Сначала поговорим о строении заговора, об его структуре. И здесь я сразу же хочу донести до вас следующую идею: «сложное» и «навороченное» – не равно сильное. Вот настоятельно рекомендую, правда там про обряд в целом, а не про заговор, но идеология именно та, что нужно – Источник

Вот схема А. В. Юдина, которую многие слепо принимают на веру:

  1. Молитвенное вступление (факультативно);
  2. Зачин – текст нарративного (повествовательного) характера, повествующий о входе субъекта в мир магических сил. Содержит описание путешествия заговаривающего из дома в потусторонний мир;
  3. Описание действия в центре магического мира (эпическая часть) – текст нарративного характера, повествующий о том, что и кто находится в центральной области сакрального пространства;
  4. Заклинание (пожелание) – текст не нарративного характера, заклинающий персонажа, т. е. принуждающий его к выполнению воли субъекта, который возвращается в текст;
  5. Закрепка (концовка) – метатекст не нарративного характера, магически закрепляющий действие всего предыдущего текста и нейтрализующий допущенные в нем возможные ошибки;
  6. Молитвенное завершение – аналогично вступлению, но является еще более факультативным элементом.

Проиллюстрируем:

  1. “Господу Богу помолюся, святой Тройцы поклонюся”;
  2. «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, со двора воротми, в чистое поле…»;
  3. «…в восточной стороне святая гора; на той святой горе стоит святая церковь; в той святой церкве лежит гроб; в том гробе лежит мертвец…»;
  4. “…ой ты, скрипия-змея, уйми своих детищев, пестрыих, перепелесьих, полевыих, луговыих, дворовыих, водяныих, боровыих! Ой ты скрипия-змея, уйми своих детищев всех, а то буду Михайле Архангелу просить: Бог громом убьет, огнем сожжет!”;
  5. «Будьте эти все мои слова, которые я договорила и которые недоговорила, и которые переговорила, слово в слово, передние на переде, задние на заде и середнее в середке. В чистое поле, в синее море и ключ с замком»;
  6. Обычно просто «Аминь».

Заметно, что не все шаги в данной схеме являются обязательными. Даже без «1» и «6», то же «2»(«зачин»), например – это частность. Не общее. Несмотря на то, что автор прямо говорит о том, что «…в русских заговорах эпический зачин, судя по имеющимся записям, также явление достаточно позднее – он возникает не ранее 16-17 в., видимо, под влиянием других фольклорных жанров, а также как описание параллельных ритуальных действий, подкрепляющее их выполнение и способное их заменить при невозможности осуществить полностью требующийся ритуал. Отсутствует зачин и в заговорах других славянских народов»[1], современные язычники просто уже не мыслят себе заговора без данного элемента…

Вот еще пример, уже из родноверия. Из книги Озара Ворона и Рыси Беды “Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд” (вот у нас в вк мал-мала об этом было – Источник):

  1. Почитание наставников.
  2. Освящение воды и умывание.
  3. Почитание Солнца.
  4. Почитание Земли.
  5. Принесение даров духам места.
  6. Изгнание злых духов.
  7. Огораживание.
  8. Возжигание Огня и освящение жертвы.
  9. Зачин.
  10. Мир Богов.
  11. Обращение к Божеству.
  12. Принесение жертвы.
  13. Исправление ошибок.
  14. Замыкание обряда.

Несмотря на то, что непосредственно к заговору здесь относятся, помимо «1», лишь «9-14», заметно то же самое стремление впихнуть в свою схему все, что только можно. Поймите меня правильно. Разве я говорю, что, например, «Почитание наставников» или «Исправление ошибок» не свойственны славянским заговорам? Нет, свойственны. Они действительно встречаются в различных славянских традициях. Но являются ли они ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ? Вот в чем вопрос. НЕ нужно думать, что «чем больше элементов структуры, тем сильнее». Наоборот, зачастую прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена и чем больше этих звеньев, тем выше риски, что все «рассыпется» (не будет иметь силы). Сложность и «навороченность» заговора достигаются не за счет усложнения его структуры, а за счет совсем иного, о чем мы будем говорить далее.

По настоящему важны для заговора всего три части:

  1. Обращение к Силе;
  2. Намерение;
  3. Закрепка.

Причем традиционно самой важной считается именно последняя часть (любопытная параллель с описанным в «заговорном ритме» различием между церковным молитвословным стихом (отмеченность начала строки) и народным сказовым (отмеченность конца); так вот, современные язычники зачастую чересчур сосредотачиваются на начале (все эти «выйду, благославясь», «звездами обтычусь» и т.п.), а не на конце ;)).

