Еще один очень и очень хороший пример “нового язычества”. Не “картофель”(https://novoyazychestvo.ru/kartofel-v-slavyanskoj-mifologii.html), конечно, но все же, но все же… Смысл в том, что как показал А. В. Топорков [1], данный мотив не является чем-то ДОхристианским. Наоборот – в основе мотива лежит книжная традиция: библейская (главным образом, Псалтырь) и апокрифическая литература. Таким образом, мотив “чудесного одевания”(так принято называть его в научной литературе, известен также как “формула космического ограждения” или “мотив окружения небесными светилами”), известный с XVII в.- это чистой воды НОВОЯЗЫЧЕСТВО, не являющееся прямым продолжением древнего (наше понимание термина “язычество”во многом схоже с определением С.М. Толстой: “…язычество может пониматься не только как историческая стадия мировоззрения древних славян (праславян) в период до принятия ими христианства, но и как типологически особая культурная модель, чьи формы, механизмы и семантические категории продолжали существовать и после принятия христианства (а многие из них дожили до настоящего времени)”[2]).

Несмотря на происхождение мотива из книжной традиции, в фольклорной среде вновь происходит его мифологизация и те архаические смыслы, которые в христианской традиции существовали в неявном виде, – вновь становятся главными. Судите сами на примере: “Се яз, … имрек, стану благословя[сь],…, оболоку на себя красное солнце[…], опояшусь све[т]л[ой] зорей, поттычюсь частыми звездами, возьму в руке млад светел месяць[…] и пойду в чистое поле…” (здесь и далее все цитаты даются по [1], если не указано обратного) – если это не язычество, то что тогда “язычество”? Если, опять же, судить не по “дохристианскому происхождению”, а по сути).

Тем более, что, как мы знаем, на славянской почве наиболее широкое распространение получали лишь те сюжеты и мотивы, которые находили отклик в недрах самой славянской культуры, как показала нам М.М. Каспина (“…в славянскую культуру из “чужой” еврейской традиции попало только то, что смогло по целому ряду причин стать “своим”[3]). Мне уже намекнули на то, что подобное мотиву “чудесного одевания” есть и в индуизме, например. Так что это некий универсальный мотив и нет ничего удивительного в том, что даже после уничтожения древнего язычества у нас он вновь воскрес, пусть уже и из книжного материала.

Кстати, фольклорные истоки интересующего нас мотива известны – это т.н. формула “чудесной внешности” (ср., например, “описание «чудесного ребенка» в русских сказках АТ 707; например, девица обещает, что родит Ивану-царевичу «сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды» [Афанасьев 1985/2: 296, № 283] или «по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре 33, по косицам часты мелки звездочки» [Там же: 298, № 284]. В сербской песне подобными красками живописуется конь: у него ясное солнце или месяц во лбу, частые звезды по бокам [Афанасьев 1994/1: 612]. В сказочном духе описывается и Егорий Храбрый в русском духовном стихе: «…По локоть руки в красном золоте, По колена ноги в чистом серебре, И во лбу солнце, во тылу месяц, По косицам звезды перехожия»…”[1]). Однако сейчас нас с вами интересует нечто большее, чем такая статичная картинка с описанием от 3-го лица. За счет использования первого лица и разворачивания статичной картинки в динамический процесс – данный мотив превращается в магию, где те слова, что мы произносим, органично сочетаются с тем, что мы визуализируем. И вот это уже реально интересно. Помимо удачного сочетания текста и визуализации, а также определенной эстетической привлекательности (чтоужтам) мотива “чудесного одевания” (некоторые варианты из тех, что будут ниже, очень хороши и с т.з. поэззии), есть еще два момента, которые заставляют нас проявить к этому мотиву дополнительный интерес. Во первых, мотив традиционно используется в ситуациях взаимодействия с социумом (с тем же вышестоящим начальством или гос.структурами), что, сами понимаете, и сейчас более чем востребовано. Во вторых, небесные светила, явления и стихии – это нечто, не зависящее от эпохи. Почему мы, в “славянском новоязычестве” с самого же начала уделяем так много внимания тем же светилам и стихиям – это не какая-то магия “веретена и прялки”, про которую надо еще всерьез подумать, как приспособить ее к современности (хотя вот и про веретено пример https://novoyazychestvo.ru/simvolika-zhenskogo-i-muzhskogo-nachala-v-slavyanskom-novoyazychestve.html), а то, что не зависит от бытовых условий и актуально во все времена, в том числе и сейчас.

