Путь язычника состоит в том, чтобы жить в гармонии с Природой – со своей собственной и с миром вокруг. Поскольку природные процессы носят повторяющийся, циклический характер, то один из способов достижения этой гармонии состоит в том, чтобы найти внутри этих циклических процессов ключевые, переходные точки и отметить их ритуально. Это справедливо для человеческой жизни – первые шаги и слова, половая зрелость, свадьба, старость, смерть – все эти переходные этапы соответствующим образом ритуально оформлены. Это тем более справедливо для годового цикла – смена сезонов, приход весны, появление зелени, цветение, появление плодов – все это точно также должно быть ритуально отмечено. Таким образом, одним из способов достичь гармонии с окружающим миром для нас становится некий особый языческий календарь.

Традиционный славянский календарь ориентирован на традиционный хозяйственный уклад (причем не только в этнографии 19 в., но и в древности – ср. все эти «хозяйственные» названия месяцев типа  «серпень»). Это – цикл сельскохозяйственных работ. Мы сейчас, конечно, можем, в рамках «изучения традиции», просто (символически) повторять за предками все это. Тем более, что такое отвлекает от привычного бега внутри беличьего колеса и дает, таким образом, отдых нашей психике. Но если мы хотим, чтобы наше язычество было связано с  нашей повседневностью, то возникают, скажем так, некоторые вопросы… Проблема в том, что в основе годового цикла современного горожанина, вместо сельскохозяйственного цикла, сейчас лежит иной цикл. То есть не надо думать, что наш год сейчас никак символически не организован. Свято место пусто не бывает (см. http://novoyazychestvo.ru/slavyanskoe-novoyazychestvo-i-sovremennoe-gorodskoe-yazychestvo.html). Наш годовой цикл  очень сильно обусловлен, как это ни странно, учебным годом. Во первых, с ним связаны современные ритуалы перехода у наших детей (см. https://vk.com/novoyazychestvo?w=wall-119055965_18412_r18485). Во вторых, мы сами уже очень сильно обусловлены всем этим: например, лето до сих воспринимается нами совершенно иначе, чем все прочие времена года. Впрочем, предоставлю слово Инне Веселовой, которая натолкнула меня на все эти мысли:

«Нормы, правила, ценности и хронотоп школы обладают мощным суггестивным потенциалом. В частности, школа занимается производством времени: делит его на сегменты, организует в циклы, назначает начала и концы целых периодов жизни.

В России, где официально начало нового года отмечается по григорианскому календарю 1 января, начало церковного индикта приходится на 1 сентября (по юлианскому календарю, так называемому старому стилю). На этот день — в соответствии с византийской традицией  приходилось начало года в средневековой Руси…

Заканчивается учебный год в промежутке между 25 и 30 мая. Таким образом, современная Церковь, а также школа, театры, телевидение ориентируются на средневековое/аграрное сегментирование года, где конец сельскохозяйственных работ отмечал начало нового цикла…

В наследство от образовательных институтов для низших сословий советской трудовой школе досталось аграрное летосчисление. Осуществление масштабного проекта ликвидации безграмотности и обеспечения обязательного начального образования для взрослых и всех детей школьного возраста (в 1930 году в СССР был введен принцип всеобщего обязательного бесплатного образования) стало возможным при строгом государственном контроле и стандартизации обучения. Такого рода контроль сказался на унификации даты начала учебного года. Школьники в советских школах, особенно в городах, к концу тридцатых годов начинали учебу в один день — 1 сентября…

Что касается окончания школьного года, то оно до сих пор остается менее регламентированным, чем начало. Сейчас младшие школьники заканчивают учиться после 25 мая, школьники «среднего и старшего звена» учатся до конца мая, а потом… сдают экзамены…

Летнее время выпадает из школьного летосчисления, все его пользователи проваливаются в счастливое состояние «день был без числа… времени тоже не было». Например, всем взрослым людям нашей страны требуется творческое усилие, чтобы как-то «провести лето». Все остальные времена года (осень, зима, весна) пройдут сами, а вот с летом нужно что-то делать: «Вот лето приблизилось вплотную. И тут уже надо что-то решать. Потому что отдых — дело серьезное. Лето надо как-то провести. Его нужно ПРОВЕСТИ. Нельзя же остаться просто так в городе, даже если хочется остаться. Но летом — нельзя. По тому что потом будет мучительно стыдно и больно…»8 Для ответственной организации собственной жизни мне остается только лето, и за него я отвечаю по форме традиционнейшего из школьных сочинений «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО».

