Сегодня мы будем знакомиться с одним из направлений современного язычества. Называется это направление — ЯроСлавие (но в дальнейшем я буду писать это слово без выделения заглавной буквы в середине). Чтобы знакомство было максимально полным, я буду не только описывать, что такое Ярославие (мой взгляд со стороны), но и опрашивать одного из представителей этой организации. Получится такой longread с элементами интервью.

Немного пройдемся в недалекую историю, чтобы стало понятно, чего я вообще принялся писать на эту тему, почему это может быть интересно читать, и насколько я «вооружен» в вопросе. Более года назад, в апреле семнадцатого года, меня позвали поучаствовать в «Радении». Обычно я вот так «с лету» в незнакомых мероприятиях не участвую, из соображений техники безопасности, чего и всем советую — не участвовать в том, чего не знаешь. По этому пришел просто посмотреть.

Увиденное несколько отличалось от того, что обычно происходит на праздниках и встречах неоязычников. Не было традиционного выступления волхва перед кругом людей, говорящего на непонятном языке. Не было традиционного «зигования» и вскриков «Слава!» кому-либо (не говорю, что это плохо, но этого там действительно не было). Группа людей синхронно делала определенные движения, между тем просто переговариваясь между собой, делясь новостями, шутя. Минимум традиционного одухотворенно-мистического пафоса. Это мне, безусловно, понравилось. Люблю простоту.

На следующую неделю (посоветовавшись со своими учителями о том, что там происходило, узнав смысл и технику, и узнав, что вреда мне от этого не будет) я уже пришел в качестве участника. И в течении года, с перерывами, ходил. При этом и самим ярославникам я тогда честно сказал, что мой интерес исключительно академический, я так и не стану ярославником, но хочу узнать их практику, чтобы, возможно, применять ее самостоятельно.

Ярославие мне показалось интересным по нескольким причинам.

Первое — это действительно постоянная практика. Ежедневная личная и еженедельная групповая. Ну то есть представьте, какой уровень целеустремленности нужно иметь, чтобы каждую неделю в определенный день рано утром вставать, и тратить половину дня на свои духовные нужды, учитывая полуторачасовую дорогу. Много знаете неоязыческих общин, практикующих такое? Я знаю, но не много.

Второе — это целостность системы. Взять, к примеру, знакомое нам родноверие — если двум разным волхвам задать один и тот же вопрос, вы получите два разных ответа. Даже если это волхвы из одной общины. Даже если одному волхву задать один и тот же вопрос, только в разное время (с перерывом в несколько месяцев), и то есть вероятность получить разные ответы. Это рождает проблему толкователей и толкований, коих появляется множество. В Ярославии такой проблемы нет. Разные люди одинаково трактуют свой единственный канон, который в свое время рассказали им. Не знаю хорошо это, или плохо (ведь наверняка у кого то уже появилась мысль, что разнообразие толкований это плюс), но как минимум это любопытно.

Третье — мне действительно показалась интересной их практика. Ведь наверняка со слов: «…пришел в качестве участника…» многие читатели сначала удивились — как это, Сергей, тот самый скептик, отрицающий магию и разделяющий язычество и оккультизм, к кому-то ходит на практику? Не может быть! А потом задались вопросом: «И как оно, в итоге?». А в итоге… там есть на что посмотреть и есть чему поучиться. Любая групповая энергетическая практика дает определенные результаты, вы можете точно так же раз в неделю собираться группой в пять человек и медитировать (особенно если среди вас найдется тот, кто медитировать умеет и научит вас). Ничего сверхъестественного, никаких fireball magic.

Ну и четвертое — я хотел посмотреть, насколько последователи Ярославия сами следуют своему же учению. Ведь одно дело говорить: «Плохо переходить дорогу на красный свет», мы все это знаем. Другое дело — этому соответствовать. Ярославники действительно выполняют то, что постулируют. Над ними можно смеяться, над тем, что у них написано на сайте, над тем, что они говорят, вообще над всей их теорией и практикой, но одно можно сказать точно — они весьма серьезно подходят к тому, что делают, и это делает им честь.

Вышла такая, своего рода, полевая экспедиция, протяженностью более года, с полным погружением. Как у какого-нибудь чокнутого профессора, который испытывает исследуемый материал в первую очередь на себе.

Но давайте уже перейдем к самому интервью, пока я не заспойлерил полностью его содержание. Этот разговор у нас состоялся в феврале уже этого года. Разговор живой, записанный на диктофон, и это видно по речи и ее стилистике, которую я постарался сохранить и в тексте. Восемь месяцев, я бодался над написанием этого материала (переводить статью из диктофонной записи в текст оказалось своего рода пыткой, никогда больше так делать не буду). Такой вот долгострой. Очень надеюсь, что выйдет все-таки полное и интересное описание.

Респондент
Мне к тебе на сайте как будет лучше обращаться?
Отрад.

Тогда объясняй, что означает это имя, когда ты его принял и зачем?
Когда я только пришел к… славянскому язычеству, будем так называть, для понимания того, к чему пришел, там принято было, и у нас в моей текущей [на тот момент, не в Ярославии] тусовке, обращаться по славянским именам. И я проходил в одной из организаций имянаречение.

Это была очень маленькая, практически семейная, община. Она просуществовала недолго, распалась… скажем так, из-за того, что она была очень маленькой и туда входило очень немного людей, я не хочу говорить названий. Мы собирались все вместе, собирались на обряды, даже установили собственную капь [капище, место для проведения практик и богослужений], которую, к сожалению, уничтожили, разграбили и осквернили. Это оставило большой след в моей душе, и повлияло, в том числе и на мои выводы относительно того, как надо делать капи. Потому что любой человек может прийти, спилить, осквернить… Это неправильно.

Вернемся к имени. Отрад — ты сам выбирал, или тебе волхв назначил это имя?
У нас, так сказать, идеологически, сакральным вождём была женщина, в организации. И она мне сказала, мол: «Выбирай, как ты себя ощущаешь». У меня было три варианта, того, что, мне казалось мне соответствует, как я себя чувствую, как мне было бы приятно, если бы ко мне обращались. Третий вариант я даже не помню. Второй вариант был Светлан. И я подумал потом, что оно как-то… Светлана, Светлан… проблемы потом с этим, не оберёшься. Хотя Света — имя, изобретенное в начале XIX века, кстати. В отличии от имени Светлан, которое я проверял. В итоге я остановился на Отраде, оно всем прижилось, меня все так называли, более того, сейчас уже очень много лет прошло, более десяти лет, и многие люди, которые не относятся к традиции, славянской, меня называют именно так. Зная мое «натуральное» имя, паспортное. Жена меня так называет, друзья. Почему я выбрал имя Отрад. Полностью как оно созвучно — я считаю себя очень солнечным, радостным, позитивным, созданным на радость людям. И я пытался в имени показать именно это.

Фактически для меня Отрад, это равное имя тому, которое записано у меня в паспорте. Я вообще считаю, что к человеку надо обращаться так, как он тебе представляется, а не так, как ты считаешь это нужным. То есть если ты в организации где-то, где сверяют ИНН или подобное, то там да — там нужна точность. Но это взаимодействие с государством. А если я общаюсь с человеком, то предпочитаю общаться так, как он представился. Вот, например, бывают, допустим, Георгий, которого кто-то называет Жора, а кто-то считает, что это неправильно, правильно Гоша. Или, например, Саша/Шурик.

Сколько лет ты уже в Ярославии?
Больше десяти.


Отраду на вид около тридцати лет, по нему с виду нельзя сказать, что он язычник, или последователь каких-то new age течений. Чего нельзя сказать и обо всех ярославниках, встреченных мной (а это уже несколько десятков человек). Одет в обычную удобную одежду, амулет носит под рубахой. У Отрада есть редкая манера улыбаться, когда он что-то говорит, причем манера улыбаться не вообще всегда, а именно во время речи. Быть может, это и есть влияние «отрадного» имени, кто знает?

Отрад является Воеводой своего круга. К воинскому служению это не имеет никакого отношения, воевода — это просто принятое в этом обществе название, обозначающее управляющего. Отрад отвечает за первичное обучение новоприбывших, за объяснение основ их теории. И так же за постановку самого круга.

В речи он любит активно использовать метафоры и примеры из совершенно других областей.

Система
Ярославие, это больше религия или духовно-оздоровительная практика?
Это вообще не религия в том понимании этого слова, которое у человека обычно возникает. Ярославие это объединение людей, клановая община. Она построена не по принципу того, что все исповедуют какую-то догму. Она построена на принципе того, что все занимаются определенными физическими и дыхательными упражнениями. То есть человек, когда знакомится с Ярославием, ему показывают какие-то практики и рассказывают, чем они ему могут помочь. Могут помочь, но никто не говорит, что, как в гомеопатии, что делайте это и у вас будет то-то. Тебе показывают и говорят, что это эффективнее и удобнее делать в группе. Во-первых, потому что там тебе могут показать, как делать это правильнее, разобрать твои ошибки. А во-вторых, так как это все-таки энергетические практики, наш опыт и наша информация говорит о том, что в группе они работают лучше. Поэтому мы собираемся вместе заниматься. Для того, чтобы было удобно собираться, для того, чтобы было удобно объяснять, что это, существует Ярославие. Оно как бы объединяет людей, как секция рукопашного боя, как секция шахмат. Когда ты приходишь, тебе рассказывают правила, а потом ты туда приходишь, чтобы просто поиграть с человеком, который рассказал эти правила.

«Ярославие» — что это означает, почему именно это слово вы выбрали для обозначения себя? Я, когда кому-то говорю, что знаком с ярославцами [правильнее говорить ярославниками, и я это узнал только после интервью], меня либо спрашивают почему они в Москве, а не в Ярославле, либо спрашивают: «Они там особо яростные что ли?»
Когда организация образовалась, она, все-таки, была нацелена на то, чтобы быть не закрытой, а открытой, чтобы люди о ней знали. И по этому в первую очередь название должно было отражать то, чем мы занимаемся и как мы мыслим, и при этом быть воспринимаемым обычными людьми, чтобы на уровне знакомства с названием сразу не было отторжения. Вот есть такие слова как «Крамола» [Раньше самоназванием для Ярославия была Крамола — примечание автора], которые для нас, например, не несут ничего плохого. Но если ты подходишь к человеку и говоришь: «Здравствуй, вот не хотел бы ты с нами познакомиться, мы в такой организации «Крамола»», и у него сразу негатив. У человека должен быть при знакомстве с организацией позитив. Не я выбирал название, но я знаю, что этот момент был одним из критериев в выборе.