Ниже я рассмотрю (с минимумом теории и упором на практическое воплощение) основные варианты рассматриваемого мотива – огораживание, одевание, а также увеличение размеров тела и путешествие в астральные сферы.

ОГОРАЖИВАНИЕ

Некий аналог магического круга, магической границы, которая создается “из элементов верхнего мира: месяца, звезд, зорь, солнца, она строится специально, искусственно, она творится или самим человеком, или его сакральными покровителями”[4]. Я уже описывал такое здесь – https://novoyazychestvo.ru/slova-pri-otpravlenii-v-put.html. Мы в буквальном смысле окружаем себя светилами. Пример: “Впереди меня, раба Божия, праведное сонце согревает, и созади меня, раба Божия, светлый мес[я]ц просвещает, со сторон меня, раба Божия, частые звезды сохраняет…”

Кстати, что касается визуализации. Я выделил даный вариант мотива в качестве первого во многом именно из-за простоты визуализации. Не так уж сложно мысленно окружить себя источниками света, в отличие, например, от собственно “одевания” (где есть такие потенциально сложные для начинающих образы как “утруся красным солнцем”). В визуализации самое главное – идти не от воображения, а от памяти. Если мы начнем ВООБРАЖАТЬ себе солнце, месяц, звезды и прочая – то в голову приходит всякая фигня: картинки из учебника астрономии, компьютерная графика из фильмов и мультфильмов и прочее оторванное от воспринимаемого. ВСПОМИНАЙТЕ нечто уже виденное вами в реальности, вместо того, чтобы воображать это.

Лично моя стратегия визуализации такова:

1. Вспоминаем реально виденные нами когда-то и запавшие в память Солнце над горизонтом/Месяц/звездное небо;

2. Мысленно как бы “притягиваем” эту картинку к себе, ставя её “рядом”. С расстояния “на горизонте” до “прямо возле дома”;

3. Проделываем шаги 1 и 2 с каждым светилом/небесным явлением, пока говорим соответствующую фразу.

Блин, мне сложно объяснить это словами. У меня хоть есть увлечение “субмодальностями” НЛП в ранней молодости, и это помогает… Иногда, кстати, помогает физически протянуть руки (с закрытыми глазами), взять ими за края картинки, которую мы видим перед своим мысленным взором и подтянуть ее к себе. Понятно, не на постоянной основе и не во время самого ритуала, а в качестве подводящего упражнения. Попробуйте так, чтоли, если вообще не получается представить (со “звездным небом”, например, вообще отлично выходит взять картинку его над головой и руками переместить слева и справа от себя). В общем, если есть вопросы – то спрашивайте в комментариях. Все равно сейчас это только мой личный опыт, а ваша собственная стратегия может быть иной.

Однако единственное известное мне свидетельство об аутентичной традиции визуализации во время произнесения заговоров тоже ставит во главу угла Вспоминаемое вместо Воображаемого: “…находившаяся в этот момент в доме дочка Надежды Ивановны обратилась к ней с напоминанием о том, что та ее учила заговору, который нужно было произнести в родильном доме после появления ребенка на свет:

Маша: — Чтобы ребенок, когда родится, был спокойный, нужно было про себя проговорить слова и представить себе большой камень.

— А какой? — обратившись к ней, спросила я. Надежда Ивановна была явно смущена откровенностью дочери и молчала.

— Я представила, который недалеко от деревни. На котором мы в детстве бородавки сводили [выделение курсивом мое – М.С.].

Как видно из этого примера, совершение магического речевого акта предполагает также и вполне осознанное совершение определенного ментального акта…”[5].

Обычно для создания ограды, достаточно 4-х элементов (ср. “со всех четырех сторон”), однако, что касается светил, в славянской традиции есть устойчивая триада: Солнце-Месяц-Звезды (ср. загадки или те же колядки, где небесные светила считаются Семьей – со Звездами как детьми Солнца и Луны). Я видел только одну попытку разделить эту триаду на 4, в одной (неплохой) научно-популярной книге времен конца СССР[6]: “Все, что раскладывается на три, может быть разложено и на четыре. Важно, что преобладающему во всех вариантах “сонце, мiсяць, зорi” соответствует при раскладке на четыре «сонце, мiсяць, 3opi, ясна зiрниця» (…), или «святаннячко ранне» (…), или «ясная зоря»[6] (визуализировать это я однажды попытался вот здесь – https://novoyazychestvo.ru/sovremennyj-gorodskoj-novoyazycheskij-panteisticheskij-idol.html). Но это деление на Звезды/Зори, блин, такое, несколько искуственное и натянутое (см. https://novoyazychestvo.ru/zarya-kak-bozhestvo.html), так что используйте на свой страх и риск. Звезды – как “множество” – и так легко разделяются: и направо и налево от вас. В конце концов, мы можем использвать здесь и традиционное деление на два: на Утреннюю и Вечернюю зори/звезды (“Я сваю скацiнку загаварываю, дзьвёмi зарамi – ранняй i вечерняй – застанавляю”[4]).

