В Чувашии в Центре краеведения и туризма с большим размахом отзвенел народный праздник "Всечувашский Симек". Представители Чувашской митрополии обвинили организаторов мероприятия в возрождении язычества.

25 июня 2016 года в Чувашской Республике ярко и торжественно прошел народный праздник "Всечувашский Симек". Это мероприятие, посвященное чувашским землячествам и районным (региональным) отделениям краеведов, органично продолжило празднование Дня Чувашской Республики, состоявшееся накануне. На Симек прибыли чувашские делегации из Самары, Иркутска, Тюмени, Крыма, Татарстана, Башкортостана, Эстонии, Финляндии и других уголков диаспоры. Их встречал хозяин Центра краеведения и туризма – председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин.

ЧУВАШСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПРОТИВ ВСЕЧУВАШСКОГО СИМЕКА

В этногородище "Чемень карди" состоялись все заявленные в программе действа и выступления. Благословение от аксакалов озвучили руководитель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял и известный в чувашском мире мучавар Ежендей эптер. У всех станов дымились печи и ломились от угощений длинные столы. Конкурс традиционной кулинарии здесь уже давно получил прописку.

В рамках большого праздника в построенном к Симеку здании Центра краеведения и туризма состоялся форум по теме "Краеведение как средство сохранения и развития национальной культуры". Открылся он докладом президента Чувашской народной академии наук и искусств Евгения Ерагина. Деловые обсуждения и решения народного вече Хравути поххи ("поххи" с чувашского означает "собрание, съезд") испокон веков были неотъемлемой частью этого древнейшего собора горно-виръялской стороны чувашского края.

За ритуальным зажиганием очищающего огня, опахиванием молодежью городища по периметру "железной чертой" ("хӗр аги") и установкой родовых столбов вокруг Асǎну Юпи (Столба памяти предков) с интересом наблюдали все гости Симека – от мала до велика. Все вместе кружили в тысячелюдном красочно-цветастом огромном хороводе.

Однако не бывает небесного свода без тучи, бочки меда без ложки дегтя. Когда на сайте Союза чувашских краеведов (СЧК), затем в столице Чувашии Чебоксарах появился плакат-приглашение на Всечувашский Симек в этногородище "Чемень карди", в министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, как стало известно, поступила жалоба из Чувашской митрополии. Посыл таков: запретите проведение этого праздника с жертвоприношениями. "Это же возрождение язычества!" – высказали недовольство представители Русской православной церкви.

Корреспондент "Idel. Реалии" побеседовал с бессменным консультантом новоформатного праздника Хравути поххи, одним из организаторов Всечувашского Симека – руководителем Центрального совета чувашских старейшин, почетным председателем Союза чувашских краеведов, кандидатом филологических наук, доцентом Виталием Станьялом и прояснил некоторые исторические, организационные и обрядовые моменты проведения праздника.

– Виталий Петрович, нас, конечно, прежде всего интересует ваше отношение к выпадам РПЦ против старинного народного курултая чувашей. Но вначале скажите, пожалуйста, что такое "Чемень карди" и почему именно здесь обосновался Центр краеведения и туризма?

– "Чемень карди" (городище Чеменя) – историческое название пригорка возле деревни Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашской Республики на автомагистрали М-7, 630 км, напротив Шомиковского поворота на Волгу. Чемень – один из легендарных героев чувашского народа, соратник общетюркского Чура-батора. Легенды про царя-богатыря, мудрого защитника народа Чеменя (Теменя) записаны не только в Чувашии, но и в основанной им Тюмени.

У деревни, на вершине водораздела Волги и Онги, со времен Ивана Грозного был перевалочный пункт (стан) русских воинов, шедших на Казань. В этом стане под названием Старый в 1722 году побывал Петр Первый. В его честь – Царский дуб. От посещения Екатерины Второй – Белый мост. От Павла Первого – Царский мост. От Бичурина – Камень встречи. Тут славились ямская и почтовая станции, появились двухэтажный дом начальника, постоялый двор, конюшни, кузница, каземат для арестантов, казачьи казармы, кабак. В деревне Александр Пушкин провел ночь в кругу поэтов Дмитрия Ознобишина и Чуваш Хведи.

Вначале на острове Амаксар (на Волге) с 1236 года (уже 780 лет!) проводилось народное собрание Хравути поххи, потом его перевели ближе к волостному центру. Места эти памятные, потому и выбрали их для Центра краеведения и туризма.

ТАК РЕШИЛИ ЗЕМЛЯЧЕСТВА

– Праздник обозначен как Симек. Но симек и синьзе никак не связаны с землячествами и краеведческими походами. Причем тут землячества?

– По чувашскому календарю симек, синьзе – части трехнедельного "каникулярного" периода Уява (летнего всеобщего праздника), когда крестьянин в дни синьзе полностью освобождался от полевых и лесных работ. И стар, и млад по вечерам выходили на хороводы, молодежные игрища, днем занимались рукоделием и творчеством. Уяв начинался Симеком (от слова "яства, еда") – поклонением предкам и закрывался 12 июля ярмаркой Пӗтрекке (от слова "кудрявый баран").

Председатели землячеств, посетив однажды "Чемень карди" по инициативе лидера Совета всех чувашских землячеств Юрия Зорина, единогласно решили провести День землячества на традиционном Хравути Поххи. Более четверти века землячества нового формирования работают успешно – почему бы им не провести свой праздничный смотр на людях? Наши "станы" (их в городище 16 – по количеству населенных пунктов сельской администрации, каждый имеет свой становой домик, очаг, столы) ждали их с нетерпением и встреча была весьма радостной, познавательной.

– Что такое Девичья пашня? Разве это женское дело – пахать и сеять, да еще в дни всеобщего отдыха?

– "Хӗр аги" – древнейший ритуал чувашского народа. Говорят, что-то подобное в мире есть еще у парсов в Индии. Девичью пашню по-другому называют "тимӗр карта тытни" (обведение железной изгороди). В давние времена это было проверкой населенного пункта или своего стана на нечисть, болезни, а больше всего – проверкой на боеготовность, когда ловли ворогов-лазутчиков. Когда на утренней заре юные девушки в белом одеянии окольцовывали становище или деревню легкой бороздой, вся община проверяла свои хозяйства, амбары, сараи, колодцы, погреба, противопожарный инвентарь и военное снаряжение, овраги и урочища. В это время никто не имел права выходить за борозду. Виновных и неизвестных лиц наказывали, лазутчиков казнили.

Наш "хӗр аги" – напоминание о древней культуре и о необходимости беречь свое окружение, природу, здоровье и соблюдать бытовую и духовную чистоту .

– Интересно узнать о конкурсе чувашской кухни. Что из себя представляла национальная кулинария на Всечувашском Симеке? Кто и как соревновался?

– Конкурс чувашской культуры питания и образцовых блюд и напитков в Центре краеведения и туризма ныне проводится не первый раз. В прошлом году на Кӗрсӑри (от слов "осеннее пиво") был грандиозный набор неисчислимых яств и питий.

Ныне каждый стан на конкурс выставил отдельный стол по выбранному им виду кулинарии. Поощрялись традиционно-праздничные, редкие, оригинальные блюда и напитки. А их было удивительно много!

Мне трудно перечислить названия всех представленных чувашских блюд. Молочные – ӗнери, кӑрт, хаймак, чӑкӑт, сӗтек, ҫӗве; мучные – картлама, капартма, кӑстӑмпи, качмак, кӗлче, кульмак, кукӑркка, кулама, куптӗрме, пишку, тинкӗле, пашалу, пӑвӑрсак, хӑпартлу, пюремеч, юсман, йӑвача, хутлама, чепчек, хуплу; мясные – тултармӑш, пельаш, виҫтук, тӗтӗркки, сутта, картофельные – нюч, пӗтӗркки, такками, муҫтанка; напитки – мӑрсала, максӑма, симпыл, кӑрчама... Про разновидности шырттана или хуплу говорить не приходится. На Всечувашском Симеке вся пища была приготовлена из своего свежего сырья.

"ИМЕННО ЧУВАШСКИЕ ПОПЫ ВСЁ ЕЩЕ НЕ УНИМАЮТСЯ"

– Какова была ваша реакция, когда вам сообщили о жалобе со стороны РПЦ. Что думаете по этому поводу? Что бы вы делали, если бы министерство культуры Чувашии пошло навстречу Чувашской епархии и запретило вам проводить Всечувашский Симек?

– Власть и церковь много веков огнем и мечом борется с этнорелигиями. Чувашскую религию сардаш они загнали в подполье. Безжалостно сожгли все керемы и выставили стражников у разоренных киреметей. Мучаваров – эптерей, эльменей, мамале, ламшаров и всех других служителей веры живьем закапывали под землю. Это одна из самых несусветных шовинистических глупостей местных крестовиков. Они, именно чувашские попы, всё еще не унимаются. Расстреляли, сожгли Юба (столб) в парке 500-летия Чебоксар (автор – заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашии Праски Витти), на днях измывались над Юба у причебоксарского Альгешево (автор – заслуженный художник Чувашии, скульптор Федор Мадуров)...

Вопреки диктату православия, чувашская народная вера живет в памяти и душе людей. Мне известны Большие моления, которые ежегодно проводятся в более чем 30 ямахатах – на Амаксарах, на реке Сорме, в Старосуркино (Татарстан), Ухинккелях (Самарская область), в Зирикли (Башкортостан). Последние Всечувашские Чюки прошли в Ачаках (1992), Патраклах (2004). Прошло 12 лет. В 2016 году осенью следовало бы провести очередное Всечувашское Чюклеме.

Насчет жалобы... Грех жаловаться на народ, чей хлеб едят сами. Пусть жалуются чувашскому Верховному Торе, а не министру культуры, который не имел и не имеет власти над народной волей. Советовал бы не дразнить гусей и не усугублять нормальный ход бытия.

---

Из интервью со священником Русской православной церкви, руководителем отдела по работе с молодежью Чебоксарской епархии Максимом Курленко, который с 2010 года является настоятелем храма Николая чудотворца в Заволжье г. Чебоксары (беседа состоялась 10 июня 2015 года):

– Максим Геннадьевич, проясните свою позицию по отношению к этническим религиям коренных народов России. Чувашская интеллигенция сегодня настойчиво пытается возродить в обществе традиционные верования.

– Это все "междусобойчики". Не сохранилась чувашская вера в том контексте, в каком она существовала до XVI века. Национальная интеллигенция возрождает её искусственно. Из народа она не исходит. С точки зрения христианства, это всё служение бесам. Вокруг дерева плясать – много ума не надо. Какой результат от этнорелигий? Какой вклад в культуру?

В попытках возрождения в 1990-х годах марийского, мордовского, чувашского язычества схожая ситуация: не имея письменных источников, не имея преемственности, каждый националист тянет одеяло на себя. Вместо защиты верований появляются политические требования. Например, от отстаивания чувашской веры наблюдается переход к желанию соблюсти чистоту крови, т.е. в религиозный круг включаются только чуваши по крови. Затем заявляется, что этот край, где живут чуваши, только их территория, а остальные пусть убираются. Далее следует предложение отделиться от государства… Язычество тесно связано с национализмом. Языческо-националистические организации, по сути, все сепаратистского настроя. В итоге они ведут к развалу единой России.

Контекст духовный, исторический, политический в этнорелигиях отрицательный. Как христианин, я не вижу в них никакого смысла. В Чувашии настрой уже много веков задает христианство. Для меня глубочайший авторитет – просветитель и христианин Иван Яковлевич Яковлев, который создал чувашскую письменность. Если мы возьмем, к примеру, древнечувашские руны, то там невозможно что-то исторически доказать.

– Христианство и этнорелигии мирно сосуществовать никак не могут?

– Нет, не могут. В Евангелии есть фраза: "Нельзя служить Богу и мамоне" (мамона – демоническое существо). Потому что Бог один и служить нужно одному-единственному Богу. И здесь каждый человек сам делает выбор.

Церковь не навязывает свое мировоззрение. Но мне, как священнику, политеистическое мировосприятие чуждо, оно уходит в конфликт с моим христианским мировосприятием. "Чувашскость" в чувашах может быть вполне православной. Любая этнорелигия может вырасти до православия. Всё-таки православие выше язычества – по своему богословию, святости и плодам.

---

– Ваш ответ, Виталий Петрович...

– Читал это интервью в интернете. В нем много отсебятины, вплоть до "отделения от государства" России. На эту тему мне еще давно приходилось публично дебатировать с новочебоксарским священником Илией Карлиновым и другими местными отцами церкви. Они догматически отрабатывают свой хлеб и звания, ошибочно считая себя выше этнорелигиозных служителей.

Отец Максим говорит, что "язычество связано с национализмом". Первое: чувашская религия – развитая система дуалистично-природной, но при этом монотеистической (зороастрической) веры. Она основана на признании добрых и злых сил мира, держится на почитании предков, природы, Солнца, Огня, Земли, Воды. Все элементы древнейшей мировой религии (зороастризма) в чувашской вере сохранились до наших дней. Христианство – относительно молодая религия, и в ней многие термины (храм – харам, алтарь – ал+тǎр) из наших общих корней. До пляски вокруг священного дерева в лесной чащобе чувашскую веру довели не монголы, а христиане.

Второе: если есть нация, то всё, что ей принадлежит – национальное. Уважаемый пропагандист христианства Курленко к другим верованиям подходит по-нацистски, с ненавистью, хотя прикрывается фразой "церковь не навязывает свое мировоззрение". Еще как навязывает!

НЕ ВСЁ УДАЛОСЬ ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ

– На ваш взгляд, Всечувашский Симек удался?

– "Хравути поххи – 2016" с участием чувашских землячеств, посвященный Всечувашскому Симеку, прошел на славу. Возможно, умно выступивший на Симеке и на Форуме краеведов заместитель министра культуры Чувашии Вячеслав Оринов даст другую оценку этому нестандартному событию, но мне сотни людей сказали, что это был истинно народный, красивый, мощный и свободный праздник.

Огромный круглый шилек (сцена) весь день звенел от песен и плясок ансамблей, приехавших из многих концов чувашского мира. Открыли концерт двух-четырехлетние маленькие сундырята из детского сада – прелестные девочки и ребята. И, кажется, получили лучшую награду от председателя попечительского совета Чувашского национального конгресса Александра Капитонова в виде четырехзначных купюр.

Древние обрядовые действа – обращения к Солнцу и Земле, восхваление хлеба, разрезание пирога из хравути (хравути – дикий чеснок), открытие бочки с ритуальным пивом – многим участникам уява знакомы. Наиболее интересным оказалось для всех торжественное опахивание этногородища грациозной "журавлиной" стаей девушек. Величавы были преклонение предкам у Столба Памяти (Асǎну Юпи) и добывание из дерева Нового огня. Председатель совета старейшин деревни Малый Сундырь Чаптай Эльмень с сыновьями еще 22 года назад таким же образом добыли огонь и зажгли костер очищения на старом месте Хравути поххи у леса Хǎртну. А теперь на новой площадке – в городище "Чемень карди" – этот древнейший ритуал стал действительно очищающим настроение присутствующих и даже познавательным в изучении быта древних людей.

– Всё ли задуманное по программе праздника успели выполнить?

– Не совсем. Мне хотелось восстановить непременный атрибут Хравути поххи – Юрǎ карти (песенный хоровод), когда шеренги молодежи с песнями и плясками проходят вокруг большой карусели. Но не успели. Программа Всечувашского Симека была настолько плотна, что, например, мучавары только в сокращенном виде смогли произнести калмаки (молитвы-речитативы) Огню и Воде. Одно действо наступало на другое неумолимо. Фотокоры (телевидение, радио, пресса республики неспроста умудрились "не заметить" крупный народный праздник) не поспевали за представлениями спортивных, молодежных, сельских и городских творческих коллективов.

Когда тысячелюдный многоцветный хоровод охватил всю территорию этногородка, взору открылась неописуемая картина красоты и гармонии. Такой "оперы", скорее всего, не видели даже описывавшие чувашские хороводы ни Николай Гарин-Михайловский, ни Иван Яковлев! В этом хороводе кружились представители всех районов и регионов чувашского мира (народный академик Николай Давыдов из Самары на двух автобусах привез 50 человек), рука об руку шли все землячества республики. И мне подумалось, что в этом простом акте единения людей проявилась талантливая, жизнетворная мощь чувашского народа. Есть у нашего народа внутренняя пружинистая сила! Без никаких репетиций, без никаких административных приказаний или краеведческих увещеваний по своей воле земляки приехали на Симек, по доброй воле продемонстрировали небывалый взлет национально-духовного единства.

– Вам лично что понравилось на празднике?

– Меня от души порадовала фольклорная фантазия самодеятельных коллективов. Под песни и танцы они показали всю трудовую историю чувашского народа – пахали и сеяли, косили и жали (Малый Сундырь), разводили пчел и представляли "медодобывающие" агрегаты – от улья-дуплянки до комбайна медового производства (Анат-Киняры), кибечкасинской мухе "копыта подковывал" молодой кузнечных дел мастер, шарбашские бабули шутили над новыми лаптями и угощали гостей крепким шербетом, хорнзорские удальцы закрылись под ветвистыми березами (Симек ведь!) и трудно было угадать, над чем они шутили. Шубашкаркасы и Хыркасы у своих станов устроили настоящую свадьбу и под ярые наигрыши двух гармошек вполне пожилые дяди и тети лихо отплясывали вприсядку. Такого я не видывал давно!

– Что происходило на Форуме краеведов, который заседал отдельно в здании Центра краеведения и туризма?