У нас в системе к слову/понятию «ЯРА» есть вполне четкое отношение. Это ярая сила солнца с которой мы работаем, то есть энергия, которая идет от звезды по имени солнце, с которой мы взаимодействуем. Она называется ЯРА. Мы её так назвали. Может быть, не мы, может быть, до нас. И мы взаимодействуем с ней, и в том числе и славим. И поэтому Ярославие. Славление Яра, солнца, солнечной энергии.

На сайте очень много опубликовано концепций о слоге РА, вы отдаете себе отчет, что в современности у многих на это «глаз выпадет». Теоретическая часть, представленная на сайте это какой-то канон? Твое, Отрад, мнение.
Мое личное мнение — сайт требует, конечно, обновления и переработки в плане осовременивания информации. Многие вещи, которые мы рассказывали лет 15 назад, и мне иногда кажутся неверными. Но надо понимать, что зачастую, та информация, которую мы говорим вначале и которую можно написать на сайте, это сильное упрощение того, чем мы вообще занимаемся. И приходится говорить на языке людей, которые впервые это видят. Пытаясь подогнать нашу практику на то, что он поймет. Естественно, на сайте информация, в том виде в котором, в тот момент, когда он был, его создатели видели то упрощение, которое должно было донести до людей эту информацию. Люди поменялись, у нас поменялся общий фон, и конечно надо доработать и сайт, и вопросы с «ра» и «коровами» можно пересмотреть.

Человек — согласно ЯроСлавию — сложная структура, состоящая из трёх объектов:

Некий информационный, духовный объект, называемый в разных системах Духом, Душой, астральным телом, или ещё как-нибудь, в зависимости от географического или культурного происхождения системы. Духом этот объект называется в восточных системах, вроде, к примеру, ушу или айкидо, Душой — в европейских религиозных системах, вроде того же Христианства, и так далее. В ЯроСлавии этот объект называется АЗ.

Физическое тело человека, так же хорошо известное и в других системах, в ЯроСлавии называемое КОРОВОЙ. Не стоит путать КОРОВУ и говяду («Говядо — крупная рогатая скотина, бык, вол или корова. Говяжий, от быка, говяда взятый, из мяса его приспетый. Говядина — ж. говяжье мясо.», В.Даль, «Словарь живого великорусского языка»).

ЧЕЛН — объект, отвечающий за взаимодействие Аза с Коровой.

То есть слог «ра» может быть и не каноничным, его можно изменить. Может ли случится, что слог «ра» потеряет свою сакральную ценность?
Понимаешь, у нас слог «ра» входит в методику практическую. То есть мы его используем. То, что мы объясняем в том числе и понятиями, которые близки Задорнову, это можно и поменять. Понимаешь, грубо говоря, когда ребенок начинает говорить, за счет того, что у него только формируется речевой аппарат, проще всего ему говорить слоги, открытые с «а», поэтому во многих языках есть мама, папа, и родители радуются, что ребенок говорит «дай» или «мама-папа». А ему просто другие вещи сложно сказать. Слог «ра» у нас входит в методику, а вот как объяснить, откуда он там взялся, вот это можно и поменять. Поменяется объяснение, но не слог «ра». Этот слог в нашем понимании имеет определенную силу и может, я не знаю, резонанс. Как нота. Ее можно назвать по-другому, но у нее будет своя частота все равно. Если ты в горах будешь говорить определенные буквы, какие-то будут резонировать, какие-то нет. Я думаю, за счет того, что «ра» имеет какую-то силу, очень многие на нем останавливаются. Где-то в него вкладывают не тот смысл, и за счет этого другие люди, которые смотрят на не тот смысл, высмеивают его. Но вот существует ли в слоге «ра» именно эта составляющая его коренная, а не объяснение его, это другой вопрос. Пока мы считаем, что он нужен, — он в методике останется.

Вот ты сказал, что практика Ярославия может помочь. В чем может помочь?
У нас есть такая «сказочная» теория, которая говорит о том, что существует определенная энергия, или силы, которые могут влиять на событийность. И проработка упражнений, которыми мы занимаемся, помогает воспринимать, например, вот это вот взаимодействие энергией событийности. Чтобы банальном уровне повысить интуицию. Бывает, что ты куда-нибудь идешь и у тебя на душе тяжеловато, и ты думаешь «не надо», иногда даже до боли в груди. Это проявление таких вещей. Мы пытаемся это практиковать, и кто-то даже этого добивается — усиления таких ощущений, когда ты уже четко чувствуешь, что чего-то делать не надо. Если бы ты не занимался этими практиками, ты бы чувствовал это хуже. А иногда, когда ты развиваешь эти вещи, ты чувствуешь, что нужно сделать. Или эти событийные вещи, наоборот, выстраивают процессы в твоей жизни так, чтобы что-то произошло, что могло бы не произойти, если бы ты не занимался этими практиками. Вот помимо оздоровительного какого-то эффекта, который мы получаем от занятий этими дыхательными упражнениями, мы считаем, что наши упражнения увеличивают способность взаимодействовать с такими событийными вещами.

И у нас есть определенные методики подтверждения таких вот вещей. Например, когда человек приходит, ему рекомендуют взять блокнотик и начинать записывать, какие совпадения у него в жизни происходили. То есть начинаешь вести какую-то статистику. И человек с нашими практиками может для себя отметить, поменялось что-то в его жизни или нет. Верите вы мне или нет, у меня есть четкая статистика по поводу больших кругов. У нас есть мероприятие, которое происходит несколько раз в году на праздники, и там, за счет того, что людей больше, естественно и силы больше.

