Обратимся к основам.

1. Чтобы приблизиться к архаическому смыслу «празднования», нужно ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ВРЕМЯ работать. Одни выходные дни современного календаря уже очень сильно размывают это понятие. Древность — вообще не знала «выходных» (по сути — еженедельный праздник) как таковых.

Вспомним, что христианская миссия Оттона сталкивается с непониманием славянами запрета на работу в «день Господень». Вы по настоящему поймете, что такое праздник, если в остальное время вообще не будете отдыхать (= не вести праздный образ жизни). В принципе, тот, кто живет в деревне, или в городе, но в собственном доме (где так-то всегда есть, что делать), или вкалывает каждую неделю на даче, или хотя бы даже затеял бесконечный ремонт по выходным — возвращается, тем самым, к основам основ, к архаике;

2. Праздников ВООБЩЕ В ПРИНЦИПЕ не может быть много, иначе само это понятие также размывается (см. п. 1).

Виккане (вслед за кельтами) выделяют 8 Праздников (начала сезонов + солнцестояния и равноденствия).[1] Мирослав, в своем календаре провозглашает вроде 14 [2], но, по сути, у него их тоже всего 8 (если брать с периодами) — ранневесенние, поздневесенние, ранне- и поздне- летние, также и осенние и зимние (что характерно, он идет своим путем, путем «реконструкции снизу» — из славянской этнографии, но приходит все к той же восьмерке; видимо, в наших широтах от этого в принципе не уйти).

То ли дело христианский месяцеслов, где всевозможных «праздников» и дней святых, двунадесятых, недвунадесятых, средних и малых — тьма тьмущая. [3] Христиан можно понять — так строится вся их религиозная практика. В зависимости от конкретного дня в году меняются молитвы, обряды, службы, распорядок дня и проч. Всю жизнь, год за годом можно ни на день не выходить из этой системы. Понятно, что в первую очередь у служителей церкви, но и в мир уходит немало обязаловки.

Так они решают проблему «религии в повседневности».

Теперь возьмем календарь того же «Велесова Круга», где в одном только июне «праздников» 5 (5 — в июле, и 7 — в августе). [4] И влияние народно-православного месяцеслова тут как бы налицо, что обусловлено глубинными причинами. Так как современный родновер в массе своей приобщается к родноверию в основном через торжественные обряды, через празднование, — его идеологи, таким образом, придерживаются довольно рациональной стратегии: чем чаще праздники, — тем больше «родноверия» в жизни верующего.

Справедливости ради, я сам иду по подобному пути. Однако я ушел от не всегда понятно чем обусловленных «праздников» к пограничным точкам природных циклов — не только годового, но и дневного и месячного. Восход, полдень, закат, фазы луны — просто так или иначе обращать на это внимание (НЕ «праздновать» (!), отмечу это особо) — вот мой путь привнесения язычества в повседневность: чаще и проще. А куча «праздников» современных родноверов — бо уродьство есть.

Причем разделение «праздников» на обычные и «Великие» — помогает слабо, ибо основа всей этой конструкции изначально гнилая.

Хотите сплотить общину совместным времяпровождением?

Так «празднуйте» нечто Настоящее, нечто Природное — появление молодого месяца, полнолуние, прилет птиц в начале весны или начало цветения сакуры ?, а не выдуманные кем-то даты, слизанные с народного православия;

3. Как отмечено в предыдущем пункте, празднуются, как правило, переходные моменты (не только в календарном смысле; вспомните — дни рождения, совершеннолетия, свадьбы — все те же переходные моменты суть). Начало весны, лета, осени, зимы, особых периодов внутри этих сезонов (те же известные нам по этнографии цветение ржи или сбор урожая). Из этого вытекает довольно неожиданное — так как все Праздники совпадают с т.н. «пограничным временем», — они все опасны.

«Понимание П. [здесь и далее «Праздника» — М.С.] как опасного для людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составляет элемент языческой картины мира. По народным представлениям, все П. опасны, и чем крупнее и «святее» П., тем он опаснее, «варовитее» (полес. варовитый день, праздник; серб, варовни дан). Праздников люди боялись не меньше, чем нечистой силы, из страха перед ними соблюдали запреты, ограничения и предписания, защищались от них теми же способами и с тем же тщанием, что и от демонов.» [5] Так что это тоже идет вразрез с современным восприятием праздника как сугубо беззаботного времяпровождения;

4. Что значит «праздновать». Основное, разумеется, НЕ РАБОТАТЬ

(«Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ, «праздничный». Буквальное значение — «день, не занятый делами, свободный от работы»[6]. Ближайшее этимологически родственное слово «порожьныи» – ‘пустой’ )

«Главным отличием П. от будней является запрет на все или некоторые виды работ, который вступает в силу накануне П., после захода солнца. Нарушение запрета грозит, по народным верованиям, разного рода несчастьями и прежде всего неблагополучными родами и неблагополучием домашнего скота и приплода.»[5] Понятно, что это возможно, только если соблюдается п. 1.

Прочее (помимо собственно основного праздничного Обряда): наведение чистоты, особая одежда, украшение себя и дома (зачастую обережными растениями и предметами). См. предыдущий пункт — он многое объясняет.

Вообще, разного рода «переворачивание» существующего порядка, временное освобождение от господствующих ценностей, антиповедение, — глубинный атрибут любого архаического праздника [7] Ко всему этому примыкают и (куда же без них) увеселения и развлечения, — через такое фундаментальное явление как «смех»[7].

Из прочего отмечу посещение кладбища, паломничество к святым местам, источникам, праздничную трапезу (с особыми, «праздничными» блюдами) [5]

5. Наконец, сам Праздник персонифицируется (https://vk.com/wall-119055965_4000):

«Персонификация П. В верованиях и фольклорных текстах часто выступают персонифицированные П., которые могут приходить, пугать, наказывать, у них просят помощи. В волочебных песнях рассказывается о порядке следования и распределении ролей между праздниками-святыми, ср. «Святы Барыс снапы зноаць, Святы Ганны — дамоу возяць» (бел., Влчб.п:116). О том, что в подобных текстах действуют не сами святые,

а персонифицированные праздники, свидетельствует несоблюдение пола и грамматического рода имен святых (ср. св. Евдокий, святая Микола), употребление имени в форме множ. числа (Варвары, Савы, Авдотьи, Андросы) или «спаривание» имен святых, празднуемых в один день (ср. Пятрок-Павел), но прежде всего — присутствие в них таких «персонажей», как Рождество, Благовещение, Сороки (Сорок мучеников), Вшестник (Вознесение), Покров, Спас (Успение), которые участвуют в распределении функций наравне с праздниками-святыми. …

Антропоморфизация и персонификация П. является одним из механизмов мифологизации времени. По отношению к П., дням и периодам часто употребляются определения и эпитеты, обычно относимые к человеку, например, П. могут называться молодыми и старыми, глухими и кривыми, богатыми и бедными, ленивыми и голодными, но особенно часто — опасными, вредными, злыми, страшными и т. п. Праздникам приписываются человеческие свойства и действия: они могут сердиться, обижаться на людей и наказывать их за несоблюдение запретов и предписаний.»[5]

То есть для язычника, не обязательно, например, существование такого божества как «Купала». Достаточно того, что есть такой праздник, — он и будет персонифицирован язычником как «Купала». И во Время Его, Он — вполне себе Божество.

Современная же мода называть праздники исключительно «в честь (конкретных) богов» — например, «Велесов день», «Дажьбогов день» или «Стрибогов день» [4] свидетельствует о полном непонимании традиционной модели. Если бы это понимание было, то в современном языческом культе присутствовали бы такие божества-ЛИЧНОСТИ как (возьмем все отсюда же — [4]), например, «Просинец», «Громница», «Именины Кикиморы» (имя собственное (!)) или «Живин День» Это — тоже «божества», которым также можно вырезать идолы, устраивать им святилища и упоминать их в заговорах и молитвах.

[1] «Колесо года» https://ru.wikipedia.org/wiki/Колесо_года

[2]»Годовое Коло славянских святодней (опыт реконструкции)» http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html

[3] Православные праздники https://ru.wikipedia.org/wiki/Православные_праздники

[4]»СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ»http://velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/slavyanskie-prazd..

[5] Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 1-5.

[6] Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.

[7] Шемякин А.Г. «Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти» https://mipt.ru/education/chair/liberal_arts/courses/..

Поиск

Журнал Родноверие