Тут, кстати, мы подступаемся к интересной теме – к ДЕЙСТВИЮ, которым сопровождаются наши слова и мысли (визуализация). Например,если уж говорить о создании магического круга, то в славянской традиции известен такой способ как “обсыпание/обсеивание”: “обсыпать/обсеивать маком, просом, зерном вокруг охраняемого пространства — один из повсеместно распространенных способов создания магического круга для защиты от опасности.

У восточных славян принято было обсевать свой дом и хлев освященным маком или зерном, чтобы не допустить туда ходячего покойника, ведьму, колдуна … и других мифологических персонажей. Обычно это делали накануне «опасных» календарных дат, когда активизировалась нечистая сила… Маком обсыпали отелившуюся корову, чтобы ведьмы не отняли у нее молоко; вокруг кровати роженицы и колыбели новорожденного, «шчоб плач нэ принэ́сли» (Новоселица межг. зак., КА). Сербы накануне Юрьева дня обсыпали пеплом вокруг скота для защиты его от ведьм [Филиповић 1972, с. 189, Петровић 1931, с. 242], а болгары обсыпали просом вокруг дома на Игнатьев день (2.01/20.12), веря, что ведьмы не смогут проникнуть в дом [Българска 1994, с. 155]. У сербов зерном обсыпали вокруг роженицы с новорожденным, чтобы защитить их от бабиц (Алексинач. Помор. [Антонијевић 1971, с. 130]). Поляки в новогоднюю ночь обсыпали вокруг дома пеплом, чтобы защитить его от змей [Kosiński 1891, s. 48], в день св. Степана обсыпали поле овсом, чтобы не допустить туда нечистую силу…

При создании магического круга при помощи обсевания возникает дополнительная семантика, обусловленная символикой зерен (мака, проса) или частиц пепла как бесконечного множества, которое нельзя сосчитать и собрать. Граница, созданная таким способом, распадается на бесконечное множество дискретных преград — зерен или частиц пепла, каждую из которых надо преодолеть, собрав или, что равносильно, сосчитав”[7].

Так вот, в рассматриваемом нами мотиве есть примеры и с Обсеиванием: “…зорочками осеюся, золотым тыном обгорожуся…»… «Я сваю скаціну загаварываю, …дробньмі звяздамі абсяваю..» [Замовы 1992, № 142]… “Месяцем абгараджуся, а златымi ключамi заммкнуся, зорамi асыплюся, нiкога не боюся”[4]. Сами видите, у нас с вами прямо таки напрашивается единство слова, визуализации и действия – когда говорим, мы не просто визуализируем, но и физически осыпаем вокруг себя пространство чем-либо дробным (семена/зерно), визуализируя осыпаемый нами материал в качестве звезд.

То же самое и с Обтыкиванием (про “звездами обтыкаюсь” см. в следующей части про “одевание”, потому что “обтыкивание” это нечто связанное и с физическим подтыканием одежды булавками): “На акциональном уровне символическим огораживанием охраняемого пространства от сил зла часто служило помещение на его границах предметов-оберегов. Для ограждения полей и огородов от вредителей по их границам или углам втыкали или закапывали освященные ветки, кости пасхального поросенка, головешки от обрядового костра, хлеб, пасхальные яйца и пр… При втыкании сакрально значимых предметов на границах полей, в углах дома и др. определенный участок культурного пространства ограждают от проникновения злых сил… в заговорах… «…опояшусь белой зарей, обтычусь частыми звездами, часты звезды по косицам» (…), а также заговор против порчи: «…младым месяцем сотънуся, частыми звездами затычуся от призеров, от порчи…”[7]. Также велико искушение соединить реальное действия “обтыкивания” (понятно, что это актуально в случае земли – на твердой поверхности (асфальт, пол) некуда втыкать что-либо, поэтому мы просто расставляем это в нужные точки) какими-либо предметами со словами (и соответствующей визуализацией) – “звездами обтыкаю”.

Известен, кстати, и глагол “Осветить(ся)”(= огородить светом): “Будзем ад этыя балезнi зорiчками аграждацца, месiчкам асвяшчацца”[4]. При некоторой вторичности этого слова в заговоре, ритуальное зажигание свечей по кругу вокруг себя во время произнесения заклинания с таким глаголом – тоже очень и очень уместно.

