Вниманию наших постоянных читателей произведение современных бардов, Дмитрия Гаврилова и Ольги Розовой, посвящённое легендарному Олегу Вещему, то есть Орвар-Одду.
Повержены вороги. Твердью стоит держава… Но многие годы никто не тревожит, ничто не манит великого Орвара*-Одда… Ах, боги! Хранили героя, любя — Стрелок, путешественник, воин… Да предки к себе призывают тебя — на Север, обратно — за море. Уж всё, что положено, ты совершил, любезный Вотану воитель! Но всех — и друзей, и врагов — пережил могучей Руси устроитель… Божественный дар — властелина судьба. Да стынут виски сединою, и в сердце усталость, как песня раба, ползёт ядовитой змеёю. И пенная брага полынью горчит… Добычей забвенья и тлена твой лук тетивою уже не звенит, сокрытый в кургане священном. Но смерть — лишь начало Иного пути. Ты — Вещий! Не стой у Порога! А Млечной тропою за Водчим иди в чертог Одноглазого бога… Вершится под звёздами времени бег, ровняя курганы на бреге… Но в памяти русской пребудет вовек легенда о Вещем Олеге!
18 октября 2014 года, Дом В.Я. Брюсова
* Я и Ольга Розова сознательно погрешили против правил перевода древнескандинавских имён. Разумеется, прозвище Одда — «Орвар» — несклоняемая часть. Орвар-Одд, норвежский простолюдин, проделавший во второй половине IX века путь из бондов в викинги, из викингов — в конунги, а после, в начале X-века — и до великого князя, правителя государства Русь. Таким образом скандинавское имя нашего Олега — Одд, а прозвище — «Орвар» — Стрела. Всё, к чему пришёл он на закате жизненных дней, есть заслуга исключительно самого Олега-Одда. Судя по всему этот герой не слишком полагался на милость богов (сильные сами двигают звёздами!), а воспитавшие его единоплеменники сумели лишь преподать Одду к четырнадцати годам множество тех искусств, коими, по их мнению, в согласии с Северной традицией должен был бы владеть мужчина (включая сложение вис). Все наследники и потомки Олега-Одда не могут быть ни в коей мере сопоставимы по масштабу личности со своим предшественником, родителем, предком, фактическим основателем древнерусского государства и династии «Рюриковичей». Они пришли на всё готовое, а он всего добился сам.