После больших праздников две недели четко идет так называемый, я могу называть «Пробив». Начинают звонить люди, которых я давно не видел, появляться. Начинают всплывать какие-то ситуации, предложения, какая-то в жизни начинается суматоха, совершенно не связанная с праздником. Но за счет того, что ты там поприсутствовал и у тебя произошел какой-то событийный пробив. И за 10 лет моя статистика говорит о том, что после больших кругов в течении пары недель значительно увеличиваются случаи совпадений, каких-то приятных неожиданностей, и так далее. Что одно из проявлений работы наших кругов, для чего мы это делаем. Чтобы наши жизни как-то положительно менялись за счет событийный вещей. Кроме оздоровительных практик, там общения, с людьми, которые тебя интересуют. Все это тоже естественно входит в то, ради чего мы приходим. Про волшебную часть как-то так.

Расскажи собственно о вашей практике, о вашей системе. Физически как это выглядит?
Все очень просто. Люди, которые занимались тайчи, Кастанедовской тансегрити, кто занимался ушу, йогой, может представить себе банально два-три упражнения, пассы руками, дыхание. То есть это проработка внутренних энергетических потоков и дыхания. В группе. Занимает очень немного времени, но так как это надо практиковать периодически, в группе, приходится съезжаться, поэтому это занимает время на доставку на место радения, практики. Так как это все-таки практика, а не показуха, для того, чтобы это все работало, есть небольшие пожелания, для увеличения эффективности, для человека, который реально хочет получить какой-то прогресс, он должен прорабатывать это дома, домашние задания, каждый день. Ты должен заниматься, чтобы у тебя был прогресс. Чтобы ты не просто приходил и не думал, что за счет того, что ты выбрался в одну, две, три недели, у тебя в жизни что-то поменяется. Нет. Для того, чтобы пошел прогресс, ты должен практиковать ежедневно, насколько у тебя хватает мотивации и эффективности. Чем лучше ты делаешь, тем больше будет и выход.

Основным комплексом упражнений для ярославников является так называемая «Неделя». Название они объясняют через слово «неделимая», то есть упражнения, которые дают максимальный результат при постоянной, не прерываемой, практике. Комплекс состоит из трех упражнений, заканчивающихся «закрывающим контуром» — хлопком в ладоши над головой с выкриком «У Ра». Между упражнениями руки запираются «в замок», то есть — скрещиваются на груди. Упражнения принято делать с ориентировкой на солнце, то есть на восходе лицом на восток, на закате лицом на запад.

Первое упражнение называется «Дышание», в ходе которого человеку нужно набрать в грудь как можно больше живой и более тяжелой составляющей воздуха — «Живы». «После БЕРЕЖНОГО вдоха дают паузу, затем, так же БЕРЕЖНО, выдыхают Явь (лёгкую составляющую), а Живу осаживают в лёгких. Затем — ещё одна пауза.»

Второе упражнение называется «Ярица». Состоит оно из определенных круговых пассов руками, после которого правая рука вытягивается к солнцу, дабы «нащупать» его энергию, вторая рука опускается к земле, чтобы «заземлиться». Таким образом энергия солнца, по мнению ярославников, проходит через человека в землю, наполняя его.

Третье упражнение называется «Правило». Руки расставляются в стороны, и человек начинает дышать из правой руки в левую, пропуская энергию через себя, и, добиваясь, максимального ее потока и скорости.

Соответственно, каждый день дома вы совершаете свои дыхательные упражнения, и еженедельные сборы. Сборы проводите где угодно, по лесопаркам? Можете собраться в подъезде у знакомого?
Технически можно собраться где угодно, удобнее, конечно, собраться на природе, это приятнее. Обычно мы собираемся в одном и том же месте. Можно договориться и начать собираться в другом месте, если в этом месте кому-то не нравится, что мы собираемся. Если рядом проложили дорожку какие-нибудь бегуны… договорились и перенесли место. Это возможно.

Да, лучше по паркам, по лесам, просто для того, чтобы можно было спокойно позаниматься. Потому что, когда ты занимаешься этим во дворе или на дороге, это банально неудобно, потому что на тебя глазеют, и могут даже подходить и спрашивать, что ты делаешь и зачем. Это отвлекает и мешает.

Место, которое вы выбираете для своих групповых занятий, радений, как вы их называете, может быть абсолютно любым или обладает какими-то критериями?
Мы не ищем каких-то специфических знаков, с лозой не ходим. Я знаю, что есть какие то пожелания, исторически, которые мы в силу того, что мы социально ориентированная организация, и нам сложно из всех парков и лесов в Москве искать конкретное место: «На горе где стоит береза или дуб а рядом течет ручей…», если бы мы жили в деревне, я думаю, выбор был бы более осмысленным, четким, и мы бы искали более ровную площадку, рядом чтобы стояло красивое дерево, и, возможно, даже мы нашли бы в древних манускриптах описание таких пожеланий, но на данный момент мы этим не заморачиваемся. Поэтому место может быть в принципе любым.

Место, которое вы посещаете, в ходе посещения становится каким-то особенным?
Существуют легенды, что на одном из кругов в Москве, когда сжигали весной траву, огонь остановился по какой-то кромке круга. Он его не пустил дальше. Мы считаем, что место меняется, но внешне сложно это оценить. Сказать, что там трава зеленее растет, не могу… чаще всего она там вытаптывается. С теоретической точки зрения место точно преобразовывается в нашем понимании. Оно освящено, святое, и так далее. Там находится круг.


