў мерлец буде, єк вiд хати, то не буде» (Михайлецький, С. 313),

Ивано-Франковская обл., г. Снятын «Когда затем покойника выносят, выкидывают за ним сразу и мусор, чтобы в нем не осталась душа, либо сжигают его вместе со стружками от гроба в огороде. Если дым идет на дом, значит, кто-то снова отойдет в вечность, если же идет вверх или в другую сторону (от дома), это хороший знак» (Mroczko, s. 590)

Белоруссия:

«Когда жгут солому (из-под умершего, – Б.М.) на дворе, смотрят, куда, в какую сторону идет дым, и на основании этого гадают, в каком месте деревни постигнет кого-нибудь смерть» (Шпилевский, С. 16)

Россия:

Вологодская обл., Белозерский р-н «После похорон в поле зажигают костер из веников и стружек от гроба, на него ставят кринку с углями и свечкой (в некоторых местах бросают одежду покойника) /…/ Если дым от костра идет на деревню, значит, скоро опять покойник будет» (Разова, С. 48),

Панинский с/с «Стружки от гроба, когда его делали, складывали в корзину, их выносили в день похорон вперед гроба и жгли прямо на дороге; «примета была – куда дым, там следующий покойник будет»» (Громова, С. 66),

с. Ивановское «Дак это раньше родителей провожают да жгут. Тожо на деревню, говорят, дым, дак это худо. /…/ Говорят, куды уж ветер подуэт, так там родитель будет» (Слепцова, С. 58),

Калужская обл., Куйбышевский р-н, д. Грибовка «(сжигать) через дорогу нада, и куда ветер дуеть на дом, назад или туда – там еще будет пакойник» (Альтшулер, С. 217),

Смоленская обл., Починковский р-н, д. Климщина «Ну, солому эту спаливали… Солому палили. Когда вывозють покойника, на перяхрёстке эту сёнушка или там соломку палють. Вот перякрёстка, допустим, у нас воколо Шуры Демченковой, а мне надо сюды ехать, вот там мы и запаливаем яе. Ну, вот куда дым, значить, тогда это там, у тый стороне будеть покойник», Ярцевский р-н, д. Михейково «Говорили, [что дым] пойдёть в ету сторонку – говорять, там будеть опять покойник», Смоленский р-н, д. Пригорское «Потом, када убирали покой¬ника, это выносили на дорогу, на перякрёсток и жгли это усё, на чём он лежал... Как нясуть покойника или вязуть его... провязуть, пройдёть покойник, и тут сожгуть и пошли... Куды дым пойдёть – в той стороне будеть покойник. Он придёть за тым человеком», До-рогобужский р-н, д. Полибино «Как покойника выносять – сразу и смотрють, куды пойдёть дым. Вот если пойдёть у ту сторону, значить, там покойник будеть недалёко, а если по етую – то в другой стороне» (СМЭС, С. 69-70),

Новгородская губ., Боровичский у. «Что в доме еще будет покойник, узнают по приметам /…/ жгут солому, белье, в котором помер, обрезки и стружки от гроба, и если дым клонит к дому» (Тенишев 7/1, С. 336),

Тихвинский у. «на которой соломе лежал покойник, ее за деревней жгут и глядят, куда дым. Если на деревню, тогда говорят, что еще покойник будет» (Тенишев 7/4, С. 200),

Псковская губ., Пороховский у., Пажеревицкая вол. «Когда солому с постели умершего жгут на крестах, и дым идет на деревню, то будет еще в деревне покойник» (Тенишев 6, С. 293),

Псковская обл., Плюский р-н, д. Передкино «[Солому из матраца] жгли и говорили: «Куды дым пойдёт, в каку сторону?» – значит, с той стороны ещё покойник будет», Палкинский р-н, д. Голубово «Вытряхнут салому на крясты, за пакойником, и тагда смотрят, куда дым пашёл – в том краю пакойник должен быть», Новоржевский р-н, д. Рудняха «Когда жгли солому и одежду на перекрестке, примечали, куда ветер дует – в той стороне умрет человек» (Псков 1, С. 176, 372, 542),

Бежаницкий р-н, д. Медвёдово «В этот момент примечают: если подует ветер, и дым пойдет на деревню (смотрят – в какую именно сторону), то в скором времени кто-то умрет («будет покойник»)», Куньинский р-н, д. Плюхново «И глядять – у какой бок пайдеть. Если в дяревню... А мне думаетца – куды ветер, туды и патянить, што, мол, яшшё пакойник будить. Куды патянить дым» (Псков 2, С. 153, 297),

Иркутская губ., Тулуновский у. «как только покойника вынесут, зажигают стружки от гроба и чо наметут по тому месту в ограде, где покойника пронесли. Как загорит, примечают, куда дым пойдет. Если дым столбом пошел – ничо, а если дым на избу клонит – к другому покойнику из того же дома» (Виноградов, С. 72)

Наиболее близкий аналог данному гаданию обнаруживается у осетин, народа также индоевропейского происхождения:

«Во многих местах горной Осетии перед опусканием покойника в могилу на его груди зажигали порох и определяли: если дым поднимался вверх, то считали, что умерший был человек блаженный, а если распространялся в стороны или опускался вниз, то наоборот» (Чибиров, С. 302). Гадания с целью узнать загробную судьбу души умершего известны и славянам (Альтшулер, С. 221)

Поиск

Журнал Родноверие