Обращение к Силе. Справедливости ради, в заговорах не всегда озвучивается та сила, с помощью которой мы намерены осуществить желаемое. Вот, например, короткое русское заклинание от порчи: “уроки, призоры, прочь, отойдите; на пустой лес, на большую (полую) воду” (примеры здесь и далее даны по [2]). То есть здесь исполнитель приговора вроде бы не прибегает к помощи внешних по отношению к себе сил и действует исключительно от своего имени. Однако мы не будем принимать во внимание такие примеры, потому что мы все же рассматриваем заговоры не сами по себе, и не в рамках некоей «практической магии», а в рамках язычества, соответственно заговоры без обращения к внешним силам мы смело можем игнорировать.

Обращение может быть простым: «Матушка белая река,…», «Рябина, рябина, …». Может сопровождаться разнообразными эпитетами: «Заря-зарица, красная девица, …», «Месяц молодой, у тебя рог/ крест/венок золотой (серебряные рожки, золотые ножки)». А может разворачиваться до полноценного описания того к кому/чему мы обращаемся: «В чистом поле, в синем море синий камень, на нем стоит конь карий, на коне сидит человек старый, в руках держит иголочку золотую, ниточку шелковую, шьет рану зашивает, кровь устанавливает, щипоту вынимает у раба Божия Н. Ты кровь, стань, не теки, не капь…». Последний пример очень показателен. Несмотря на то, что формально здесь вроде бы есть обращение к крови («ты, кровь»),– той силой, с помощью которой останавливается кровь, – является «человек старый». В общем, смысл в том, что заговор начинается с того, что мы, так или иначе, обозначаем силу, с помощью которой мы хотим осуществить свое намерение. Это не обязательно некий мифологический персонаж или божество в классическом смысле слова. Не обязательно нечто одушевленное и не обязательно нечто персонифицированное (это, например, может быть «камень»). «Сила» может фигурировать в заговоре и в виде самых необычных и неожиданных образов (например, «человеческая мертвая голова» (смайл): «выду я в цистоё полё, в цистом поли стоит дуб, в этом дубу человеческая мёртвая голова, в этой головы нет ни урокоф, ни призороф, ни людских оговороф, ни отцёвой думы, ни материной. Такжо бы у моёго робёнка не были ни уроки, ни призоры, ни людскии оговоры, ни отцёвы думы, ни материны»).

Далее, понятно, мы должны выразить свое намерение (та часть заговора, которую можно назвать непосредственно «заклинанием»). Это может быть приказ, пожелание, угроза, просьба, мольба, декларация или утверждение («к примеру, создать вокруг охраняемого объекта магический круг … Это может быть мольба, как в молитве при отправлении в путь: «…ангел хранитель, огороди пути мои» (…); «…агардзи яго, Госпадзі, каменнаю сцяною» (…), приказ, как в заговоре на охрану скота от волков: «И етыя скоцина, сивая шарсцина… месячком обсадися, звездами обгородися, черной хмарой покрыйся…» (…), намерение: «Ношное урэмя обгорожусь у темном леси звяздами, у чистом поли месяцем» (…); «…оболокусь я оболоками, подпояшусь красною зарею, огорожусь светлым месяцем…» (…) или утверждение: «огороджаю огольчак рыжих горою камянною от земли до неба» (…); «огороджает {209} она, Пречистая Богородица, меня, раба Божия, имярек, своею нетленною ризою…» (…), в том числе выраженное формами прошедшего времени, как в свадебной песне-обереге: «Василька маци родзила, / зорками огородзила, / месяцом осьвецила…» (…); «Марисю матінка родила, / Місяцем городила, / Соненъком вперезала…» (…)»[3]). В традиции, конечно, существуют и специальные заклинательные формулы, о которых, впрочем, стоит писать отдельно (см., например (для подписчиков ноября) – «формулы времени») .

Ну и, наконец, «закрепка». Считалось, что без слов закрепки заговор не имеет магической силы. Кроме того, конкретная формула «закрепки» считалась индивидуальным достоянием знахаря, не разглашалась посторонним и передавалась «по наследству» (передача закрепки = передача магической силы). Закрепки также строятся по определенным традиционным формулам (см., например (для подписчиков ноября) – «формулы невозможного»). Пожалуй, для иллюстрации все же приведу здесь развернутую цитату про одну из самых распространенных – «ключ и замок»:

Видео

[видео]

Часть 1

Календарь и Коло жизни человека

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие