Есть в славянской этнографии значимое явление — канун праздника. Ночь перед Рождеством, ночь на Ивана Купалу и т. п. Само слово «канун» — греческого происхождения, и, очевидно, попало к нам при посредстве христианской церкви. Ср. также значения этого слова в словаре Даля: «(…) день или вечер перед днем, о котором идет речь; день, в отношении к заутрию; предшедший чему день, вечер. || Моленье, молебствие, празднованье какому угоднику, накануне дня памяти его, особ. во время начала и окончанья полевых работ; вообще молебен и панихида. || Кисель с сытою, или блины с медом, или кутья по усопшем; || стол, пища, благословенная священником, сорокоуст. || Мед, пиво, брага, сваренное к празднику или на память усопшего; (…)».

С одной стороны, канун — это, вроде бы, ещё не праздник (навечерие Рождества / ночь перед Рождеством — это ещё не Рождество), с другой стороны — примыкая к празднику, он составляет с ним единое целое. Эта двойственность, по-видимому, объясняется тем, что в церкви используется два способа отсчёта суток: «Церковный день начинается с вечера. Первая служба суточного круга – вечерня. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу (Лев. 23:32). Такой способ отсчета суток связан с повествованием в книге Бытия о днях творения: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). Следовательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово нюхтэмерон переводится ночь-день, т. е. сутки. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. Вне богослужения (например, начало и окончание постного дня) Церковь использует греческий способ исчисления суток – с полуночи до полуночи». [Автор: иеромонах Иов (Гумеров). Источник] Поэтому мы и получаем ситуацию, когда даты у праздника и его кануна — разные, но из ритуалов понятно, что это, в сущности, один и тот же праздник.

Из сказанного выше следует, что народный обычай отмечать праздник, начиная с кануна, — может быть христианским влиянием. И возникает закономерный вопрос — что нам с этим делать? Отказаться от канунов — затруднительно. Большая часть обрядности, к примеру, праздника Купалы у родноверов (в полном соответствии с этнографией) приходится именно на канун. Да и сам я в своём недавнем тексте о календаре предлагал отмечать Новолетие, начиная с кануна — с даты безлуния (астрономического новолуния), а не с даты новолуния (неомении).

Здесь мы снова подходим к вопросу о методах реконструкции. Если мы пытаемся восстановить дохристианское язычество древних славян — мы не сможем доказать, что начало празднования в канун — это нечто славянское и дохристианское. Просто потому, что мы почти ничего не знаем о праздниках славян того времени. Однако, если наше язычество — «этнографическое», то нам важно не происхождение, а языческая суть того или иного элемента. Я уже ранее писал об этом — к примеру, здесь

И тут нам может помочь сравнительная мифология. С её помощью нельзя доказать, что нечто было у древних славян (это можно только предположить) — см. об этом мой текст «О бесполезности сравнительной мифологии»: здесь Но с её помощью можно доказать, что тот или иной элемент «народного христианства» не является чем-то специфически христианским. Если нечто встречается в какой-то языческой культуре (или культурах) — то оно является языческим по своей сути, и, следовательно, приемлемым для нас. Несмотря на то, что конкретно к славянам оно, быть может, попало через христианство.

И сравнительная мифология показывает нам, что в обычае начинать праздник в его канун нет ничего специфически иудейского или христианского. Цитируемый мной выше иеромонах Иов, очевидно, ошибся, отсчёт суток с полуночи — это древнеримский способ. А греки-язычники (как и евреи) считали сутки от заката и до заката: «День (греч. ἡμερα, лат. dies). Понятие Д. означает и день естественный (naturalis), и день гражданский (civilis). (…) Гражданский Д., сутки, у древних определялся весьма различным образом. Вавилоняне считали сутки от утра до утра, умбры — от полудня до полудня, греки — от заката до заката, а римляне — от полуночи до полуночи». [Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. Источник] Так же, по-видимому, отсчитывали сутки древние кельты и германцы:

«Галлы все считают себя потомками [отца] Дита и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день». [Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. Источник]

«Счет времени они ведут не на дни, как мы, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользуются, принимая постановления и вступая в договоры друг с другом; им представляется, будто ночь приводит за собой день». [Публий Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. Источник]

Поэтому и для нас нет ничего зазорного в том, чтобы использовать этот же способ отсчёта и, в соответствии с ним, начинать отмечать праздники в их кануны. Хотя канунами, конечно, это время будет согласно нашему современному общепринятому (григорианскому) календарю, в котором используется римский счёт суток от полуночи и до полуночи. Если же применять греческий способ отсчёта — кануны праздников перестанут быть таковыми, потому что попадут в те же самые сутки, что и праздники.

Поиск

Журнал Родноверие