«(…) в конце XIX в. 73-летняя жительница г. Касимова Ксения Илларионовна Сурина перед смертью отказалась от причастия, заявив, что «таинства — вздор», «Христос — не бог, его вовсе не было, он не страдал и не спасался», а бог «есть зарница, утренняя звезда» и «молиться нужно в лесу, в кустарниках, на источниках»»

(Серяков М. Л. Богини славянского мира.)

В нашем сообществе уже был очень неплохой текст от Максима Сухарева о Заре как божестве. Однако я, тем не менее, взялся за написание своего варианта, чтобы получить искомое — максимум фактов, минимум предположений. И начну я с того, что обозначу (вслед за Максимом) главные трудности.

В некоторых текстах их две (утренняя и вечерняя):

«Гой еси ты, заря утренняя, и ты, заря вечерняя, пади ты на мою рожь и проч., дабы она росла как лес высока, как дуб толста»

[Майков Л. Н. Великорусские заклинания. — С.-Петербург, 1869. Стр. 111.]

Причём обращение в единственном числе («пади ты») вовсе не означает, что произносящий заговор отождествляет утреннюю и вечернюю Зори. Это довольно часто встречающаяся в заговорах особенность.

Для сравнения:

«От сглаза. (…) «Благослови, сыра земля (при этих словах нужно прикоснуться ладонью к земле), огонь (зажигается свеча), вода (нужно разбрызгать святую воду) и небо (возжигается ладан), отец и мать на весь благодатный»».

[Усольские древности. 2004. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX – XX вв. Источник]

Хотя в таких случаях возможно и употребление множественного числа:

«Заря-заряница, красная девица, утренняя заря Марья, вечорна заря Дарья, придите и принесите рабу Божьему (имя) сну и спокою»

[Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. — М., Издательство Московского университета, 1998. Источник]

В некоторых текстах Зорь больше.

Три:

«Утрення заря Марья, вечерня заря Дарья, ночная Мария, придите, возьмите у раба Божия младенца (имя) бессонницу-полуночницу, беспокоицу, дайте рабу Божию (имя) сну и покою, большого угомону с вечерней зари до утренней, с утренней зари до восходу красна солнышка». [Там же.]

Четыре:

«Утренняя заря Дарья, вечорняя заря Марья, дённа заря Мария, ночна — Пелагея! Придите, пожалуйста, принесите, пожалуйста, рабу Божью Ивану сну и спокою с вечера до утра, до красного солнца, до белого дня». [Там же.]

Или даже неопределённое количество:

«Зоры зоряныці! возмить раба Божого N жовтяныці: ранні, и повранні, денны и повденны, вечірні и повечірні, ночныі и повночныі!»

[Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряж. ИРГО. Юго-запад. Отдел. Материалы и исследов., собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 1: [Верования и суеверия. Загадки и пословицы. Колдовство]. СПб: 1872. Стр. 113.]

Поиск

Журнал Родноверие