Мы с друзьями уже традиционно приезжаем в село Городница, расположенного возле Збруча, и каждый раз просим показать языческий центр со следами известного Збручанского идола.

— Ну и разогнались, — наконец озвучил сговор местных жителей русоволосый парнишка. — Идол не хочет видеть даже зарубежных господ.

Путь туда заказан — вот и все. Туристу, вызывающему доверие, местные жители полушепотом будут рассказывать о том, что хотя идола забрали 150 лет назад и давным-давно ему не приносят жертв, но живая кровь(!) бесследно не исчезла. Над жертвенниками накопились отрицательно заряженные биополя, вредные для здоровья. А на поляне, где стоял языческий храм-капище, никак не приживаются деревья. Едва вырастет одно, его сразу же расщепляет молния.

На многочисленных научных конференциях и украинские, и зарубежные ученые только констатируют богатство природных аномалий вблизи местонахождения идола. А обоснованных выводов пока что не сделал ни один из научных работников. Горы Медоборы, как на зло, тщательно оберегают свои самые большие тайны. А Збручанский идол, похоже, таки кое-что приоткрыл и пожалел любознательных: имеете систему изображений, вот и изучайте ее, не пропуская «ні титли, ні коми».

Оказывается, «родом» он из ІХ века, то есть с того времени, когда до принятия христианства на Руси оставалось почти сто лет. Скульптуру бога древних славян Световида, двухметровой высоты, нашли в реке Збруч, между селами Лычкивцы и Городница Тернопольской области еще в 1848 году. Так что целое тысячелетие статуя из серого камня-известняка напоминала десяткам поколений о языческих временах.

Збручанский идол наиболее полно отражает религиозное мировоззрение наших далеких предков — племенного союза волынян и белых хорватов. Это не бог, а космическая азбука, говоря языком науки, завершенная, четко расчлененная космогоническая система! Верхний ярус занимают богиня земли Макош с рогом изобилия; божество согласия, красоты и любви — Лада с перстнем, вооруженный Перун-громовержец и солнечный Даждьбог. В средней плоскости собрались земные люди. Нижний ярус представляет бог скотоводства и подземных сил — Велес, изображенный на коленях, ведь выдерживает он вес земли с хороводом ее жителей. Необычная находка в Медоборах отвечает общеславянскому Роду — земледельческому и животворному богу, вселяющему дух жизни во все сущее.

Збручанский Свитовыд, окидывающий взглядом четыре стороны света, оказался уникальным — такого еще пойди поищи. Все другие каменные кумиры, найденные в результате археологических раскопок в междуречье Збруча и Днестра, в Побужье, — были одно-, двух- или трехликими и выражали лишь фрагменты верований язычников. Они фиксировали в большинстве своем изображение коня, который символизировал могущество, а рог в руке означал изобилие. Рог для питья (кубок) стал почти визитной карточкой типичных примитивных идолов. И это неудивительно. С этим атрибутом связаны церемонии гаданий, заказов плодородия на будущий год. Такие фигуры найдены на всей территории Центрально-Восточной Европы — от Днепра до Рейна, что свидетельствует о молодости истории многих европейских народов.

— Эти «скупые» на семантику, примитивные статуи из известняка, — обобщает археолог, научный сотрудник Тернопольского краеведческого музея Марина Ягодинская, — предшествовали Збручанскому идолу.

В 1857 году ученый мир всколыхнуло интересное открытие — он не единственный. Но на побратима, тоже четырехликого и многозначительного, положили глаз жители Гусятина, где его нашли. И збручанский идол номер два, который плохо лежал, оказался в фундаменте жилого дома. С тех пор в душах научных работников еще сильнее загорелась жажда поисков.

Но понадобилось более столетия, чтобы археологи в 1984 году обнаружили в Медоборах три языческих культовых центра — Звенигород, Говду и Богит (по названиям гор). На верхушке горы Богит замечены остатки языческого капища. Квадратная яма 50 на 50 см, так же сориентированная на четыре стороны света, указывает на местонахождение Збручанского идола. Ходил сюда не простой люд, а лишь привилегированные жрецы-волхвы. К окутанным тайной местам относятся и каменные ложа и ямы, где делались жертвоприношения.

Для задабривания богов чем только язычники ни жертвовали — не щадили животных, птицу, людей, преимущественно младенцев. Свидетельства этому —обнаруженные человеческие кости. Кстати, подобный кровавый мотив прослеживается еще в Старом завете, когда Авраам собирался пожертвовать богу сына Исаака. Человеческие жертвоприношения признавались в известных памятниках письменности — «История» Льва Дьякона (Х ст.), «Слово о том, как первые поганы поклонялись идолам» (ХІ ст.), «Повесть временных лет» (ХІ—ХІІ ст.), «Славянская хроника Гельмольда» (ХІІ ст.), «Деяния даков» Саксона Граматика (ХІІІ ст.) и др.

Археологические раскопки свидетельствуют: мертвецу часто придавали позу эмбриона в утробе матери, что напоминало возвращение в лоно земли. Но в большинстве захоронений Черняховской культуры (ІІ—V ст. н.э.), к традициям которой относятся примитивные идолы, покойники лежат в распрямленном положении. Видим и полностью истлевшие останки человека. Оказывается, в те времена была также распространена кремация, подтверждающая представление об очищающей силе огня. И даже при обычном захоронении умершего посыпали пеплом из ритуальных костров. Ученые предполагают, что обряды захоронения и сожжения трупов параллельно существовали еще в эпоху бронзы (2000—1000 гг. до н.э.).

Среди найденных в языческих городищах жертвенных вещей преобладают христианские символы — кресты, энкалпионы, нательные крестики, иконки, кадильницы. Откуда же такое странное наложение двух культов? Можно только догадываться, что сюда приходили неофиты-христиане для поклонения «богам родителей». Последователи Христа — и простолюдины, и знать — пронесли огонь прадедовской веры через три столетия. А необычный религиозный подъем, настоящее воскрешение язычества в ХІІІ веке, именно перед угрозой татарского нашествия, были вовсе не случайными. Язычники в душе, наши предки молились днем и ночью, прося у родных божеств защиту от врагов — татарских орд. И потому Збручанского идола древние русичи заботливо спрятали в реке, чтобы не уничтожили его полчища хана Батыя.

О многом скажут осколки битой посуды и другой домашней утвари, обнаруженной неподалеку от идола. Битое означало: людям оно уже не принадлежит. Ломая частично вещи, язычники заказывали у бога плодородие, хороший урожай, приумножение человеческого рода. Традицию битья посуды и сегодня видим на наших свадьбах.

В Лычкивцах найденного Збручанского идола купил местный пан, а в 1951 году передал его Краковскому археологическому музею, где уникальный каменный бог хранится по сей день и продолжает приносить славу чужим культурным сокровищницам. Тернополь удостоен только его копии. О передаче оригинала непосредственным духовным потомкам — украинцам — сейчас, по сути, речь не идет. Ни на уровне двух правительств, ни на уровне ученых. Зачем же портить каким-то каменным обрубком показательный расцвет украинско-польских отношений?

Поиск

Журнал Родноверие