Опять же, можно разместить вокруг себя символические изображения или знаки светил, которые мы упоминаем – одновременно с упоминанием в тексте и визуализацией.

У нас, таким образом, получается прямо знаменитая триада “…святое слово (‘ sveto(je) & * slovo), святое дело (‘sveto (je) & * delo), святая мысль (‘ sveto(ja) & myslь, ср. польск. swietomyslny и под.)”[8]. То есть думаем, говорим, делаем – одно и тоже. Это, несомненно, усиливает общий эффект…

Ну и понятно, что огораживать можно не себя самого, а тот объект, который мы хотим защитить. Например, в традиции это скот, пасека,скотный двор и т.п. Сегодня это также может быть актуально для дома, автомобиля и т.д.

Далее я приведу некоторые примеры самой формулы (в варианте “огораживания”). Так как я решил ориентироваться все же на практику, все примеры даны уже в обработанном виде. Все источники, из которых взяты аутентичные тексты, послужившие мне основой – внизу страницы.

  1. “Огороди, боже (имя бога), (меня/имя) горою каменной, дробными звездами и ясным месяцем и праведным солнцем от (…перечисление угроз…)”;
  2. Бог №1, бог №2 и бог№3 (например, “Перун, Волос/Велес и Мокошь” или с эпитетами “Перун бог мой, Волос скотий бог/Велес вещий бог и Мокошь богиня-мать”), “огородите (меня/имя)  жарким солнцем, ясным месяцем, частыми звездами”;
  3. “(Бог №1) впереди меня жаркое солнце ставит, (Бог №2) позади меня светлый месяц ставит, (Бог №3) звездами/зорями окружает” с вариантами аналогично предыдущему примеру (хотя здесь можно попробовать и одни эпитеты типа “Громовник впереди меня жаркое солнце ставит, Вещий позади меня светлый месяц ставит, Мать звездами/зорями окружает”);
  4. “Пошла я, (имя), в путь, солнце красное впереди, месяц ясный позади, звезды дробные, огородите пути мои”;
  5. “Впереди меня, (имя), праведное солнце согревает, и позади меня, (имя), светлый месяц освещает, со сторон меня, (имя), частые звезды сохраняют”;
  6. “Впереди меня, (имя), красное солнце, сзади меня, (имя), светлый месяц, и со сторон частые звезды, светят, хранят, оградой стоят”;
  7. “Я (объект заговора/имя) заговариваю, солнцем и месяцем огораживаю, двумя зорями – утренней и вечерней заставливаю”;

В следующих двух примерах не удержался от заимствования старинного слога. В принципе – тоже вполне себе стиль, а если не нравится – на современный переложить нетрудно. Кроме того, первый пример помимо горизонтали, вводит еще и вертикальную составляющую, т.е. окружение не только кругом, но и сферой:

  1. “Солньце одесною мене, месець над главою мою, звезди ошую мене”, или “солнце одесную, а месяц ошую, а звезды около главы моея”. или даже “подо мною солнце, надо мною месяц, круг меня звезды и вся земля и вода”;
  2. “Се аз, (имя), ограждаюсь солнцем красным, месяцем ясным и звездами частыми во вся, покрываюсь облаками от земли и до небеси, от востока и до запада, и от юга и до севера[9].

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ  – еще будут 2-3 части

ИСТОЧНИКИ:

[1]. Топорков А.В. “Мотив “чудесного одевания” http://ruthenia.ru/folklore/toporkov4.htm;

[2]. Толстая С.М. “ОБРАЗ МИРА В ТЕКСТЕ И РИТУАЛЕ” (развернутая цитата здесь – https://vk.com/wall-67741956_18552);

[3]. Каспина М.М. “СЮЖЕТЫ ОБ АДАМЕ И ЕВЕ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ. На материале древней и средневековой еврейской и славянской книжности” http://www.ruthenia.ru/folklore/caspina1.htm;

[4]. Левкиевская Е.Е. “Семантика славянских вербальных апотропеев (белорусская традиция)”;

[5]. Адоньева С. Б. “КОНВЕНЦИИ МАГИКО-РИТУАЛЬНЫХ АКТОВ” ;

[6]. Попович М.В. “Мировоззрение древних славян”;

[7]. Левкиевская Е.Е. “Оберег” http://annales.info/slav/levk/2.htm#_Toc415336406;

[8]. Топоров В.Н. “Святость и святые в русской духовной культуре”;

[9]. Майков Л.Н. “Заговоры донских казаков”;

Видео

[видео]

Часть 1

Шуйный путь

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие