«Когда, о Парджанья, ревя,
Гремя, ты убиваешь злодеев,
Это встречает ликованием всё,
Что только есть на земле.

Ты вызвал дождь – так прекрати же его вовремя!
Ты сделал пустыни легкопроходимыми,
Ты породил растения для питания,
И ты нашел молитву (благодарности) от (всех) существ».

(Ригведа)

Всем, я полагаю, известно, что, согласно славянской мифологии, дождём управляет Перун-Громовержец. Во-первых, у нас есть прямое свидетельство из белорусской этнографии — там сохранилась обрядовая песня с такими словами:

«Перун-Перуне!
Помоги, божа,
Хмару отогнати,
Да за тыя лясы тёмныя,
Ды за тыя горы высокия».

Её пели для отгона тучи во время жатвы белорусские переселенцы в Сибири в XX столетии. Песню исполняет (и, кроме того, рассказывает о том, где и при каких обстоятельствах он её услышал) Михась Басяков в документальном фильме «Рух зямли» (1999). Отрывок есть здесь:

{youtube}_-oSObkP7YI{/youtube}

Ср. также детскую закличку — обращение к персонифицированному Грому:

«Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи!»

[Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989. Стр. 242.]

Во-вторых — это просто логично. Ну кому ещё, как не Громовержцу, управлять дождём? Для сравнения — народно-христианского Громовержца (св. Илью) почитали в том числе как подателя дождя: «Кроме функции повелителя грозы, грома и молнии, Илья-пророк исполнял функцию «хозяина дождя». Народные легенды так говорили о том, почему на земле идет дождь: Илья, развозивший по небу воду для святых, «расплескивает малость»; а зимой не бывает грозы с дождем, т. к. «зимою святые без воды сидят» (смоленск.) или: любознательный крестьянин поднялся на небо и увидел Илью-пророка, разъезжавшего на своей колеснице, от движения которой происходил сильный гром, а из-под копыт крылатых коней вылетала молния. Илья подъезжал к большому чану с водой — черпал воду ковшом и поливал небо, от чего на земле шел дождь (владимирск.)». [Баранова О. Г. Ильин день. Источник]

Однако в народной традиции, дождь — не только объект, но и субъект. Иными словами, Дождь — божество.

В одном из своих текстов о боге Месяце я уже упоминал об известном нам из колядок сюжете, в котором к хозяину дома приходят Солнце, Месяц и (персонифицированный) Дождь: «Во многих К. рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от к-рых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца: «Сонечко говорит: «Нет як над мене: / Як я освечу горы, долины, / Церкви, костелы и вси престолы». / Ясен мисячок: «Нет як над мене: / Як я освичу темну ночейку, / Возрадуются гости в дорози, / Гости в дорози, волойки в стози». / Дробен дожджейко: «Нет як над мене: / Як я перейду три разы на ярь, / Три разы на ярь мисяца мая, / Возрадуются жита, пшеници, / Жита, пшеници и вси ярници»». [Соколов Ю. М. Колядки // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: издательство Коммунистической академии, 1931. — Т. 5 Каани — Кюхельбекер. Источник]

Поиск

Журнал Родноверие