Буду краток. Попытаемся выразить суть летнего солнцестояния одним словом. В голову приходят такие слова как “пик”, “вершина”, “кульминация” и иже с ними. Природные циклы, они же, скажем так, неоднородны. То есть это, конечно, движение по кругу, но круг этот, если можно так выразиться, все же не в горизонтальной, а – в вертикальной плоскости. То есть внутри природного цикла есть и подъем и спад. Так вот, сейчас – как раз тот момент, когда мы на вершине. В месячном цикле этому моменту соответствует полнолуние. В дневном – полдень, когда солнце в зените. В жизненном цикле растений – расцвет, цветение.

В недавнем посте для подписчиков мая я уже упоминал научную статью, где сравниваются узоры народной вышивки на рушниках и определенные традиции построения заговоров – в определенных регионах ( Нечаева Г.Г. “О семантическом сопоставлении композиций заговорных текстов и орнамента рушников. Неглюбская и приснянская традиции”). А сегодня вдруг осознал, что в славянской изобразительной традиции есть один любопытный паттерн… В общем, смотрите, вот, например, крест, который в свою очередь, заканчивается крестами на концах (т.н. “крест крестов”, незаслуженно сейчас, с легкой руке неоязычников-балтов начала ХХ века, называемый “крестом Мары”):

Прочел недавно у Агапкиной отрывок о том, что в заговорах на камне Алатыре иногда помещали не самих сакральных персонажей – святых (разумеется, для нас и нашей темы,=богов), а их культовые изображения – иконы (=идолы):

” О том, что сюжетный тип обращения в сакральный центр может быть связан с традиционными местами культа (христианского, дохристианского), говорит и тот факт, что иногда в заговорах сакральный персонаж, к которому направляется субъект заговора, подменяется находящимся в церкви иконописным изображением, ср. такой фрагмент вятского заговора:

Небольшой скетч, органически выросший из недавнего обсуждения в нашем телеграм-чате такой животрепещущей и злободневной темы как “парк как новоязыческий храм” (понятно, что недавними новостями из Екб у меня это все вдруг было навеяно, но в любом случае, сама по себе данная тема – самостоятельна и глубока, поэтому я решил попридержать с ее публикацией до той поры, пока весь этот текущий хайп не сойдет, – т.е. полностью все это будет выложено позже).

В продолжение предыдущей заметки о связи между современным язычеством и традиционным – и по второму из обозначенных там в начале пунктов. Потому что, если уж говорить о связи, то самое главное и важное – это установить связь между язычеством и нашей повседневной жизнью. Не хотелось мне, конечно, говорить столь банальные вещи, но… Во-первых, почему-то, далеко не все еще понимают это, а во-вторых, суть в том, что такая связь не устанавливается просто так, сама собой.

Призываю всех вернуться к этим основам. Но прежде всего, призываю задуматься над следующим вопросом: “Зачем вообще нужно язычество в современном мире?” Или, слегка переформулировав данный вопрос: “Зачем современному человеку, которому вполне комфортно внутри своей картины мира, – еще и язычником становиться?”

Предварительный эскиз для нашего пишущегося раздела “славянские символы”. Перед тем, как продолжать писать объемные статьи для подписчиков про отдельные славянские символы, решил немного прикинуть, а на что это все, собственно, похоже, если собрать все воедино. И вот что получилось.

Первоначально я планировал написать всего три текста, посвященных различным путям решения основной проблем славянского (ново)язычества, как я ее вижу – крайней скудности источников о высшей мифологии, о богах: Путем Балтов, Путем Синто, Путем Викки (первый из них, «Путем Балтов»). Однако в процессе я понял, что мне не обойтись и без этого – четвертого, который я сначала хотел назвать «путем осетин» (из-за Уасгерги и прочего), но потом понял, что народная религия осетин еще очень ценна нам, сама по себе, поэтому назвал, в итоге, имеем кубинской сантерии (- гуглится; ну а если вкратце, то это – одна из карибских «синкретических религий», типа Вуду, где вроде бы внешне и алтарь весь в фигурках Христа и святых, но.. и кур им режут и катаются по полу в трансе и, по сути, под благочинной маской из католических святых там всякая прочая архаическая хрень и дичь происходит, а вовсе не чинная воскресная молитва в христианском храме).

В честь дня рождения Игоря Кротова (https://vk.com/flamedmane), которого приводят в трепет и которому кажутся живыми и таинственными – огонь, вода и лесная чаща :-), потому что идея ниже принадлежит ему.

Я пишу это все не для того, чтобы вступить в споры о «верховном боге Роде». Тут, на мой скромный взгляд, спорить и не о чем. Любому мало-мальски вдумчивому человеку понятно, что Род не мог быть «верховным» божеством в том смысле, в каком его раскрутил Рыбаков и позднее подхватили родноверы. Хотя бы потому, что как уже замечал у нас Олег (http://novoyazychestvo.ru/o-vozmozhnoj-ikonografii-roda-i-rozhanic-8.html), – это божество известно только восточным славянам, т.е. оно не древнее и не общеславянское. Наоборот, это относительно поздняя персонификация, известная нам в основном по поучениям против язычества.

Поиск

Журнал Родноверие