Когда и где Слово впервые появилось у человека, можно гадать до бесконечности. Сказки и легенды, мифы и предания разных говорят об этом по-разному, нот все они (а также лучшие произведения в стиле "фэнтези", которые есть не что иное, как переосмысленнные нашими современниками мифы. — Прим. авт.) говорят об одном: некогда, в незапамятные времена, существовала Истинная Речь, которой говорили боги и первые люди, слова и понятия которой соответствовали сути вещей, явлений и людей.

Такая точка зрения естественна для традиции и мифологии, нормальна для эзотерики, однако к ней можно прийти с помощью рассуждений, которые вряд ли оспорит самый "упертый" представитель ортодоксальной атеистической науки, со всей его снисходительностью к "темным предкам".

Зрение, слух и прочие чувства у людей, тысячелетиями живущих на природе и в общении с ней, куда более острее, чем у нынешних горожан. Шорох, царапина на камне, легкий запах — это враг или добыча, а может, и что-то новое, неизвестное. Чувства, в сущности, несли знания о жизни и смерти.

Среди наших предков были не только простые трудящиеся, охотники да земледельцы — были еще волхвы, маги и шаманы, которые сознательно и несознательно искали и находили звуки и их сочетания, резонирующие с природными ритмами и явлениями. Отчасти этим и объясняется действие тантр, заговоров, заклинаний, молитв.

Знание Истинных Имен и умение их произносить, давая немалую силу и власть (отсюда берет начало обычай скрывать от незнакомцев свое настоящее имя. — Прим. ред.), несло и огромную опасность. Кого назовешь — того и призовешь, а хватит ли силы встретить? Так что и гибли, и сходили с ума, и оставляли потомкам предупреждения в виде сказок, поговорок, поверий и заповедей.

Видимо, так и возникли запретные слова и обычай хранить их в тайне, заменяя иносказаниями (например, "медведь"). Что касается дорогих имен — их берегли и до сих пор берегут от чуждого и праздного любопытства, от зависти хулы. Негоже каждому встречному объяснять, к чему привязана твоя душа и где хранятся твои сокровища.

А что же народ? Хоть я и русский, а вернее, именно потому что русский, я не могу и не хочу говорить от имени всего моего народа. За меня (и за него) пусть говорят песни — его душа. За восемнадцать лет занятий фольклором я побывал во многих селах и станицах, учился у потомственных народных мастеров, слышал сотни песен, читал тысячи подлинных текстов и могу сказать — специально о России русские не поют. Почему? Если сказанного мною выше недостаточно, скажу так: каждая русская песня, прошедшая через многие поколения, — это песня о России. Люди не поют и не говорят о том, как они дышат, о том, как бьется сердце, о том, что связано с самим понятием "жизнь". Наша земля — это наша жизнь, а жизнь не должна быть ни лозунгом, ни вывеской, она должна быть любовью, радостью и служением родной земле.

Правда, бывает и другое, когда любимое имя скандируют и тиражируют на каждом углу, стремясь уверить других и себя в способности любить. Что ж — бог им судья. "Торгует чувствами тот, кто перед светом всю душу выставляет напоказ", — сказал Шекспир, и с ним полностью согласен.

В конце концов, кому мы поверим больше? тому, кто везде кричит о любви к нам, живет за наш счет и палец о палец не ударит ради нас, или тому, кто без громких слов о нас заботится? Вот это — и по-русски, и по-мужски.

Откуда же пошло поветрие трепать имя Родины везде и всюду, к месту и не к месту и считать это чуть ли не религиозной обязанностью "истинно русского"? Может быть, нижеследующая цитата что-то объяснит вам. Итак, в заключении статьи — "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку не чист,

Работать не работает,

С цыганами возжается,

Бродяга, коновал!

Смеется над трудящимся:

С работы, как не мучайся,

Не будешь ты богат,

А будешь ты горбат!

А впрочем, парень грамотный,

Бывал в Москве и в Питере,

В Сибирь езжал с купечеством,

Жаль, не остался там!

Умен, а грош не держится,

Хитер, а попадается

Впросак! Бахвал мужик!

Каких-то слов особенных

Наслушался: отечество,

Москва первопрестольная,

Душа великорусская.

"Я русский мужичок!" -

Гарланил диким голосом

И, кинув в лоб посудою,

Пил залпом полуштоф!

Ну, что — прочитали? А теперь внимательно посмотрите в зеркало: не Климушка ли там отражается? Надеюсь, что нет, а если да... будем честны перед собой и Родной Землей и признаем это.

Никогда не поздно перестать болтать и начать делом служить России.

Видео

[видео]

Часть 1

Народное пение

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие