Недавнее исследование Яна-Виллема де Корта и его коллег, опубликованное в журнале Medieval Archaeology, обнаружило культовое место раннего Средневековья в Нидерландах.

Хорошо раскопанные и тщательно проанализированные культовые места являются ключом к пониманию меняющегося и различного ритуального поведения, демонстрируемого различными дохристианскими группами. Однако, в отличие от более многочисленных и часто лучше изученных дохристианских культовых мест скандинавского мира, в Нидерландах, северной Германии и Британии таких мест гораздо меньше.

Может возникнуть соблазн перенести знания о дохристианских языческих культовых местах в северных регионах на остальной германо-нордический мир. Однако нордическое язычество не является универсальным, и верования и практики других германо-нордических групп будут меняться со временем и пространством.

Открытие Хезингена на востоке Нидерландов предоставило исследователям уникальную возможность лучше понять культовые ритуалы в этом регионе.

Раскопки в Хезингене проводились в 2020 и 2021 годах после того, как специалисты по металлоискателям обнаружили многочисленные золотые и серебряные монеты.

По словам де Корта, «исследование также было вызвано необходимостью, поскольку этому месту угрожало развитие природы. Это включало бы удаление верхнего слоя почвы, чтобы способствовать восстановлению первоначальной растительности (вереска)».

В ходе раскопок было обнаружено, что Хецинген представлял собой большой круглый объект, состоящий из деревянных столбов, окружающих здание необычной формы и возможный херренхоф (резиденцию магната), вероятно, построенный в VI веке.

В Хезингене было выявлено три участка: участок 1, содержащий только одну золотую монету; участок 2, где находились 24 фрагментированных и целых тремисса (золотых монеты), а также золотая подвеска и серебряная серьга; и участок 3, где были обнаружены тремиссы и небольшая подвеска.

Кроме того, было обнаружено 17 столбовых ям. На основании артефактов и столбовых ям было установлено, что это место служило важным культовым местом в критический период культурного перехода на пороге христианизации региона. Деревянные столбы, выровненные по весеннему и осеннему равноденствию, указывают на то, что это место могло использоваться для сезонных ритуалов, возможно, связанных с посевом и сбором урожая.

«Четыре ряда столбов [выровнены] точно по направлению восток-запад», — объясняет де Корт. — Благодаря большой высоте солнце здесь в день весеннего равноденствия встает точно на востоке (это легко проверить с помощью современного программного обеспечения для солнечных панелей)».

Вероятно, это место использовалось во время осеннего и весеннего равноденствия, чтобы умилостивить и поблагодарить богов за хороший урожай. Каких именно богов, неизвестно; однако, подношения такого рода засвидетельствованы в некоторых средневековых миссионерских текстах.

В частности, в этих текстах упоминается, что для того, чтобы принять христианство, местным жителям необходимо было отречься от своих местных богов и прекратить приносить в жертву diobolgeldæ — «дьявольские деньги» в культовых местах.

Наличие различных золотых и серебряных монет и артефактов, представлявших собой предметы большой ценности, а в некоторых случаях и редкости, дает дополнительную информацию о том, кто, вероятно, пользовался этим местом, а именно — региональная элита.

По словам доктора де Корта, это, скорее всего, было сделано для того, чтобы продемонстрировать свою религиозно-политическую власть и социально-экономический статус. «Я думаю, что это культовое место в основном использовалось местной элитой, чтобы подчеркнуть свой собственный статус, и, конечно, вы делаете это преимущественно с ценностями. Находки в других культовых местах, вероятно, в большей степени являются результатом личных подношений и, следовательно, менее ценны».

Сайт также дает представление о постепенной христианизации региона.

«Известно, что миссионеры, такие как Плехельм и Лебуин, проводили миссионерскую работу в этих регионах около 760 года, и, кроме того, первые церкви (например, Олдензал) были освящены примерно в то же время»,

— говорит де Корт.

Хезинген представляет особый интерес в этом отношении, поскольку он был заброшен в конце VII или начале VIII веков до широкомасштабной христианизации в регионе. Это говорит о том, что, возможно, местная элита была среди первых, кто принял христианство, что привело к заброшению культового места Хезинген.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие