Есть в Белоруссии почитаемая святыня — Кременецкий валун, он же — Даждьбогов камень. Почитаемый до сих пор — об этом можно прочитать, к примеру, здесь: «Камень-Даждьбог дарует дождь и благополучие, но переезжать ни за что не хочет». Впервые я узнал о нём, помнится, из «Книги Природной Веры» Велимира Сперанского:

«Совершенно потрясающие материалы на эту тему принесла этнографическая экспедиция А. Н. БССР из Лагойского района Минской области в 1988 году, (данные Левкова). Выяснилось, что там последний раз поклонялись Даждьбогу ровно три года назад, в 1985 году. Оказалось, что Даждьбог известен сельским жителям и у них есть свой ритуал поклонения, часть которого стала известна этнографам! Основным информатором исследователей была местная «жрица» Зося Рогач, 74 года. В слове «жрица» мы ставим кавычки, потому, что сама она не догадывается об этой своей роли. От нее, и других жителей, стало известно следующее.

Даждьбогом зовут священный камень, размером 100 на 70 на 40 см., который лежит на лесной поляне. На камне есть несколько круглых углублений, из чего этнографы полагают, что на нем в прошлые века растирали зерно. Ранее лес вокруг камня не рос, но стоял забор, место было влажное. В дальнем углу огороженной площадки помещалась бочка без дна, ее наполняла из земли святая живая вода.

Ходили к камню на Купалу, Великодень, Семуху и по выходным. Приходили в засуху. И зимой и летом приходили не только старики, но и молодежь из соседних деревень. Собирались еще затемно. Старались попасть на место до восхода солнца. Меж собой называли камень: Богов камень, Святой, Даждьбогов.

Тот, кто приходил к камню, сперва клал рядом с ним жертву «ахвяровался», (по-белорусски идол — стод, жертва — ахвяра). Камню несли хлеб, платки, холст, яблоки, ягоды, цветы, предметы своего кустарного ремесла.

Затем шли к воде. Горстями наливали ее в лунки «следки» на камне. Просили вылечить от болезней, спасти корову, послать дождь, вообще много чего просили.

Особенно выручает камень от засухи. Как раз в 1985 году к нему и обращались по этому поводу. По деревне ходила старая баба и собирала девять вдов. Женщины предварительно заготовили четыре лаги в рост человека. С предварительными обрядовыми действиями, их подкладывали под камень, приподымали его, покачивали, двигали. При этом читали молитву: «Боженька помоги, дождик принеси на поля наши…», далее текст молитвы не известен. После этого ждали дождя на третий день. Лаги оставались под камнем столько, сколько требовался дождь. Когда дождик был более не нужен — лаги убрали». [Велимир Сперанский. Книга Природной Веры. Источник: http://e-libra.su/read/551584-kniga-prirodnoy-very.html]

Велимир далее делает из этого вывод, что Даждьбог в славянской мифологии, помимо всего прочего, — бог дождя:

«Таков современный этнографический материал. Он навел этнографов на мысль, что Даждьбог — это не просто бог солнечного света, как объясняет Б. А. Рыбаков. Потребность людей попасть к камню до рассвета указывает на его связь с Солнцем. Но солнечная ипостась Даждьбога оказалась в данном случае не главной. Главным оказалось то, что он бог Дающий, бог спокойного кормящего дождя. Он, как предок бескорыстно помогает своему народу. Потому, если нужен дождь, то естественно просить Даждьбога о теплом дожде, нужном для земли и растений. Когда будет нужно солнечное тепло, то к нему пойдут и с этой просьбой, ибо, как сказано, «много чего просили»». [Там же.]

Это, сами понимаете, необычная трактовка образа. Мягко говоря. Почти все считают Даждьбога солнечным божеством, с дождём никак не связанным, другие версии (как, например, теория О. В. Кутарева, полагающего, что он — бог неба) — редкость. К тому же, есть и мнение, что этот камень на самом деле не называли «Даждьбоговым»: «Название «Даждьбогов камень» местные жители не знают, поэтому и считается, что оно ошибочно попало в литературу».

Я не берусь судить о подлинности названия, потому что подробностей по этой теме мне найти не удалось. Однако — на правах гипотезы — предложу свой вариант. Если название «Даждьбогов камень» действительно существовало — возможно, оно относилось не к древнерусскому Даждьбогу, а к богу дождя из «этнографического» пантеона, о котором я недавно писал. Дело в том, что по-белорусски «дождь» — «даждж». К слову сказать, Эрнест Левков, на которого ссылается Велимир, именно так этимологизировал имя Даждьбога:

«Когда-то верили, что Дажджбог каждое утро выезжал на колеснице из своего дворца где-то на востоке и делал дневной объезд по небу. Слуги дождями омывают его освещенное лицо. В самом наименовании славянского бога — Дажджбог — есть просьба дождя». [Виктор Нестерович. Кременецкий камень благополучия. Источник: http://museum.logoysk.info/ru/logoysk-district/122-villages/462-prosperity-stone.html]

Это, конечно, не более, чем предположение — и я даже сам далеко не уверен в его истинности. Ничего твёрдого, в общем. Но тем не менее.

Поиск

Журнал Родноверие