Протоиерей Андрей Ткачев — о связи мира сегодняшнего с древнейшими поколениями.

Сегодня я бы хотел с вами поговорить об одной простейшей вещи, за которой таится целая бездна разных смыслов, уводящих нас к корням. Есть такая игра, с которой выросли многие поколения людей: "Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки. — Что пили? — Бражку. — Что ели? — Кашку. — Полетели-полетели, фур-фур, на головку сели".

С маленьким ребеночком бабушка или дедушка играют и кладут ручки на голову. Ну чепуха чепухой. Ну как Чуковский: бегемотикам на животики ставят градусники. Но Чуковский — это новодел. А здесь мы имеем дело с древнейшим текстом, который дошел из недописанной эпохи, то есть из эпохи до письменности в нашу жизнь, и принес нам некие отголоски древних погребальных обрядов и общения живых и мертвых — принимания благословения от ушедших поколений.

Были времена, когда мертвых хоронили прямо в доме. В древних жилищах есть такие захоронения. Вот очаг, вот вход в пещеру или в шалаш, и на другой стороне черепа стоят или косточки лежат. Оседлый образ жизни часто формировался именно там, где покойники "живут" под людьми. Я живу на костях моих покойных. Вот здесь и бабушка — некий культ предков. Куда-то ходили и необязательно к живой старушке, может, ходили к уже умершей прародительнице. На гроб матери Сары, если угодно. На гроб какого-нибудь своего древнего источника жизни — прародительницы. Обязательно ели и пили, потому что тогда на гробах ели и пили. Наши люди до сих пор на Радоницу пьют и едят на могилах. Это неистребимо. Церковь боролась две тысячи лет с этим всем, но не истребляется. Едят и пьют, потому что они чувствуют, что они живые. Приходят поесть, попить вместе с ними, авось им что достанется.

Что пили? — Бражку. То есть какой-то хмельной напиток, какая-то сома такая, как у индусов, чтобы был переход из мира в мир, что-то такое на грани. И потом обязательно благословение такое: полетели-полетели, на головку сели. Жест благословения — это опускание рук на голову. Это древнейший жест благословения человека.

Вот если рассмотреть этот обряд в срезе древнего мифологического сознания, то окажется, что через "ладушки-ладушки" к нам приходит некая родовая память, не записанная в книгах, а устно передаваемая. Родовая память о древнейших поколениях славян, которые имели:

а) почитание предков и живую связь с ними;

б) священную трапезу на местах погребения;

в) благословение от тех, кого ты посещаешь и кого ты помнишь.

Вот "ладушки-ладушки, где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Полетели-полетели, на головку сели".

Я прошу вас быть внимательными к этим вещам, потому что мы можем найти бездну прямо под ногами. За бездной далеко идти не нужно. Бездны под ногами разверзаются. И большая часть наших сказок, легенд, мифов и прочего, чем мы в детстве питались, — это все некая таинственная связь между миром сегодняшним и древнейшими поколениями, доносящими до нас свои сакральные знания.

Поиск

Журнал Родноверие