Одно из мест проведения праздников Ярославия

Как у вас проходят большие праздники?
Большой круг от малого отличается не сильно. Меняется место, и туда съезжаются люди с обычных кругов. Он просто больше, но практически происходит то же. Так как мы встречаемся всей организацией на празднике, мы можем договорится в перерывах между практикой чем-то позаниматься, пообщаться. Раньше бывало… какой-нибудь шашлычок можно было организовать. Это год от года меняется, тут нет какой-то практики обычной. И люди меняются, и желания у них меняются. Для большого круга существует место, куда мы выезжаем в весенне-летний период. Это не в Москве, даже не в области. Туда 5-6 часов ехать, и мы стараемся выезжать подальше, чтобы проводить большие круги летом, на природе.

Сколько больших кругов в году?
У нас, насколько я помню, пять или шесть. Четыре по солнечному циклу, день рождения организации и еще два праздника, посвященных богам, которых мы считаем покровителями организации.

Какие боги считаются покровителями в вашей организации?
Вижу у тебя хитрую улыбку. Покровителями нашей организации мы считаем богиню Раидану. Это тоже имя происходит, как и мое, как и организации, от слога РА. РаИдаНа — идущая к солнцу, как можно так перевести с современно-славянского подхода «имени Задорнова». Маловероятно, что эта богиня нагуглится где-то помимо нашего сайта, но… оставьте это на нашу совесть. А второй это Перун, его день мы празднуем в середине августа. Я не могу сказать, что он прямо бог покровитель, мы считаем, что Перун, дедушка, и он вообще, очень, так сказать, лояльнее остальных богов относится к нам-плохим. Из-за того, что Перун наш всех дедушка, он спокойнее всех реагирует на то, как мы плохо себя ведем. Поэтому в том числе и покровительствует всем этим практикам. Это мое восприятие. Сказать, что он покровитель организации… это нигде не записано.

Не считая покровителей, насколько у вас большой пантеон богов?
У нас организация политеистическая. Мы считаем, что богов очень много. Но у нас нет своего пантеона, который мы считаем, что он есть, и других богов нету. У нас есть боги, с которыми мы конкретно сейчас взаимодействуем. Это список может измениться. Пока мы взаимодействуем с 5-6 богами. Навскидку это: Ярило, Сварог, Перун, Даждьбог, Раидана, Семаргл, привет Прозорову, всем кто говорит, что Раиданы нет, я не против. Но Прозоров считает, что нет Семаргла, и это, конечно, меня бомбит. Бомбит больше десяти лет. Я, конечно, лично с Семарглом не общался на эту тему, но уверен, что его тоже бомбит.

В основном мы больше ни с кем не взаимодействуем. Каждый человек имеет возможность обращаться, к кому он захочет, но конкретно на праздниках мы этого не делаем.

Я уже заметил, что в вашей организации — чего не хватает большинству неоязыческих общин — есть как раз тот самый не меняемый костяк, канон, система. В том же родноверии таковой системы нет, у каждого волхва и жреца (даже в составе одной общины) мнения по разным вопросам отличаются порой кардинально. А у вас, кого не спросить, система не меняется, эта база, собственно, одна. Как вы этого добились? Никто разве не хотел что-то поменять?
Объясняю. Есть, грубо говоря… назовем это методичкой. Мы знаем — то, что в методичке, оно работает. Возможно, если у земли поменяется ось, то, что в методичке, будет работать хуже. Мы до этого не дожили, но такой вариант исключать нельзя. И тогда, возможно, будем на одной ноге стоять… Но пока методичка работает, мы вокруг этого и пляшем. Но, если ты посмотришь, на больших праздниках есть люди, которые делают немножко не так. Например, старички могут как-то иначе руками водить, еще что-то. Потому что, когда ты уже уходишь от того, что тебе сказали к своим собственным ощущениям, в какой-то момент ты приходишь к тому, что конкретно под твое тело практика лучше работает так-то. То есть это добивается исключительно практикой. Пока ты просто приходишь и начинаешь, надо делать, как в методичке. Когда у тебя уже пришли собственные ощущения, собственные наработки, тогда ты можешь отойти немножко, делать так, как тебе удобнее, видя, что это эффективнее. Но свои эти эффективные наработки держи в себе и не навязывай людям. Можешь среди старичков обсуждать, что: «Вот у меня так лучше получается, попробуйте», это не возбраняется.

В Ярославии, как в операционной системе, есть ядро, а вокруг него куча всяких программ, надстроек, драйверов. Вот Ярославие — это ядро, вокруг уже аккуратненько уже все настраивается и в принципе может изменяться. Как и само ядро, если, не дай бог, что-нибудь поменяется, если солнце начнет светить в другом спектре, грубо говоря, или, возможно, заменится на другую звезду, возможно, нам и ядро придётся изменить.

Ярославие изначально появилось от одного какого-то человека, который пришел, все рассказал, всему научил. То есть это были не потуги 10 волхвов, или какого то иного коллектива?
Нет, есть человек, который саму систему вокруг себя сформулировал. При этом система не зародилась у этого человека, он ее дал уже готовой.

Как принес этот человек, система как появилась, так и не менялась на протяжении всех этих 15 лет?
Не совсем так. Ярославие — социально ориентировано. И поэтому мы, имея какие-то практические инструменты, саму «организованность» стараемся подстраивать под текущий момент. Чтобы людям, которые приходят и занимаются ярославием (это глагол), было удобно. Потому что у нас практикоориентированная организация, мы приходим для того, чтобы славить Яра. Поэтому за эти 15 лет, из-за того, что мир меняется, у людей появились мобильники, люди стали ездить на более быстрых поездах, чем ездили 10 лет назад, структура тоже немножко поменялась. Она подстраивается.

