Тезис: тот, кто считает себя славянским язычником, должен быть богат.

Если вы считаете себя слав. язычником и продолжаете бедствовать (в том или ином смысле), — значит вы что-то делаете не так. Другое дело, что богатство может быть выражено не только и не столько в деньгах… но, — я говорю именно что о Материальном Благополучии. Бедный язычник = плохой язычник.

Те, кто меня знают, — знают, что я в принципе не делаю ничего ради одного только хайпа. И сейчас я реально верю в то, то говорю. С точки зрения язычества, например, осуждение христианских попов на крузаках — это просто нонсенс (другое дело, что с точки зрения самого хр-ва это да, — уже ни в какие ворота не лезет).

Если ты не богат — то какой ты нафик «волхв»? И это некая этнографическая универсалия — помню, как год назад я стоял семь (!) часов в очереди на паром, чтобы выбраться с острова Ольхон. И примерно посередине тягучего ожидания был вот такой эпизод: неожиданно из бурятских степей возник наглухо тонированный навороченный черный Лексус RX, который минуя всякие приличия, на большой скорости подъехал прямо к ментовскому заслону возле парома и был с почтением местными ментами пропущен. Поднявшийся было народный ропот быстро был погашен: «Шаман это». И всё, все сразу прониклись. Ну да, новый Лексус RX — это вам не пенис канина. Реально значит сильный шаман. Настоящий. Если серьезно, то есть такая книга про сибирский шаманизм — В.Н. Басилов «Избранники духов» (КРАЙНЕ рекомендую всем, кто интересуется, но еще не). Автор чисто конкретно вывозит там, что народы Сибири оценивали шамана по уровню его материального благосостояния. Ибо в традиционном обществе чисто с лечения шаманы не жили (!). Нет, — в противоположность современным шаблонам, — шаманы охотились наряду со всеми. Удача в охоте и в иных мирских делах — была для соплеменников верным свидетельством покровительства и силы его духов. Крайне и крайне логично.

Плюс еще немного (совсем немного, — так, иллюстративно, ибо ну не оспорить мою т.з. всерьез) формальных аргументов:

1. сама этимология слова БОГатство. Цитируя ЭССЯ, — «Праславянская древность неоспорима.»;

2. др.-русск. скотъ — «имущество». Оцените в свете этой информации летописный эпитет Волоса — «СКОТИЙ бог»;

3. Наконец, этнография. Процитирую Криничную: «Крестьянину, дружному с домовым, сопутствует удача за удачей: торгует ли он скотом или зерном — непременно с выгодой и прибылью; отправится ли на рыбный промысел — за день наловит столько, сколько соседи за две недели. В хозяйстве такого крестьянина всегда обилен урожай и ухожен, плодовит домашний скот. Не случайно в народе домового называют «жировик» (от слова «жира» — привольное богатое житье), «кормилец», «доброхот», «доброжил», но наиболее часто «хозяин» — и этим все сказано.

Разновидностью домового, приумножающего богатство мужика, который, как мы помним, сам его и создал-«выносил», является в мифологических рассказах и поверьях крылатый огненный змей. Он приносит в дом золото, серебро, деньги. От этого змея зависит изобилие в крестьянском хозяйстве — хороший урожай, обильный удой коров, плодовитость домашнего скота. Он обеспечивает своего хозяина хлебом, маслом, молоком, яйцами, медом, дорогими вещами, одеждой и пр. Лужичане различали даже три рода таких змей: zmij penezny, zitny, mlokowy: один из них приносит золото, другой — хлеб, третий — молоко.603 Таков же домовой цмок в белорусской традиции: он снабжает своего хозяина деньгами, делает его нивы плодородными, а коров дойными, обильными молоком.604

Эти же функции распространяются на змей и ужей, обычных по своему внешнему облику, но живущих в крестьянской избе или в хозяйственных постройках и почитаемых в качестве домашних духов. Отсюда множество примет и поверий, связанных с подобными зооморфными «хозяевами». Когда в крестьянском жилище или усадьбе появляются змеи, разводятся ужи, это предвещает благополучие. Видеть во сне змей и ужей означает то же самое.

Эквивалентом покровителя домашнего хозяйства осмысляется в фольклорной традиции и народных верованиях сама печь: это символ домашнего очага, эмблема сытости и богатства. Об этом свидетельствует, в частности, присловье, произносимое при кладке печи: «Печник с огнем да дымом, хозяин с вином да пивом (курсив мой. — Н. К.)».605 Аналогичные представления распространяются на огонь. Не случайно у сербов существует обычай ударять кочергой по горящему полену (напомним, и огонь, и полено символизируют домового), приговаривая: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастия и удачи».606 Считается, что огонь (печь, домашний очаг) дарует семье богатство и благосостояние. Вот почему в народе огонь иногда называют «богач», «богатье».607 Он оберегает имущество хозяина, приумножает его доходы и прибыль. В этих представлениях коренятся поверья типа: нельзя давать огонь в чужое жилище (особенно, когда кто-нибудь из домашних выезжает сеять в поле), ибо с огнем туда перейдет и благополучие; у тех, кто не отказывает соседям в горячих углях, убывает счастье и плодородие. Поэтому существует обычай, по которому взявший горячие угли по разведении в доме огня возвращает их обратно.608

Приумножающими хозяйское добро изображаются и другие домашние духи. В числе их наряду с ригачником, гуменником выступает и овинник: по ночам, до самых петухов, носит он на плечах хозяину мешки ячменя — потому мужику, к удивлению его работника, и удается намолотить на току из нескольких «коп» («копа» — 60 снопов) столько ячменя, что и девать его некуда.609 Обеспечивает в изобилии хлебом подружившегося с ним мужика и гуменник, так что хозяин в течение зимы и весны не только не прикупает хлеба, но еще и сам продает излишки на базаре.610 На страже интересов крестьянина стоит также «клецьник» — хранитель домовых клетей и кладовых, образ которого сохранился в белорусской мифологии.611

К покровителям домашнего хозяйства относятся подчас и природные духи, которые благосклонны к мужику вместе с домовым: у такого хозяина рожь на полосе продолжает цвести, в то время как у соседей расцветшая рожь побита градом,612 а на промыслах, рыбных или охотничьих, ему неизменно сопутствует удача. В этом, как и в ряде других случаев, домашние духи представляют некое синкретическое единство с природными. Такое единство восходит еще к тотемистическим представлениям. Например, почитаемый у белорусов в качестве тотема козел со временем предстает и как домовой, и как дух урожая.

Тот, кто поладил с домовым или иным домашним духом, по сути дела обрел нечто такое, что в иных фольклорных традициях зовется «домашним счастьем».613 И это сказывается в любом деле. Но стоит мифическому «хозяину» рассердиться, а хуже того, уйти из дома, как вместе с ним счастье покидает живущую здесь семью. Ее уделом отныне станут болезнь и смерть, падеж скота, неурожай в полях, пожары и прочие беды, неудачи. Из мифологических рассказов и поверий, воссоздающих ситуацию, обратную процветанию, опять-таки вырисовывается образ домового как духа, приумножающего благосостояние крестьянской семьи.

Со временем языческий покровитель сменился христианским. Это очевидно, например, из заговора «для богатства дома»: «Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелю стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит хлеб и соль, скот и живот и всю нашу семью».614 Однако и в новом облике покровитель семьи сохранил за собой прежнюю локализацию — пространство, ограниченное четырьмя углами с центром в нем (своего рода пятиглавие) и прежние функции, суть которых в ниспослании благополучия.» Криничная Н.А. «Русская мифология».

В общем, понятно же уже, о чем я?

По сути, это классическая протестантская этика Макса Вебера.

Я все понимаю, но что сделаешь, если и правда так.

Если вы богаты — вы хороший годный язычник (словами гр. Каста «значит, есть лавэ — есть порядок в голове»). Если нет — вы где-то отклонились, сбились с пути.

Главное — не впадите в монетаристскую ересь, не меряйте «богатство» ТОЛЬКО в деньгах. Здоровье, количество детей, количество друзей, количество — для кого-то — подписчиков — все БОГАТСТВО суть.

PS: ну и предвидя возражения, немного:

1. В этнографии, славянском фольклоре, русских сказках и проч. — осуждается не богатство само по себе. Осуждается ЖАДНОСТЬ. Стремление только брать, а не давать. В этом Традиция сближается с америкосскими проповедниками новой волны — действительно, ДАВАТЬ — вот путь достижения истинного богатства (в этом смысле картинка к посту несколько провокационна);

2. Путь отрешения от благ мирских , аскеза — это не только ведь христианцы и прочия религии мировые, индусы вон тапас копят и вообще… — это Очень Сильно. Но это — Путь Неделания, именно что Отказа От. Адепты Пути отрешаются от блага личного, и, таким образом, символически приближаются к статусу представителей Мира Иного, — Источника Всех Благ мирских. Окрутники такие, какбы.. Люди не от мира сего. Распоряжающиеся Силами не от мира сего. Ну да, но ни в коем случае не путайте свою личную неблагоустроенность с этим Путем;

3. Я сам про себя не скажу за сабж, что крут. Собственно, это говорит нам о том, что недостаточно я продвинулся на пути язычества еще. Есть, куда расти ? Я и не «волхв» во многом именно поэтому. Ну какой, нафиг, волхв, и без лексуса-то?

Поиск

Журнал Родноверие