Протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о том, как появился новый обряд провода артистов аплодисментами.

В мире, лишенном сакральных и глубоких обрядов, мы по неизбежности выдумываем свои. Человек без обрядов жить не может. Сегодня я хотел бы поговорить с вами об одном недавно распространившемся обряде, который представляют как некий древний. А именно: провожание зрительскими, благодарными аплодисментами умершего артиста.

Это можно наблюдать над разными людьми, когда из ДК или театра выносят тело усопшего известного актера, любимого зрителями. Ему хлопают как в последний раз, как будто он что-то представляет. Он уже ничего не представляет из себя, в части актера. Он нуждается в молитве. Но не зная молитвы «Со святыми упокой», не умея пропеть «Вечную память», люди начали хлопать. И это сегодня представлено как некий древний обряд, который чуть ли не во веки веков существует. По крайней мере, с существования театра, с графа Шереметьева, с Останкинского театра в Подмосковье. Нет!

Я поинтересовался этим вопросом. Оказывается, ни великого Щепкина хлопками не хоронили, ни Ермолову, ни Веру Холодную никто хлопками не сопровождал в последний путь, а Всея Земли заупокойной молитвой, литией, отпеванием и прочим.

Когда, что, где, кто придумал эти прощальные аплодисменты?

Интересно, что впервые сопровождали хлопками, но после отпевания, не после гражданской панихиды, с речами, бубнами и транспарантами, а после отпевания. Так было, когда хоронили Иннокентия Смоктуновского. Когда его отпели по церковному, как положено, принесли Богу молитву за него и выносили его гроб из храма, то люди, собравшиеся в храме и стоявшие во множестве на улице, почитающие талант этого великого актера, захлопали. Выразили свое присутствие и свою любовь к этому человеку, не имея возможности выразить его иначе.

Когда Достоевского хоронили, выносили его из Александро-Невской лавры, то народ весь запел «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это был еще дореволюционный народ. А когда уже выносили другого человека, кстати, хорошо игравшего в некоторых фильмах по тексту Достоевского, то есть «Идиота», то уже молитвы нет. А как-то надо делать! Вот и захлопали. И это был первый случай провожания актера хлопками в Царство Небесное. Но после молитвы, не до нее.

Хлопок – это ритуальное действие. Синтоисты в Японии, приходя в храм, хлопают своим богам. То есть как бы глянь на меня, я здесь, эй, вы, все, гляньте. Хлоп — хлоп сколько-то раз. Правая с левой, левая с правой — ритуал. И наши люди скатились до язычества. Потому что забыли свое, а нужно придумать что-то чужое вместо своего. И возникла какая-то диковатая вещь – провожать хлопками человека, которому хлопки ваши вообще не нужны. Ему нужна молитва, и только молитва. Милость Божия и больше ничего. Прощение грехов и больше ничегошеньки. Ваши хлопки ему — как оскорбление. Ему нужны только слезы о нем, милостыня и заупокойная литургия.

Я бы хотел, чтобы вы обратили на это внимание. Потому что люди умирают. Умирают и артисты великие, и режиссеры. И в очередной раз над покойником кто-нибудь будет хлопать. Я хотел бы, чтобы мы смотрели на эти вещи не бытовым взглядом, а взглядом верующего человека. Это новый обряд, ничего не имеющий общего с настоящим погребением. В том числе и артистов. Они тоже люди.

Поиск

Журнал Родноверие