Мы стараемся, чтобы то, что работает, — оно работало, а все остальное не мешало, а только помогало, и это подстраивается к текущему мировому положению.

Вы идентифицируете себя как славянских язычников?
Это слово очень сложное. Арийских, славянских, гиперборейских… Ну – «белых северных людей». Мы родопочитатели, политеисты-родопочитатели.

Насколько вы уверены в своей исторической достоверности и аутентичности. По-твоему, 1000 лет назад славяне верили так же, как и вы сейчас? Вас вообще интересует вопрос исторической достоверности и соответствия?
Есть такой анекдот: «Когда одного учителя и мастера боевых искусств спросили, сколько он знает приемов он сказал пять, его спросили — вы великий учитель, вы изучали всю жизнь, как вы можете знать только пять приемов? А потому что больше и нету».

Наша практика достаточно легко повторяема, и, скажем так, отголоски мы можем видеть во многих источниках инородных и в памяти людей, и это дает нам не уверенность, но, по крайней мере, весьма вероятно, что не именно эти упражнения в такой последовательности, но именно такими вещами люди занимались. Может быть, лучше и эффективнее, может быть, упражнения были немного лучше, потому что у них опыта было больше, но что-то такое они делали вот так, чтобы добиться такого эффекта. Потому что сам эффект делается вот так. Для того, чтоб древо спилить, — это нужно делать пилой. Это можно делать двуручной пилой, это можно делать бензопилой, а можно электропилой. Процесс и эффект будет один.

Кроме праздников, в вашей системе что-нибудь еще есть, какие-нибудь элементы каноничные. Свои амулеты, обрядовая одежда, символика, правила?
У нас есть так называемые пожелания, как человек должен вести себя, в жизни или на праздниках. Есть пожелания, а есть четкие правила. Например, что на радении мужчина должен быть в головном уборе. И неважно, это шапка, бандана, очелье, шнурок. Конечно, если он придет «ермолке», его просто засмеют, по-доброму. Скорее дадут какой-нибудь шнурочек и скажут – давай не будем смущать людей. Но технически проблемы в этом нет, хоть в шлеме космонавта, нужен головной убор. Женщинам настоятельно на радениях нужна юбка. То есть женщины максимально стараются в жизни это дело игнорировать, но на праздники все-таки приносят с собой юбочки. Приходят в джинсах, но надевают юбку, и стоят в юбках. Это положительно, конечно.

Основное у нас пожелание, и на праздниках, и в жизни, вести себя так, чтобы смотрящим на тебя богам и предкам было не стыдно. Ну грубо говоря, представь, что твои родители на тебя смотрят, твой дед, прадед. Ты так одет и так себя ведешь… если адекватно, то, наверное, и так сойдет.

Первое, что следует порекомендовать — это МУЖЧИНАМ НА УЛИЦЕ НОСИТЬ ГОЛОВНОЙ УБОР. И в помещении его — естественно — снимать. Первое правило было настолько ясным, что о нём даже нигде не упоминалось. Причём, когда головной убор был неудобен, например — было очень жарко, то носили очельник (главотяжец), который можно было носить и в помещении. Правило это простое, легко реализуемое, но приносит свою определённую пользу.

Следующая рекомендация — это по возможности ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЙОГУРТОВ со специально выращенными и умно мутированными культурами бактерий. До добра это не доводит, лучше кефира попить, или сметаны поесть, ежели уж на то пошло. Так же не рекомендуется есть соевые продукты и продукты с соевыми включениями.

Далее, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ВЕГЕТАРИАНСТВОМ. Существует разделение на растительные и животные белки, и его никто ещё не отменял. Высказывания о том, что на Руси все поголовно были вегетарианцами, как минимум, голословно: иначе зачем бы охотники охотились за дичью? Боящимся же какой-то там эманации смерти, исходящей от пельменя, хотелось бы заметить, что яблоко — когда его едят живьём — «орёт» гораздо сильнее, чем тарелка с котлетами. Тем более, что редко встретишь вегетарианца не в кожаных ботинках и без кожаного ремня, не говоря уже о другой одежде.

Далее, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПИТЬ НИКАКИХ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, крепче пива или вина. В пиве (хорошем) содержатся травяные спирты в связанном состоянии, в водке же — т.н. питьевые. Идеальная водка — это спирт-ректификат и дистиллированная вода. Это не есть, чтобы так уж и полезно. И ещё: в любом случае надо знать меру.

Следующее требование скорее социально, нежели оздоровительно: нужно твёрдо осознавать, что ЛЮБОЕ БЕЗБИЛЕТНИЧЕСТВО ЕСТЬ НИ ЧТО ИНОЕ, КАК ВОРОВСТВО. Не нужно ездить зайцем: бесплатная езда «зайцем» мало, чем отличается от бесплатного выноса товаров из магазина (кража). Водители должны получать зарплату за то, что они нас возят.

Так же необходимо ИЗБЕГАТЬ МАТЕРНОЙ РУГАНИ, так как это весьма пагубно действует и на организм бранящегося в том числе. Широко известен эксперимент с высеванием моркови, когда у той посадки, которую материли, была заметно снижена всхожесть и урожайность. Исходя из этого, такая вот рекомендация: НЕ СТОИТ РУГАТЬСЯ НА КУХНЕ, не говоря уже о том, чтобы ругаться вообще. Ругань на кухне автоматически как бы «записывается» на продукты и пищу. Эффект — как с морковью.

