Волхв Иггельд: «Нельзя построить что-то долговременное и толковое на отрицании».

Дмитрий Гаврилов хорошо известен всем, кто хотя бы слышал слова «славянское язычество». Правда, многим он больше известен, как волхв Иггельд.
Дмитрий автор многих книг по славянскому язычеству, исследователь Северной Традиции, и сооснователь научного объединения «Северный ветер». Словом, человек, хорошо понимающий не только теоретические основы язычества, но и, что сегодня не менее важно, практическое положение этой мировоззренческой системы.
Я попросил Дмитрия ответить на те же вопросы, которые задавал главам родноверческих общин.


Дмитрий, какие задачи для родноверов, для родноверческих общин вы считаете сегодня самыми важными?
Я не люблю употреблять понятие "родноверие". Предпочитаю более научный термин — славянское язычество. Нынешнее поколение славянских язычников переходное. Оно должно воспитать себе смену в духе Родной веры, дать ему хорошее и практичное образование. Это будет лучшее из того, что можно сделать.
Язычники — люди традиционной славянской веры — неотделимы от славянских народов, мы их часть. Но, прежде, чем "облагодетельствовать" весь народ, надо позаботиться о собственных родителях, своих, а не чужих, детях, ближайших родственниках, друзьях. Народ — слишком абстрактное понятие.
Позаботившись о благе родных и ближних, мы сделаем народу лучше, нежели если бы начинали с него самого. Пусть каждый родновер прежде что-то сделает совсем хорошо во благо всего своего рода, чем начнёт решать следующие задачи применительно к внешнему обществу. "Манифест языческой Традиции", принятый многими общинами ещё в 2007 году детально указывает, что надо делать и как — надо жить в ладу с собой, с родом, с природой, надо стать максимально независимым от технократического общества вплоть до собственного натурального хозяйства. Но, конечно, используя сильные стороны того общества, в котором мы живём.
Затворниками быть нельзя, но в «момент Ч» надо оказаться способными к самостоятельной жизни, всем родом, всей семьёй, всей общиною. Он близок, крах этого неэкологичного и несправедливого современного общества. Будем же сильны и умны. И сделаем сильными, успешными и умными наших детей, родственников, соратников, единомышленников и единоверцев.

Как вести себя родноверу в современном обществе, чтобы не быть изгоем?
Язычнику-славянину (славянскому родноверу) надо, кроме того, что я уже сказал, владеть общепринятой методологией и терминологией. Надо говорить с современным обществом на понятном ему языке, не опускаясь, конечно, в нравственном плане, и не поступаясь собственной Верой.

Если мы хотим, чтобы прочие конфессии с нами считались — надо учиться и овладевать азами богословия, теологии. Надо знать логику и риторику. Надо быть образованными, и лучше наших оппонентов знать не только их священные тексты, но и владеть научными методами познания, изучать первоисточники, а не пороть фэнтезятину.
В современном мире надо находить союзников, пусть и временных — экологи, атеисты, даже иные христианские священники, выступающие против проституции, растления малолетних, наркомании и прочих глобальных вызовов. Мы не должны поворачиваться к ним спиной, если они решают задачи, способствующие усилению славян. Надо идти на контакт с патриотически настроенными учёными — антинорманнистами, и при этом нельзя опускаться до откровенной профанации славянской языческой идеи — я говорю о лингвофриках и фриках от истории.
Даже самые лучшие патриотические побуждения не должны брать верх над научным подходом при поиске истины. Надо изживать из своих общин и групп агрессивных, неуспешных, неудачливых брехунов, у которых слово и дело всегда расходятся, или дела вообще нет. Надо прекращать играться в политику под знамёнами разных непонятных партий.
Политика — грязная штука. У славянских родноверческих объединений нет достаточных мышц пока ещё, чтобы выступать на этом поле. Так и не надо на него карабкаться.