– Форум краеведов заседал в два приема. Утреннее заседание в стоместном новом зале прошло плодотворно. Выступили президент народной академии Евгений Ерагин, народный академик, хранитель этнорелигии из деревни Аксу Татарстана Роза Чентаева, из Москвы Уладимер Болгарский (он собрался в Крым на Чувашский Акатуй с дорогими подарками и мемориальной доской в память о булгарских предках), из Эстонии Лидия Григорьева, член Центрального совета чувашских старейшин Алексей Бойков, из Крыма, из Иркутска, из Янтикова, из Ильинки… Президент историко-культурного фонда имени К.В. Иванова, доктор исторических наук Виталий Иванов подарил Центру краеведения кипу драгоценных книг и наградил культуроведа, энтузиаста по организации сельских этноцентров Эдуарда Бахмисова престижной медалью.

Живой разговор на форуме шел не только о краеведении и туризме. Резко говорили о необходимости бороться за сохранение национальной культуры, традиций и языка в Чувашской Республике и диаспоре. Ничего удивительного: притесненная душа нации неизбывно болит за свое будущее.

---

Из интервью с заместителем министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии, заслуженным деятелем искусств республики, режиссером Вячеславом Ориновым, присутствовавшим на Всечувашском Симеке:

– Вячеслав Николаевич, как же вы осмелились приехать на Всечувашский Симек? Вы разве не знаете: поступила жалоба от представителей РПЦ, что это мероприятие возрождает язычество и жертвоприношения?

– В этом празднике проявляется душа народа. Своими традициями и творчеством он объединяет и детей, и взрослых, и стариков. Цель праздника – сохранить то драгоценное, что имеется в древней чувашской культуре, ковавшейся веками нашими предками. Это не возрождение язычества, это наша история, наша культура, наша жизнь.

Я приехал на Всечувашский Симек, потому что сам чуваш, мне интересно побывать на чувашском народном празднике и самому знать о происходящем. Чуваш, который не знает и не чтит свои традиции, не чуваш. Мы не манкурты, поэтому должны сохранить свое имя, свою культуру, свой язык.

Праздник, который организовали народные энтузиасты на поляне "Чемен карди", проникнут чувашским и общероссийским демократическим духом. Такие мероприятия нам нужны для поддержания этнической идентичности и взаимопонимания между народами.

– Вам не раз приходилось заниматься режиссурой республиканских и московских чувашских праздников. Ваши впечатления от сельской режиссуры Всечувашского Симека в Малом Сундыре? Понравились ли "Чемень карди" и Центр краеведения и туризма?

– Конечно, понравились. Башни Аттилы, Кубрата, Алмуша, Чурабатора напоминают о нашей достойной истории, театрализованное совершение обрядов говорит о наших богатых традициях. Дети, молодежь, женщины, мужчины, старики пришли в праздничных национальных нарядах, с национальными музыкальными инструментами и национальными угощениями – это свидетельствует о единении народа в радостные дни после завершения нелегкой весенне-полевой работы. Посмотрите, какая красота – здесь есть представители всех этнографических групп чувашей со своими особенностями в костюмах, песнях, танцах! Мы должны быть благодарны идейным организаторам праздника – почтенным старейшинам Виталию Станьялу и Евгению Ерагину. Привлекательность структуры и оформления мероприятия, конечно же, это заслуга неутомимого культуроведа Эдуарда Бахмисова. Высокий статус празднику придает присутствие уважаемого профессора, доктора исторических наук Виталия Иванова и многих народных академиков.

Честно говоря, мы и Всечувашский Акатуй хотели здесь провести, но, к сожалению, в "Чемень карди" пока отсутствует необходимая инфраструктура (электричества нет). А те, кто говорит, что Акатуй и Симек возрождают язычество – это люди не из народа. Чуваши (и этнорелигиозные, и православные) с уважением относятся и к христианскому богу, и к Русской православной церкви, и к Аллаху, и к исламу. Но это не значит, что мы должны отказаться от своих культурных традиций. Акатуй и Симек празднуются чувашами уже две тысячи лет! Люди чтут природу и обращаются к богу за поддержкой и помощью в благих делах – разве это язычество? Ведь бог един, и он наверняка одинаково радуется за всех честных тружеников.

– Состоится ли Всечувашский Симек в следующем году?

– Общенациональные курултаи ежегодно не проводятся. Раз в три года бывают ямахатские (приходские) чюки, раз в 9 и 12 лет – общенациональные чюклеме. Думаю, что следующий Всечувашский Симек лучше провести через два на третий год в Патраклах (Татарстан), Ухинккелях (Самарская область) или Чувашкасах (Ульяновская область).

А вот праздник Хравути поххи предполагается провести уже в 2017 году с приглашением представителей всех населенных пунктов Поволжья с названием "Сундырь". Гостей будет встречать деревня Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашии.

Поиск

Журнал Родноверие