Творчество Марии Радзивил

В городской администрации (пл. Революции, 6) открылась выставка живописи Марии Радзивил. Она разносторонняя личность: предприниматель, профессиональный историк, художник.

– Мария, как вы сочетаете в себе столь разные ипостаси художника, предпринимателя и историка?

– Это сочетание помогает мне смотреть на искусство с разных сторон. История дает понимание контекста, предпринимательство – умение организовать процесс и донести свое творчество до людей. А художник – это сердце всего. Как предприниматель я занимаюсь созданием одежды и принтов для тканей, и здесь художественный вкус, чувство гармонии и цветовых отношений играют ключевую роль. С другой стороны, бизнес дает мне финансовую независимость, а это важно, ведь качественные материалы для живописи стоят недешево.

– Вы упомянули, что история для вас – источник вдохновения. Почему вы выбрали для своей новой серии работ скандинавский эпос?

– Меня всегда интересовала мифология. Многие люди знают имена Одина, Тора, Локи благодаря современным фильмам, но в основу сюжетов легли истории из "Старшей Эдды" – одном из величайших мировых эпосов. Например, Локи – самый загадочный из скандинавских богов, хитрый обманщик, который может менять обличья. Я попыталась передать его многогранность в своих работах, создав образ, который не привязан к определенному полу, с ироничной улыбкой взирает на людей.

– А чем интересен образ вельвы?

– Так называли женщин викингов. Это были могущественные провидицы и шаманки с их неотъемлемыми атрибутами – посохами. В сагах их описывают как старых ведьм, разносящих людям свои пророчества. Я хотела отразить в своей работе уважение к этим женщинам и их особой роли в обществе.

Как вы пришли к созданию картин, посвященных славянским богам?

– Эти картины появились после прочтения романа Андрея Рубанова «Человек из красного дерева». В нем рассказывается о деревянных идолах, которые уничтожались в петровские времена. Многие из этих фигур изначально были языческими истуканами, впитавшими в себя
молитвы и надежды людей. Я хотела передать это ощущение глубокой связи с историей и духовностью, показать, что даже после уничтожения эти образы продолжают жить в нашей культуре.

– Еще одна грань вашего творчества – портреты. Существует мнение, что художник изображает в портрете прежде всего себя и свою индивидуальность. Как вы относитесь к этому?

– Каждый портрет, написанный с чувством, становится не только портретом модели, но и портретом самого художника. Я стараюсь не просто воспроизвести внешний облик человека, но и передать его характер. Важно заметить те нюансы, которые делают каждого человека уникальным. Это возможно только в личном общении, в процессе сопереживания. На Руси
портреты назывались «парсунами» – от латинского «persona», что означает «личность». В этом слове заключена суть портрета как способа раскрытия человеческой сущности.

– Какие художники вас вдохновляют?

Меня восхищают очень разные мастера. Стараюсь черпать вдохновение и у классиков, и у современников. Например, меня поражают работы Рембрандта – его умение передать свет и тень, глубину человеческой души. Восхищаюсь мрачными картинами Гойи, ангелами и демонами Врубеля – эти произведения заставляют задуматься. Трогают психологические портреты
Серова. Из современных художников отмечу Николая Блохина с его выразительными портретами и Бато Дугаржапова с его пейзажами, наполненными светом и жизнью.

– Мария, ваша выставка только открылась. Что вы хотели донести до зрителей через свои работы?

– Это приглашение ненадолго отвлечься от повседневной суеты, погрузиться в мир эмоций и подсознательных ассоциаций. Как говорил Лис из романа Экзюпери «Маленький принц»: «Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Мне очень важно, чтобы мои картины говорили с людьми именно на этом уровне – через чувства и эмоции, которые не всегда
поддаются рациональному объяснению.

Поиск

Журнал Родноверие