Несколько советских и постсоветских поколений живут с календарем, в котором даты начала и конца школьного цикла отмечены «праздниками» — 1 сентября (День знаний) и «Последнего звонка» (который продолжается выпускным балом и общегородским праздником выпускников…

Наши современники в Западной Европе, например, не знают праздников начала и конца учебного года. В США и Европе распространена традиция выпускного бала по окончании школы, но на общегосударственный уровень это мероприятие не претендует.

Образовательные циклы советской и российской образовательной системы, кажется, намертво привязаны к этим точкам. Ежегодный школьный сезон стартует и заканчивается ими. Начало и окончание работы детских садов, внешкольных образовательных и культурных центров, университетов и институтов приурочены к этим датам так, что образовательные ступени стыкуются друг с другом без швов. Большой школьный цикл от начала учебы до выпуска встроен в эти даты, внутри него образуются малые циклы — выпускной из младшей школы, начало и окончание средней.

В среднем каждый гражданин Российской Федерации в силу своего права и обязанности бесплатно обучаться9 проводит в формате школьного календаря около 15— 20 лет детства — отрочества — юности. Этот формат имеет столь сильное суггестивное значение, что отменить заданную им циклизацию жизни во взрослом возрасте уже невозможно. Организация недели у взрослых россиян визуально подчинена схеме школьного дневника, где воскресенье невидимо так же, как лето в годовом масштабе.»

Инна Веселова «Первое сентября и Последний звонок: принцип ритуальной анфилады» 

Не знаю, как вы, а я всерьез призадумался. Ну ладно я, в течение многих лет, могу планомерно разрушать когда-то навязанные мне стереотипы относительно времени (хотя «лето»/»воскресенье» как «период вне времени» – это очень тонко подмечено и очень сильно), но с появлением у меня детей, я неизбежно возвращаюсь к этому ритму. И возвращаюсь к нему накрепко. Даже в детском саду ведь 1 сентября зачем-то празднуют – с линейкой и цветами… Это надо быть совсем человеком «вне мира сего» – престарелым (чтоб перебить десятилетиями иной жизни привычки, сформированные в детстве) фрилансером (чтоб сломать ритм «будни»/«выходные»), не имеющим детей (чтоб ненароком не вернуться ко всему этому). Реально ли и стоит ли того?

Просто игнорировать реалии современного календаря, если копать глубоко, – не получается. Как бы я не пытался в последние годы заморачиваться по фенологии, по природным реалиям,  – осень, один фиг, начинается для меня 1 сентября, зима – 1 декабря, весна – 1 марта, а лето – 1 июня. Проверено. Даже если вы признаете важность привязки праздников к фазам луны, – собираться с едномышленниками вы, один фиг, будете по выходным, потому что таков ритм, в котором живет общество. Я например, всерьез задумался о том, зачем мне стараться вычислить некие  «древние» даты Святок (тем более, что они непрерывно изменялись на протяжении истории), когда у нас есть зимние светские каникулы, примерно совпадающие с ними по времени (даже новый год – и тот ровно через неделю после зимнего солнцеворота, когда можно уже заметить прибывающий день). Ну и прикрутить к ним соответствующую обрядность.. Чем это хуже, чем православные святцы, скопированные родноверами для своего календаря? Или наши майские праздники – почти то же самое, по времени, что и ритуально отмеченное время в древности. Давно подмечено, что традиционный календарь – это не даты, а периоды, так что почему бы и нет? Тем более, что современный календарь является, по сути своей, преемником древнего (см. про зимние каникулы выше).

Вообще, так как учебный год, который лежит в основе современного годового цикла, основан на сельскохозяйственном календаре, определенные точки пересечения между традиционным и современным календарем все же можно найти. Например, «выпадающее из времени» лето – раньше лето точно также «выпадало» из обрядового календаря, правда по совершенно иной причине – шла страда, и ни на что иное не хватало ни сил, не времени.   В общем, нужен все же некий компромисс между древними традициями и современными ритмами. Вот только в чем именно?

Что думаете?

Поиск

Журнал Родноверие