В календаре народных праздников Троица имеет особое значение. В славянской культуре Троицкую седмицу называют Русальной неделей. В этот период, считали наши предки, можно по беззаботности лишиться жениха, а можно обеспечить залог удачного житья и достатка. И к праздникам этим готовились особенно тщательно.

В 2014 году этот семик приходится на 9-15 июня, начинаясь с 50-го дня после Пасхи. Главный символ праздника — берёза, которую во многих странах величают деревом жизни и здоровья, а на Руси почитают как нигде. Она обладает особой силой роста, стойкостью, красотой, которые и отмечают для себя люди.

Духмяными травами, ветками, цветами украшали дома — окна, ворота, двери. А затем берёзовые ветки "хоронили" — бросали в воду или на хлебное поле, на урожай. На Троицын день у славян было принято на кладбище обметать могилы берёзовыми ветками — "глазоньки прочищать". А те, что принесли обратно из церкви домой, почитались как обладающие силой — их потом втыкали в сено, отпугивая мышей, а в норы на грядках — поворачивая вспять землероек. Несколько веточек можно оставить в доме в качестве оберегов от нечистой силы.

По славянским представлениям, как раз в эту неделю выбираются "в люди" русалки. И потому по русской древней традиции, русальная неделя полна очистительных обрядов, гуляний с ряжеными, трапез. А вот рукоделие, стирку старались пока отложить. В это время не занимались полевыми работами и не ходили в лес и по посевам поодиночке, не пускали туда и скотину — русалки утащат!

Они выискивали жертв для своего увеселения. Чаще всего в русском фольклоре описана их любимая забава — защекотать до смерти. Ведь хвостатые создания — литературная фантазия, устное народное творчество и древние источники рисуют русалок мало отличимыми от девушек и женщин, только руки у них холодные, цвет кожи очень бледный, а глаза часто закрыты.

В некоторых областях России их описывают юными зеленоволосыми красавицами (в основном, на Юге), в других — грузными тётками с огромными грудями. Исследователь фольклора Зеленин выяснил, что орловские крестьяне о русалках такого мнения: "ходят голые, без обуви и без покрова на голове. Тело у них белое, как снег; лицо светлое, как восходящая луна; волосы красновато-светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки, как пух".

Согласно русским быличкам, умершие не своей смертью здоровые мужчины оборачивались лошадьми в услужении у водяного или чёрта. Это тоже — русалки. А по калужским поверьям, русалок возглавляет "наибольший черт", от него погибшие женщины получают красоту, перед которой не может устоять ни один мужчина, и вечную юность. В Рязанской губернии русалка появлялась на улице верхом на кочерге, с помелом в руках.

Почему же русалок связывают с озёрами, реками, запрудами да болотами? Потому что они, как любая нечисть, якобы умеют превращаться в рыб и земноводных — для маскировки и скрытности. Но есть и другие варианты мест их обитания, исследователь фольклора Максимов обнаружил такие: в подземном царстве (Тамбовская область), в гробах на кладбищах (Брянская область).

Выходят, дескать, они в период цветения ржи, а это как раз на Троицыну неделю. И "где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее". А захотят — нашлют ливни, грады, ветры. Потому их близко к жилью не пускали, но всё же задабривали, выполняя обряды.

Чтобы русалки не выманили парней и мужчин сладкими чарующими голосами, собиралось женское шествие для отпугивания нечисти. Где-то принято сооружать чучело русалки, где-то в неё переодевают девушку или старуху. Процессия обходила вокруг своего села с шутками и прибаутками, размахивая прутьями, мётлами, кнутами, косами, кочерёжками; ряженые русалки искали случая пощекотать кого-нибудь из процессии, а ещё лучше — случайного встречного. Иногда "русалки" тайком подбирались к шествию и "нападали" на людей, стараясь кого-нибудь утащить в лес или в реку. В общем, празднование весёлое, разгульное; так провожали русалок подальше от людей.

Отпугнуть соперниц мало, надо ещё и к себе внимание привлечь или хотя бы вызнать судьбу на ближайшее время. Потому девушки в эту неделю гадали и ворожили. Например, "завивали берёзу", верней всего — в четверг. Одевшись в лучшие наряды, надев венки (о том, как сплести венок, читайте здесь), собирали хоровод вокруг деревца, срубали его, украшали лентами и цветами. Наряженную берёзку проносили вокруг деревни, за ней шли парами только девушки. А когда украшенное деревце выставляли посреди улицы или площади, тогда к гулянью присоединялись парни.

После берёзу "развивали" — снимали с неё ленты, а деревце разбирали на веточки и пускали их по реке. Вслед за ветками пускали свои венки и по ним судили — скоро ли замуж, счастливая ли судьба, быстро ли забеременеет. Хорошо, если венок уплывал вдаль или прибивался к противоположному берегу. При этом гадании запрещено присутствовать парням — сглазят.

На русальной неделе опасно купаться в водоёмах, но если очень уж хотелось, рядом на воду клали полынь — якобы русалки её сторонятся. Боятся они эту траву и на суше. А задобрить русалок старались развешиванием на деревьях женской одежды, обуви и пряжи, ведь русалки и сами рукодельницы. По крайней мере, если им весь год от Троицы до Троицы отсиживаться в глуши, будет чем заняться.

Поиск

Журнал Родноверие