Сегодняшний гость рубрики «Беседы с мастерами» — Братислав (Александр Козлов), кожевенных дел мастер из ставропольской общины ССО СРВ «Славянское наследие».

- Здравствуй, Братислав. Скажи, как ты пришёл к родной вере?

- Дело было давно. В старших классах я увлёкся книгами в жанре славянского фэнтези, из которых узнал о существовании Славянских Богов. Начал интересоваться, искать в интернете, находил сайты, через них нашёл единомышленников в своём городе. Побывал на первом своём празднике Комоедица в ставропольской общине «Славянское наследие» ССО СРВ, на котором прошёл обряд имянаречения. Стал интересоваться родной культурой, праздниками, — одним словом, стал активно развиваться в духовной и культурной сфере.

- А как ты заинтересовался именно работой с кожей и ткачеством? И почему именно ткачеством? Некоторые люди считают, что это больше женское занятие.

- Начну издалека. С детства любил что-то делать, лепить. Прадед был охотником, сапожником и шил обувь из кожи и меха, дядя — кузнец, отец — резчик по дереву. Одним словом, ремесло у меня в крови. Под окончание школы увлёкся исторической реконструкцией, воссозданием одежды и оружия Руси 13 века. Это увлечение дало мне очень много. Всё, что можно было сделать вручную, обязательно делалось вручную и обязательно из натуральных материалов. Начал делать изделия из кожи, стало получаться, и мне это нравилось. В то же время я познакомился с ткачеством на дощечках. Делал тесьму для одежды: стоила она дорого, заказать её можно было только через интернет. Вот и пробовал, пробовал, и наконец-то получилось! А люди много чего говорят. Это женское, это мужское, — больше всего на эту тему рассуждают люди, мало знающие. Например, в стародавние времена на севере охотники сами себе вязали носки, не доверяя это дело женщинам. Лучшие портные – это мужчины, а все гусары умели шить и вышивать определённые мелочи.

- Как ты учился этому искусству, Александр?

- Учился очень долго, ибо не знал никого, кто мог бы помочь советом или практическим примером. А в интернете все мастера хранили молчание, так как видели во всех конкурентов. Вот и приходилось тратить много времени, постоянно совершая ошибки и постоянно экспериментируя. В итоге, пока я искал свое направление, я многому научился, успел попробовать разные ремёсла. Так было с кожей, так было и с ткачеством. Занимаюсь ремеслом уже десять лет. Серьёзно занимаюсь, то есть зарабатываю себе на жизнь именно ремеслом, лет пять. Мои изделия есть во многих городах Руси, начиная от Владикавказа до посёлка Никель (Мурманская область), на восток до Уссурийска и даже в Чехии есть мои изделия, заказывали подарки.

- Важно, что ты именно зарабатываешь ремеслом на жизнь, не занимаясь другими делами. Этот вопрос важен для людей. Скажи, что чаще всего заказывают, каков средний возраст заказчиков, какова степень интереса людей к твоему творчеству?

- Если хочешь чего-либо достичь и при этом получать удовольствие, займись любимым делом. Сложно сказать, что чаще всего заказывают, заказывают всё. Бывает, что в одном месяце хорошо идут ремни, в другом месяце — обложки на паспорт с браслетами, в третий месяц — тканые пояса. Перед Купалой, например, заказывают много поясов. На ярмарках хорошо идут брелки и обережные изделия из кожи, обложки на паспорта со славянской символикой, ремни, бумажники, поясные сумки. Одним словом, всё идёт, людям интересно, они покупают и носят. На каждой ярмарке всегда находятся люди, которые сначала удивляются, что есть подобные изделия, а потом покупают и благодарят. Возраст заказчиков и покупателей самый разный. Самым молодым из покупателей был парнишка лет десяти, самой старшей — бабушка лет 70. Покупают и школьники, и студенты, и те, кто уже закончил школы–институты. Возраст заказчиков через интернет — от 15-16 до 50 лет.

- Братислав, много ли в России мастеров, владеющих подобным искусством, общаетесь ли вы?

- Мастеров, работающих с кожей, много! В каждом краевом или областном городе есть несколько умельцев различных направлений. Такие города, как Москва и Питер, не беру во внимание, там много самых разных мастеров. С кем-то общаюсь вживую, с кем-то переписываюсь. Друг в друге конкурентов мы не видим. Ибо в коже очень много направлений, стилей, а также каждый мастер делает немного по-своему. У всех уже есть места сбыта, свои клиенты. Заказчикам может не понравиться один мастер, и наоборот, понравиться другой. В ткачестве похожая обстановка. Есть разные способы ткачества поясов, самые распространенные — это ткачество на дощечках, ткачество на нитку, ткачество на бердо. Кто-то из мастеров любит один вид ниток, кто-то другой, кто-то любит сильно подбивать нити, чтобы кушак выходил плотный, другие не очень сильно подбивают. К тому же можно не только пояса и очелья делать, а из тесьмы можно выполнить сумки, небольшие вымпелы, настенные панно, отделывать одежду. Бывает, что мастера, когда делают что-то новое, спрашивают друг у друга совета или увидят что-то интересное в изделии и уточняют, что да как. Секреты никто не выдаст, а основу расскажут.

- В начале беседы ты говорил, что ремесло постигал с трудностями. А у тебя есть ученик или ученики, которым ты передаёшь своё мастерство?

- Учеников пока нет. Не хочется тратить силы на тех, кто попробует что-то и потом бросит. В моём понимании ученик — это тот, кто в дальнейшем посвятит свою жизнь мастерству, которое выбрал. А для любопытных есть мастер-классы. Помогаю советами другим начинающим мастерам, иногда провожу занятия. В дальнейшем в планах проведение мастер-классов для детей. Через народные ремёсла дети постигают свою родную культуру, обычаи и традиции. Так же как и через молодецкие игры, песню, пляс, традиционные виды силовых состязаний. Может, кто-то из детей раскроет в себе спящего до поры до времени ремесленника и пойдёт своей дорогой, не навязанной обществом потребления.

- Очень правильные слова, Братислав. Каковы, как говорится, твои творческие планы?

- Планов очень много. Создание мастерской и обучение учеников, одного или более. В дальнейшем есть желание перерасти из мастерской в мануфактуру. Хочу создавать, творить, обучать навыкам других. Мне близка пропаганда родной культуры и обычаев через ремёсла, через русский пляс. Есть и небольшие планы по созданию изделий, до которых никак не дойдут руки. А таких много, например, серия широких ремней как у запорожских казаков, предметы для охоты — разного рода патронташи и подсумки, чехлы для ружей, большие настенные обереги из кожи, до полутора метров в диаметре. И хотя сделано уже немало, впереди еще очень много работы.

- Скажи, какая помощь тебе оказывалась ССО СРВ, и какую помощь хотелось бы получить в дальнейшем?

- Лучшая помощь для мастера, который зарабатывает своим ремеслом, — это помощь в размещении рекламы мастера на форумах, на сайтах, в социальных сетях, интернет-магазинах, в журналах, газетах и просто на праздниках. Давать ссылки мастерам на магазины, с которыми можно сотрудничать. Возможна также помощь кадрами или оборудованием. Например, нужен станок, они бывают дорогие. Но можно такого же плана станок или оборудование сделать самим, и выйдет это раз в 5-7 дешевле. Но для этого нужен инженер или токарь по металлу или ещё кто-то из специалистов. Одним словом, нужна помощь информацией. А остальное уже зависит от мастера.

- Спасибо, Братислав, за беседу и творческих тебе успехов!

Поиск

Журнал Родноверие