Ещё такая вот рекомендация: НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЗРОСЛЫМ МУЖЧИНАМ ХОДИТЬ В ШОРТАХ. Шорты, порты и портки — для детей четырнадцати, максимум — пятнадцати лет.

Следующая рекомендация будет более позитивной, чем предыдущие: ЗДОРОВАЙТЕСЬ С СОЛНЫШКОМ ПО УТРАМ! Ведь это же так просто!

Есть у нас определенная символика. Так как организация — это все-таки организация, то у нас есть свои, грубо говоря, менеджеры, люди, которые занимаются обзвоном, выбором места. Те, кто больше проявляет социальную активность, не просто приходят и уходят, а что-то делают. Они со временем выделяются символами организации. Есть нагрудные знаки, есть кольца с символами организации. Делали мы в свое время майки, делали свитера, и так далее. В тот или иной период жизни организации все появлялось.

Ваша символика, она только ваша? На сайте я читал, что вместе с амулетом высылается денежная купюра номиналом в 10 рублей и по номеру сверяется…

Это такая техническая особенность. Понимаешь — у нас есть свои обереги, которые разработаны в нашей организации. Фактически любой ювелир может его повторить и под видом нашей организации продать. Какую ты имеешь гарантию, что, придя в магазин, где написано, что вот этот оберег от Ярославия, и ты действительно видел его на сайте, какая у тебя гарантия, что его действительно сделали люди из Ярославия, и действительно сделали не из переплавленного металла из креста на кладбище, или свечи переплавленные, из тех, которые в церкви ставили за упокой. То есть ты должен прийти и знать, что этот оберег точно к тебе попал от нас. Каким образом это можно сделать? Либо лично приехать к нам, либо должен быть какой-то способ проверки. Вот и был найден достаточно простой способ сертификации.


Обереги на Капи во время постановки обережного круга

У нас денежные купюры единично верифицируются потому, что государство отвечает за то, что это не подделка. И номер купюры должен быть индивидуальным. Государство отвечает за то, что эта купюра настоящая. Мы тут ни при чем. И если эта купюра идет с оберегом в одном пакете, и у нас на сайте есть номер этой купюры, то мы уже подписываемся под тем, что да — оберег с этой купюрой положили туда мы. А не какой-нибудь «дядя Вася», который пошел к ювелиру или сам отлил оберег, и продает его как наш.

Небольшой блиц опрос из коротких вопросов и коротких ответов для простого русского мужика родновера, который захотел прийти на круг, и которого волнуют абсолютно приземленные вопросы:

Водку пить можно?
У нас не рекомендуется пить напитки больше 5 градусов алкоголя. На сайте есть рекомендация, что можно пить вино, но все это на свой страх и риск. Приходить на радения в состоянии алкогольного опьянения, или после алкогольного опьянения неэффективно.

Можно есть мясо?
Нужно. На севере, если ты не будешь есть мясо, ты долго не проживешь. Мы же не в Африке живем.

Как вы относитесь к курению?
Резко отрицательно. И всем людям которые к нам приходят и курят, мы настоятельно рекомендуем завязывать. Какой смысл занимается дыхательными практиками, если ты каждый день сознательно эффективно практикуешь анти-дыхательные практики. То есть на то, чтобы каждый день убивать себя, у тебя сил хватает, а на то, чтобы делать наоборот — мотивации не хватает.

Как вы относитесь к полигамии, можно ли иметь несколько половых партнеров?
В организации на это нету никаких… мы не тем занимаемся, чтобы курировать половую жизнь людей…

Соответственно, к вам может легко прийти гей?
Полигамия и гомосексуализм ведь разные вещи?

Вы сказали, что не лезете в личную жизнь, значит, вы и в ту личную жизнь не лезете?
Вопрос вот в чем. Прийти гей, теоретически, может. Но так как круг все-таки это дружеская… люди на кругу они друг с другом очень близки. Мы не возьмем на круг человека просто потому, что он хочет быть в Ярославии. Когда ты находишься на кругу, тебе должно быть комфортно с людьми, которые рядом с собой. Насколько я знаю, нет никакого запрета на такие вещи для присутствия в организации, но очень возможно, что на конкретном кругу просто люди не захотят с тобой общаться. Тут инициатива будет снизу, от самих людей, а не сверху от волхва. Прецедентов не было, конечно. Нормативных актов никаких нет, чтобы человеку отказали в присутствии потому, что он гей.

У вас есть какие-нибудь предпочтения в одежде? Можно надеть космическую славянскую рубаху со свастонами?
Как я уже сказал — головной убор, или юбка. Мы стараемся быть одеты прилично, и поэтому, если мимо нас идут хранители правопорядка, то одет ты должен быть так, чтобы тебя не забрали. А свастоны далеко не все можно носить в России. Если твой свастон не подходит под право ношения в России, то не стоит их носить, чтобы не провоцировать.

Какие у вас есть частные личные обряды — имянаречение, свадьбы, похороны, рождение ребенка?
Если у тебя конкретно есть какое-то желание, то, возможно, старики организации лично с тобой обсудят это дело и посоветуют, как провести похороны или что сделать на свадьбу. Но в рамках организации такого нету. Если у кого-то погиб человек и он хочет правильного похоронить, мы можем дать совет, как правильно это сделать, и он на свой страх и риск обряд этот проведет, либо мы ему поможем. Но это не относится к Ярославию, это относится к опыту тех, кто давно в этом варится.

