Расскажите нашим читателям немного о себе. В частности, относите ли вы себя к какому-либо годорду?
— Я обычный человек: сын, муж, отец, офицер запаса, по образованию – экономист. К какому либо годорду себя не отношу, потому что ни в одном не состою.
Что означает Ваше имя Хадекен, и было ли оно обретено Вами каким-то особым образом?
— Однажды мне нужно было подобрать короткий и запоминающийся логин к почте на Gmail. И поскольку мое творческое полушарие заполнено, в основном, чем-то оккультно-мифологическим, то я стал перебирать различные имена собственные. И hadeken оказалось свободным. Это имя кобольда из германской мифологии, по преданию пугающего неверных жен. Я тут же провел параллель с моей любимой «Перебранкой Локи», где тот проходился, в частности, и по благоверным асов и решил остановиться на этом. А так ничего особенного в этом выборе не было и нет.
Кем вы себя позиционируете — приверженцем Северной традиции или все же Западной?
— Приверженцем знания.
Кто для вас авторитет из авторов по теме Северной Традиции?
— Стеблин-Каменский.
С чего началась ваша заинтересованность исландским колдовством? Почему настолько привлекло именно оно, в чем его специфика и привлекательность?
— Так исторически сложилось: к моменту появления заинтересованности я уже чуть более пяти лет гадал на рунах, усиленно изучая базу по германо-скандинавскую культуре (ибо руны делает рунами их происхождение), параллельно копая и практикуя приемы западных оккультных школ. Потом, в один прекрасный день, набрел на сайт исландского музея колдовства, увидел гальдраставы, подивился и занялся этой темой, которая, как оказалось, образовалась из смешения исландского рунического наследия и материалов европейских гримуаров. Вот так соединились воедино две большие интересующие меня области, до этого момента они успешно мимикрировали под параллельные прямые и вот таки пересеклись.
Несколько слов о геомантии. Чем она может быть полезна, чем удобна и хороша?
— Полезна ровно тем, чем может быть полезен любой мантический и магический инструмент, а таковым геомантия исконно и является. Если в случае с рунами известно, что они совершенно точно использовались в качестве алфавита, точно — для магии и священных обрядов и совсем не точно — для гадания, то геомантические символы не были алфавитом никогда.
Одно из ее очевидных удобств то, что геомантия не требует специального реквизита. Если у тебя нет с собой рун или карт, то процесс гадания накрывается медным тазом, а для геомантии требуется лишь карандаш с бумагой или палочка и земля под ногами.
Хороших или плохих мантических инструментов не бывает, бывают плохие и хорошие гадатели — такая вот банальность. Это людям может быть удобно-неудобно, нравиться-не нравиться, а инструменту — все равно.
Как вы относитесь к смешению традиций в практике? Когда это допустимо, когда нет?
— Плохо отношусь. В самых запущенных случаях это выглядит так, как если бы для выполнения некой работы сформировать команду из чистокровных евреев и ярых антисемитов. Естественно, нет правил без исключения и каждый случай следовало бы разбирать отдельно, но в каждом таком случае необходимо руководствоваться здравым смыслом. Например, составляя талисман, я допускаю «смешение» геомантических и алхимических, потому что они — «из одного котла», их соответствия не конфликтуют и информационный посыл они формируют однородный, а не аляповатый. А вот германские руны я бы не смешал с исландскими или англосаксонскими — породившие их культуры родственны, но не тождественны.
С рунами понятно. А как Вы относитесь к смешению христианства и язычества, ведь, как известно, познеисландские заговоры и молитвы «грешат» именно этим?
— Неоднозначно. С одной стороны, я понимаю, что такова была именно живая традиция, а с другой – что сейчас-то мы можем отделить одно от другого. Что было – то было, но это не означает, что так должно продолжаться и впредь. Сегодня я рассматриваю это разделение как задачу отредактировать форму, оставив неизменной суть.
У вас есть статистика применения ваших ставов разными людьми? И как, работает исландская магия на славянской почве?
— Такой статистики я не собираю. Все люди разные, условия создания и применения знака отличаются в каждом конкретном случае и даже если собирать статистику, то она будет не показательна. И я не верю в понятие «рабочести» талисмана или ритуала.
Любой магический знак из любой традиции несет в себе определенную оккультную концепцию. Например, как один из вариантов «изобилие». И для скандинава, и для славянина, думаю, «изобилие» выглядит одинаково в сути своей.
Как вы считаете, ведовством может заниматься любой человек? Если нет, то, по вашему мнению, кто может им заниматься?
