Если кто не знает, я сейчас пилю «Курс построения заговорного текста (точнее шире – «сакрального» текста – для обращений к Силам во всем диапазоне – от заклинания до мольбы)», чтобы выложить этой весной как Первую Ласточку нашего Нового Формата – альтернативу нашей прежней «подписке». И там реально глубоко местами.
Например, ко мне в процессе работы над курсом очень скоро пришло понимание, что для того, чтобы понимать Суть, – что в заговорах главное, в отличие от второстепенного, – недостаточно изучать не только одну отдельно взятую восточнославянскую традицию, но даже и всю славянскую в целом. Мне пришлось знакомиться, например, и с ведийскими, и с шумеро-аккадскими текстами… В общем, хватает там своих заморочек. Но и помимо них, в процессе работы над Курсом у меня начали возникать разного рода интересные и неожиданные открытия, одним из которых я поделюсь с вами сегодня.
В одном из сборников, посвященных «малым формам фольклора, наткнулся на статью З.М.Волоцкой и A.B.Головачева «ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И КАРТИНА МИРА В ТЕКСТАХ ЗАГАДОК». Хотел было просто пробежать глазами по диагонали, но неожиданно зацепило, втянулся и понял, что там есть своя архаика и своя поэззия, очень сильно схожая с поэззией заговоров. Например – вот загадка про Мороз (вроде как немного книжная, но тем не менее): «Стоит дуб без корня, без ветвей; сидит на нем птица вран; пришел к нем у старик без ног, снял его без рук, заколол без ножа, сварил без огня, съел без зубов». Один-в-один заговорный слог, имхо. Вот еще немного примеров и из самой статьи, пусть и не столь полных, но тоже достаточно красноречивых, для понимающего: «У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море» (тень); «Живо живоленце на жив брег седяше, живо месо йедеше» (грудной ребенок); «Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов» (муравейник); «Стоiть верба посеред села, розпустила порослi до кожного двора» (солнце).
Действительно, в загадках зачастую используются те же самые приемы, что и в заговорах. Их язык очень схож. А следовательно, материал загадок может быть органично включен в наши сакральные тексты – заговоры /приговоры/заклинания/молитвы. Давайте еще подкину примеров, чтобы проникнуться: «Один говорит, двое глядят, да двое слушают» (язык, глаза, уши); «Что у всех есть?» (имя); «Живе — лежить, помре — побьжить (снег); «Сидит петух на вербе, спустив крылья до земли» (дождь); «Спиной к стене, лицом к избе» (икона); «Четыре брата годами равны, один главный» (углы дома); «Без рук, без ног, а на елку лезет» (огонь). Местами – просто великолепно ведь, согласны? Образно, кратко и точно.
Получается своеобразный славянский аналог скандинавского «кеннинга» – метафоры, которая иносказательно описывает нечто вместо того, чтобы назвать это прямо. Пусть и не по тем же самым правилам (довольно искусственным, на мой взгляд), по которым кеннинги построены, – но по нашим собственным правилам, зато результат у нас прямо таки дышит архаикой (ср., например, загадку, где «матерью» именуется Вода: «от матери рожден, и мать рождает» (Лед)).
В общем, как это все уже сейчас мы можем использовать…
Внутрь сакральных текстов (я пробовал), – для меня оказалось пока слишком сложной задачей. Ритм ломается. Поэтому попробуем пока то, что мы точно можем – используем в Обращениях (см. http://novoyazychestvo.ru/tradicionnye-obrashheniya-k-bogam-predkam-i-duxam-v-slavyanskom-novoyazychestve.html), в самом начале, в качестве эпитета. Например, обращаемся
к Солнцу: «Одна свеча на весь свет светишь, …»;
к Морозу: «Без рук рисуешь, без зубов кусаешь, …»;
к Камню: «Без коренья растешь/О, без коренья растущий, …»;
к Воде: «Бежишь без рук, без ног,…»;
К Ветру: «Без рук, без ног, а ворота(/врата) отворяешь, …»;
К Тени: «Ты, которую не догнать. Ты, которую с земли не поднять. Ты, которую в стену не вбить, …».
и т.д. и т.п.
Надеюсь, что принцип понятен. Вот хотим мы обратиться к некоему Божеству. Прежде всего, нам нужно понять, с чем именно в мире данное божество для нас ассоциируется (Перун – с громом и молнией, например, Дажьбог/Хорс – с Солнцем и т.д.). Далее – ищем сборник аутентичных народных загадок. Подбираем соответствия. Составляем обращения.
Примеры:
1. «Тебя никто не видит, но всякий слышит, а спутницу твою всякий может видеть, но никто не слышит, …»;
2. «Ты, что выше леса, краше света, без огня горишь, …»
и так далее, в том же духе.