У вас есть какая-то своя теология, философия, космогония, какие-то каноны?
У нас есть набор сказок. Есть и каноничные сказки, которые мы рассказываем давно.

Считаете ли вы их аутентичными и древними?
Так как их нам рассказал конкретный человек… то с изрядной долей скептицизма. Грубо говоря, как… все, что написано в «Повести Временных Лет», можно с изрядной долей скептицизма воспринимать. Хотя это проверяется другими вещами. Если эти сказки проверяются — скептицизма меньше, если не проверяются — скептицизма больше.

Дело в том, что сейчас всё большее и большее количество людей хочет узнать ответы на следующие вопросы:

Как жили наши Предки?
Во что они верили?
Почему они жили и верили именно так?
Что такое обереги и как ими пользоваться?
Как правильно составить наговор?
Что такое Родовая Память?

Вы хотите рационального объяснения и разумных ответов на эти вопросы?

Тогда приглашаем Вас посетить наши семинары по ЯроСлавию

Организация
А сколько времени, по твоим данным, Ярославие в Москве представлено?
Боюсь ошибиться на год или полтора, но 15 лет где-то.

Много ли таких кругов в Москве? И сколько примерно человек собирается в одном круге, в среднем?
Кругов достаточно… не мало. Круг нельзя поставить, если там меньше четырех человек. Поэтому – от четырех до шестнадцати на круг.

Какой возрастной охват Ярославия ты замечаешь?
Это старшие студенты и младшие менеджеры. Старики есть, но это незначительный процент. Детей нельзя, для того, чтобы стоять в кругу, ты должен быть совершеннолетним и отвечать за свои поступки. Если родители дают свое разрешение, то ты можешь лет с 14-15 ходить. Но это решается с родителями.

Были ли у вас подражатели?
Мы знаем достаточно людей за эти годы, которые приходили, учились, и потом говорили, что их что-то не устраивает в методике проведения, или люди, с которыми они на кругу стоят, и они выделялись и пытались делать это отдельно. Мы это знаем, и из-за этого также стараемся всю информацию сразу не выкладывать. А таких подражателей, которые бы вели систему полностью, с оберегами, своим сайтом, и кругами, — таких нет, не знаем. Описанные выше люди, это просто те, кто был раньше с нами, но теперь практикует отдельно от нас, у них нет цели составлять нам какую-то конкуренцию.

В вашей организации есть какие-нибудь жесткие требования монетизации, сборы средств с ваших последователей?
Ты удивишься. Да, когда человек приходит в организацию, первые три месяца, до того, как он получает «апгрейд» знаний… ну то есть сначала человек приходит, он знакомится, он еще ничего не знает, ничего не чувствует, ничего не умеет, естественно, мы понимаем, что накладывать на него поборы, ограничения, правила — это неправильно. Но когда прошел определенный срок, три месяца, он уже может сам для себя решить, стоит ли ему здесь находится, или не стоит. Поэтому уже после трех месяцев он может обращаться к своим старшим товарищам за какой-то информацией, которой сразу ему не дадут. Какие-то методические материалы, какие-то тексты, которые распространяются только между своими. Ну не знаю, письма руководителя 10-летней давности)) Шучу.

Но при этом он понимает, что организация имеет какие-то траты, сайт, еще какие-то вещи. И поэтому у нас есть совершенно небольшие, значительно меньше 1000 рублей в месяц, поборы, для работающих. Сборы есть, они все по желанию. Если человек хочет находиться в организации, то он на эту организацию скидывается. Могу добавить, что все эти сборы, все эти деньги, они никому лично не идут, они собираются в банк организации. Из этого банка мы можем выделить деньги, если у кого-то какие-то проблемы. То есть это обычный общак.

Финансовая отчетность у нас прозрачная, к бухгалтерии мы относимся ответственно. Любой член круга может попросить у своего руководителя круга, чтобы тот попросил человека, который ведет финансы, предоставить отчет о тратах, так, что, если кто-то захочет провести аудит…

Что ты хочешь сказать нашим читателям напоследок?
Я хочу сказать что рядом с вами есть люди, которые обладают информацией, которая, возможно, будет вам интересна. Которые готовы ей делиться и всячески взаимодействовать. Наша цель жить мирно, успешно и во благо, и мы готовы на диалог и взаимодействие. Мы не зовем всех к нам, но мы и не запираемся в свой микромирок от всех. У РА!

Заключение
Подводить какую-то мораль или мысль в этом материале, думаю, неуместно. Все-таки это интервью/обзор. вы итак все читали выше. Но все-же, в заключение могу написать, что такого рода деятельность (сбор информации о разных язычниках, и о разных видах нового язычества) нашему сайту интересно. А главное — такого в нашей стране очень мало. ведь мысль, которую я твержу уже много лет — у нас даже язычники не знаю язычников, чего мы удивляемся на то, что общественность, религиоведы и СМИ нас так же не знают? И изменять это мы можем сами. Во-первых, конечно, распространением таких статей (а их у нас на сайте уже очень много, и все они очень интересные, и ваши знакомые и друзья язычники их не читали), а во-вторых — присылайте нам новых респондентов, пишите нам о новых формах язычества. Вы, или ваш знакомый, могут точно так же увековечить себя на страницах нашего сайта, нам, и нашим читателям, зачастую это очень интересно.

Поиск

Журнал Родноверие