— Нет, не любой, как и любым другим делом. Можно быть высокоинтеллектуальным гуманитарием, но иметь сложности с забиванием в стену гвоздя. На мой взгляд, все дело в такой иррациональной штуке как предрасположенность. И в судьбе, конечно.
То есть в судьбу вы верите. А как полагаете, человеку дана возможность её изменять? И если да, то, на Ваш взгляд, каким образом этого можно достичь?
— Я фаталист и верю в предопределенность. На жизненный путь я смотрю как на коридор, где есть вход и выход — рождение и смерть – как точки старта и финиша и есть само пространство коридора. Вот в рамках этого пространства вполне допустима свобода воли, провоцирующая повороты, петли и зигзаги, но не более того. Наши частные судьбы – как ветви одного гигантского, например, общечеловеческого Древа Судьбы: если уж суждено было прорасти на северной стороне, то, скажем, о южной можно забыть сразу же.
Что нужно знать для того, чтобы составлять гальдраставы самим?
— Нужно знать, что «гальдрастав» — не специфический термин, а иностранное слово. Исландцы могли назвать гальдраставом все, что угодно в этой области.
В прикладном смысле — надо забить себе голову тем, что она была предположительно забита у исландцев в то время, т.е. материалом по исландским рунам, фольклору, мифологии, не забыть о языке и обратиться к континентальным источникам, которые приводили исландцев в лютый восторг, судя по рукописям, — средневековым гримуарам. Коротко говоря, влезть в шкуру среднестатистического исландского колдуна тех времен. Мягко говоря, задача не из легких — нигде не встретить популярного объяснения методов и алгоритмов, но понимание может придти через продолжительное переваривание материалов и экспериментов.
Предполагает ли «забивание головы фольклором и мифологией» Ваше участие в обрядах, блотах и отмечание основных праздников в Традиции? То есть считаете ли Вы себя язычником, и находит ли это отражение в Вашей «обычной» жизни?
— К счастью или к сожалению, но я не принимал и не принимаю участия в групповых обрядах, блотах, да и праздники не люблю отмечать. Вообще я довольно нелюдимое существо и большие тусовки меня тяготят.
Я не очень хорошо понимаю, что значит быть язычником и как моя гипотетическая причастность к язычеству могла бы скорректировать мои будни. Да и понимать, признаться, не стремлюсь особо – какова бы ни была суть ярлыка, он так и останется ярлыком.
Как думаете, Вы несете какую-то личную ответственность за тех людей, которые используют ваши гальдраставы, выложенные в сеть? Ведь в Традиции вряд ли Учитель стал бы делиться сакральными знаниями с учеником, не зная его лично и не оценив предварительно уровень его возможностей.
— Честно говоря, не чувствую и не несу совсем – у каждого должна быть своя голова на плечах, занятая своим штатным делом – думать, думать и думать еще, прежде чем пытаться что-то нашаманить самостоятельно. Кто больший дурак – та самая дама, что решила посушить кошку в микроволновке или производитель микроволновки, не указавший в инструкции «нельзя сушить кошек»?
С сакральными знаниями — еще проще: у меня их нет. Есть только обычные оккультные методики и алгоритмы, я не вижу в них ничего особо сакрального. Да и о них как раз я рассказываю в довольно узком кругу людям, которых знаю лично и чей уровень могу представить.
Где вы учили исландский язык, по каким книгам?
— Самостоятельно, по всем книгам, которые попадались под руку. Начал со Стеблин-Каменского, продолжил «Tеach Yourself Icelandic» и т.д.
Что вы посоветуете человеку, который только начал вникать в тему исландского ведовства? С чего начать? Какие книги порекомендуете?
— Книги Леонида Кораблева, конечно. Остальная литература по этому вопросу — труднодоступна и на исландском языке.
Как Вы относитесь к тому, что сейчас, благодаря книгам того же Кораблева, знания, которые ранее были доступны лишь избранным, может использовать любой человек?
— Спокойно отношусь. Лучше Сигрдривы здесь и не скажешь:
То руны письма,
повивальные руны, руны пива
и руны волшбы, —
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся знаньем
до смерти богов!
И дальше:
Теперь выбирай,
коль выбор предложен,
лезвия клен, —
речь иль безмолвье;
решай, а несчастья
судьба уготовит.
И, в заключение разговора, расскажите, пожалуйста, о Ваших проектах и планах на будущее.
— Ничего особенного – молиться, читать, читать, читать, перечитывать, работать и обрести.
Благодарю за интервью!