Какие самые серьезные трудности сейчас есть у общин?
С 80-х-90-х годов сохранились старые подвижники языческой (славянской родноверческой) идеи, приближающиеся по возрасту к 50-ти, или уже перешагнувшие этот рубеж давно. Они не дают возможности проявиться молодым, не хотят своевременно уступить дорогу, хотя сами давно потеряли запал и страсть.
Задача нынешних могущих это осознать язычников выстроить систему стимулов для идентификации молодыми людьми себя в движении. И уступить им дорогу. Хвала богам, в Круге Языческой Традиции этот процесс пошёл. Где добровольно, а где — с усилием. Язычество как миропонимание присуще каждому здоровому человеку с детства. Язычество, как ощущение волшебства и всеобщей живой связи не может исчезнуть, оно безразлично к подвижникам.
Просто те, кто начинал несколько раньше прочих, либо сохранили, либо развили в себе это ощущение и сумели его сформулировать для себя. Уйдут нынешние "активисты", смена им неизбежно явится. Во-вторых, община крепка только там, где есть общинная собственность. Без этой собственности и навыков пользования ею, это не община — а клуб по интересам.
Надо создавать объекты общей собственности, от недвижимости, земли и походного снаряжения — до интеллектуальных продуктов. Языческое движение, как и любое другое, идёт волнами и скачками, есть пики, есть спады. Это закономерно. Уже не раз за последние двадцать-двадцать пять лет происходила смена поколений, например.
Кроме того, языческое движение приобретает другие формы, более умеренные, менее политизированные. И это правильно, поскольку язычество, как родовое движение, родянство, подразумевает развитый институт семейности и родства. И всякий период активности должен смениться периодом консервации, скрытого накопления сил для нового всплеска.
Должны подрасти новые участники движения (воспитанные родителями-язычниками), они должны получить образование в духе традиции (потому что либеральные реформы 1990-х привели к деградации части молодого поколения и смещению его интересов в материальную область, не в пример поколению делателей языческого движения — идеалистов советского воспитания).
Рассуждения об активности языческого движения свойственны людям, наблюдавшим само движение поболее десятка лет. С точки зрения сравнительно молодого человека, вступающего на путь язычества только сейчас и открывающего для себя новое, обретающего круг людей, думающих сходно, ... с его точки зрения движение в разгаре, потому что для него это только начало.
Понимание активности языческого движения весьма субъективно, но процессы в нём происходящие, объективны. Их не надо страшиться и уповать на то что "было в наше время". Нам ещё предстоит увидеть новый рассвет, хотя и не окончательное признание наших трудов, это уже будет после нашей смерти, ведь было бы странным возродить язычество за поколение, когда веру нашу топтали более тысячи лет.

Каково сегодня положение родноверия в обществе?
Родноверие в современном обществе принимается за сектантское движение, в лучшем случае — за нью-эйдж вроде "толкиенистов". Это происходит закономерно, поскольку на мой взгляд до 90 процентов "родноверов" становятся таковыми лишь в период празднований и обрядов. Язычество, в том числе и славянское родноверие, это образ жизни и мысли. Надо жить каждую минуту и действовать каждый миг, как человек традиционной культуры. Стараться. Надо культивировать мифологический тип мышления, присущий нашим Дедам, а не религиозный.

Задачи построения родноверческой церкви обречены на провал, потому что природное миропонимание не нуждается в такого рода инородных институтах. Языческое мировоззрение предшествовало религиозному.
Не надо пыжиться и назначать себе родноверческих попов, родноверческих иерархов, родноверческих епископов. Надо быть самими собой.
Если мы покажем, что языческое движение созидательно, если в эпоху перемен среди всеобщего разрушения, мы явим нашу творческую сущность и предъявим обществу, как мы успешны и удачливы, следуя Роте, закону Справедливости, то постепенно к нам станут тянуться те, кто потерял себя в нынешнем обществе всеобщей несправедливости. И мы постараемся их обратить лицом к Богам.
Пока мы будем искать и создавать себе врагов, подпитывая их своей ненавистью, быть может, и праведной, толку не будет. Нельзя построить что-то долговременное и толковое на отрицании. Нельзя долго концентрировать родноверие на борьбе с общим врагом.
Родноверие должно быть гармонично, как согласованы между собой сами Боги.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Навье посвящение

Поиск

Журнал Родноверие