В честь дня рождения Сергея Михайлова (ака Ясенпень) изложу ниже некоторые идеи, которые я от него воспринял.

Суть в том, что древняя языческая религия отнюдь не была уничтожена с принятием христианства. Несмотря на то, что традиция прервалась, уничтожена была лишь старая форма язычества. Само язычество (не религия) осталась. Оно неуничтожимо, так как коренится не в конкретной религии, а в человеческой психике, в нашем теле, если угодно. Сколько язычество не уничтожай, оно будет возрождаться в разных формах вновь и вновь. Мифологическое мышление тому залог.

В качестве иллюстрации к данному тезису, можно привести забавное совпадение по поводу Триглава, божества балтийских славян. Житие Оттона: “Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней”. Апокриф “Беседа трех святителей”: “Василий спросил: «Что есть высота небесная, широта земная, глубина морская?» Иоанн ответил: «Отец, сын и святой дух».” Сами видите, тут просматривается явная связь с Триглавом. Тот – бог неба, земли и преисподней. Небесной высоты, земной широты, и глубины (морской или нет, не суть).

Причем данная идея – сочетания высоты, ширины и глубины – явно поздняя, а не древняя дохристианская. Сами эти понятия, как объясняет нам В.В. Колесов, довольно поздно появились в языке. Но триада небо, земля и море – древние (т.н. “Модель Трех Миров”), это факт. И идея сейчас состоит именно в языческом прочтении христианской культуры. У язычества есть одно коренное отличие от т.н. аврамических религий. Язычество – это поклонение самому Мирозданию вместо гипотетических сил, которые стоят над ним. В аврамических терминах, “твари”, а не “творцу”. Таким образом, когда мы начинаем поклоняться мирозданию, – мы, тем самым, возвращаемся к язычеству. “Во имя Высоты небесной, Широты земной и Глубины морской”.

Кстати, данная форма язычества не осталась чем-то сугубо “книжным”, а ушла в народ (имхо, именно потому, что за новыми терминами стоит все та же мифологическая модель. Вот, например, на южнославянском материале: “Земля как локус входит в ряд ВОДА – ГОРА – НЕБО – ЗЕМЛЯ. Пары ВОДА – ГОРА и НЕБО – ЗЕМЛЯ ограничивают пространство в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Этим объясняется закли- нательная формула “Кумим те водом и гором, небом и земльом” (Заклинаю тебя водой и горой, небом и землей). Нечистую силу заклинают крайними точками пространства…Вместо слова “земля” для обозначения нечистого пространства может использоваться синтагма “земальске ширине” или слово “ширине” (аналогично: “горске ширине”, “морске дубине” – морские глубины). В отличие от слова “небо”, “небеске висине” встречается лишь при обозначении нечистого пространства (“растури се по земальске ширине, морске дубине, небеске висине” – рассейся по земным просторам, по морским глубинам, по небесным высотам).” А.Б.МОРОЗ “МОТИВ ЗЕМЛИ В СЕРБОХОРВАТСКИХ ЗАГОВОРАХ”. Встречаются упоминания Высоты, Ширины и Глубины и в восточнославянских заговорах.

В общем, смысл этого примера не в том, что нам нужно “христианское” читать “по язычески”, якобы потому, что нам не хватает “своего”. Смысл в том, что нам нужно понять, в чем состоит наше, языческое, мировоззрение и прочитывать все через него. Не шарахаться от чего-либо просто потому, что мы считаем это “чужим” или “поздним”, а рассматривать ВСЁ через призму мировоззрения, – искать во всем Глубину, Ширину и Высоту.

Как только начала умирать древняя традиция, сразу же стала рождаться новая. И у этого нового были новые, чужие имена, которые со временем пустили корни в душах людей и стали своими. Вместо старых, уснувших богов пробудились новые. Они не были пришельцами из других земель, они были здесь всегда. Просто катастрофа Крещения привела к изменению угла зрения людей на мир и позволила обнаружить новых богов. Так, например, появился у нас Никола, который с Мирликийским епископом имеет общее лишь имя. Так же как имеют только общее с древними богами имя и ангелы громные Перун да Хорс. Так появился Иосаф, царевич того индийского царства, которое когда-то воевал Вольга. И который распространил за тремя морями и в Опоньском царстве спасительную веру. Открыли мы и вечный тайный град Китеж, и святое царство Беловодье. И вот в этом новом мире стала развиваться новая духовная культура, новая традиция. Частью устная, частью письменная, частью изобразительная.

Но пришло время умереть и этой форме. А значит и родиться новой. Но как и предыдущие, вырастет она на почве старых.

Поиск

Журнал Родноверие