Давным-давно жил ковач Микола из рода кривичей. Поставил он свою избу на высокой горе над Нереей (Сожем). А внизу, у самого болота, дымила день и ночь домница — печь для выварки железа из болотной руды — крицы. Тут же стояла ковальня — кузница. Чуть подалее смотрел за работой Миколы Жижаль — бог кузнецов и огня. Вырубил его Микола из березы, пояс железный ему подарил.

Жил Микола спокойно, пока не встретил в лесу девицу. Назвалась Зорей. У ковача сердце зашлось от красоты девушки. Бросился за ней вдогонку. Но скрыл лес Зорю…

С той поры Микола только и думал о Зоре. И однажды опять увидел ее. Попросила Зоря сделать ей серп. «Когда будет готов, — сказала, — принесешь сюда же. А я посмотрю, какой ты ковач».

Стал Микола спешно работать. Через день готов был серп. Взяла его Зоря в руки, подошла к тростию (тростнику), проверила остроту серпа и вернула ковачу: «Тупой серп — еще не нажала, а он уже не режет».

Три дня Микола ковал заново серп. Зоря взяла его и стала срезать лозовые ветки. «Всего ничего нарезала, — говорит, — а будто от зари до зари работала. Тяжело твое железо, руки отрывает».

Выковал Микола новый серп. Зоря подержала его в руке, да будто нечаянно по камню лезвием провела. «Что это за серп, если он из камня огня не высек?» — сказала.

Ничего не ответил Микола.

- Не в серпе дело, — решил он. — Не люб я девушке.

Сговор с Жижалем

Пришел Микола домой, долго сидел задумавшись. Вдруг видит — в темном углу мужик стоит. Обличье грубое, как топором деланное, полоской железной подпоясан. Догадался Микола, кто пришел к нему.

- Не получается сделать серп? — спросил Жижаль. — Хочешь, я открою тебе все тайны нашего дела? А ты отдашь мне все, что я захочу взять в твоей избе.

- Согласен, — сказал Микола.

Немало дней работал Микола вместе с Жижалем, многое узнал от бога кузнецов. И выковал серп, который из любого камня огонь высекал, а сам не тупился. Жижаль потребовал обещанной платы. Зашли в избу, а там… Зоря очаг растопила, ждет Миколу.

Непокорная Зоря

Поклонился низко ковач Жижалю, попросил взять все, что есть у него, но оставить девушку. Только зряшное дело умолять богов от чего-то отказаться — увел Жижаль Зорю.

Но не покорилась Зоря. Твердо сказала, что никогда сама не войдет в его ложницу (спальню), не будет его женой. Лучше уж Нерея примет ее и станет вечным домом.

Долго ждал Жижаль, когда смирится Зоря. Но напрасно. Отпустил Жижаль Зорю на землю, но не по-людски. Появилась неподалеку от избы Миколы речка — серпом выгибаясь, текла до самого Нерея. Все знали, что не простая это речка, а Зоря. Часто приходил Микола на берег и говорил с рекой.

Большим мастером стал Микола в ковальском деле, за что получил новое имя — Крич или Кречут. Ценили его железо повсюду, приезжали за ним из разных земель. Людным место становилось. И когда селище стало городом, получил он имя Кречут, как записано в 1136 году в Уставной грамоте Смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Речку же, что текла мимо города, давно звали речкой Крича, Кричеваткой, Кричевкой.

Сегодня Кричев — районный центр. Знают о нем строители многих стран. Потому что без цемента не строится ни одно здание. А в Кричеве умеют его делать.

Видео

[видео]

Часть 1

Славянские обереги

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие