А вы знаете, что завещал своим сыновьям Дмитрий Донской? И почему «ливинг хистори» уничтожает романтику Средневековых походов? Я вот тоже не знала, пока не познакомилась с новгородским реконструктором Ольгой Кузьминой. Ольга Владимировна ‒ кандидат исторических наук и, по совместительству, человек, у которого очень интересное хобби.

‒ Ольга Владимировна, а как вы занялись исторической реконструкцией?

‒ Это случилось уже давно, когда я жила в городе Пенза и училась в университете. В первую очередь меня тогда интересовали люди, собравшиеся в клуб исторической реконструкции. Песни, романтика, фестивали... А потом увлечение затянуло всерьёз, я даже перевелась на исторический факультет, а потом переехала в Великий Новгород, выбрав тему для диссертации по средневековой истории этого города.

‒ Именно в Великий Новгород? Почему?

‒ Увлеклась историей Новгорода, до такой степени, что захотелось здесь жить.

‒ Что вообще такое «реконструкция»? Внешне мы видим людей, одетых в старинные костюмы, занимающихся традиционными ремёслами, а что внутри? Это увлечение или, может, попытка сохранить историю, культурные знания?

‒ На этот вопрос каждый реконструктор ответит по-своему. Для кого-то это просто интересный отдых, для кого-то ‒ исторический эксперимент, способ проверить теоретические выводы. Мне сейчас наиболее интересны средневековые ремёсла. И на фестивалях я общаюсь в первую очередь с такими же увлечёнными мастерами.

‒ А какие именно ремёсла?

‒ Я занимаюсь ткачеством и ювелирным делом. Пробую воссоздать по археологическим фрагментам тесьмы, пояса, которые носили в Древнем Новгороде, и очень нравится делать серьги, опять же по археологическим образцам.

‒ Как именно происходит процесс реконструкции? Есть какие-то этапы, тонкости?

‒ Реконструкция ‒ это когда по археологическому образцу изготавливается реплика предмета. В идеале при реконструкции костюма, например, женщина сама стрижет овечью шерсть, прядёт нитки, потом вяжет из них чулки. Обычно реконструкторы всё, что делают, потом носят и используют в быту на фестивалях исторической реконструкции.

‒ То есть реконструкция не только самого предмета получается, а даже процесса изготовления? И вы для поясов, например, сами подготавливаете шерсть?

‒ В идеале ‒ да, воссоздается весь процесс. Необязательно одним человеком. Овец я не держу, так что шерстяные домопряденные нитки покупаю. Но если надо, умею их окрашивать природными красителями, как в древности. Для серёжек покупаю у мастеров стеклянные бусины ручной работы.

‒ Удивительно! А какие были особенности у новгородских серёг? Может, стиль особый или материалы?

‒ Серьги в Новгороде носили в виде знака вопроса. Это был распространённый вид украшений от городов Золотой Орды до Балтики.

‒ Я читала, что украшения зачастую имели значение. Например, те же серьги могли обозначать вассальную зависимость (как в Европе) или у цыган серьга в ухе ‒ знак того, что мужчина ‒ единственный сын в семье. А в Новгороде встречалось что-то подобное, или серьги были просто элементом женской одежды?

‒ К сожалению, до нас не сохранилось сведений о значении серёг в Древней Руси. Разве что упоминания, что их носили и женщины, и мужчины. К примеру, князь Дмитрий Донской завещал в числе прочих ценностей своим сыновьям серьги.

‒ Серьги сыновьям? Интересно зачем?

‒ Носить, полагаю. В Золотой Орде в то время ханы носили серьги, причём в обоих ушах, это можно увидеть на их портретах. Есть гипотеза, что именно из Золотой Орды эта мода распространилась на Русь.

‒ Какие есть трудности в работе реконструктора?

‒ Я бы не сказала, что у реконструкторов есть какие-то особые трудности. По крайней мере, не больше, чем у любого сообщества, которое чем-то активно занимается. С поиском информации сейчас легче ‒ большая часть археологических находок публикуется не только в бумажных изданиях, но и в Интернете. И в России, и в других странах. По сравнению с девяностыми годами, когда информация собиралась по крохам, сейчас гораздо легче найти нужные источники.

‒ Какая главная цель реконструкции? Добиться точности в деталях?

‒ Цель зависит от человека. Есть реконструкторы, которые добиваются полного соответствия во всех деталях: костюма, доспеха, предметов быта. И на этом останавливаются. Другие идут дальше ‒ они проводят эксперименты вроде «Один в прошлом». Это так называемое направление «живой истории», развитое в Западной Европе. Люди какое-то время ‒ от двух-трех дней, до года ‒ живут в условиях, максимально приближенных к выбранной исторической эпохе.

‒ Я о таких слышала. А вы пробовали?

‒ Да, я пробовала. Это, безусловно, интересно, но для женщины ‒ очень сложно. Я несколько раз жила в условиях походного лагеря, каким он был в Средние века. Полностью без благ современной цивилизации. Это полностью избавляет от романтических идей о древних временах. Опыт интереснейший, лишний раз доказывающий, почему война и походы были мужским делом.

‒ Что было самым сложным? Чем отличался средневековый лагерь от современного?

‒ Сложностей много. Длинное платье, к примеру, сильно мешает при сборе хвороста, разжигании костра, готовке на костре. Сложности с гигиеной. Люди в Средние века вовсе не ходили постоянно грязные, но к вопросам гигиены относились проще. К тому же постоянно нужно было держать в голове множество мелочей, которые для наших предков были на уровне рефлексов. К примеру, что нужно следить за волосами: у замужней женщины они должны быть убраны под головной убор. Выйти из шатра с распущенными волосами ‒ немыслимо.

‒ С чего бы вы посоветовали начать тем, кто решится попробовать себя в исторической реконструкции?

‒ Прийти на фестиваль исторической реконструкции, потом ‒ в клуб. Походить в него хотя бы год. Историческая реконструкция ‒ затратное увлечение, и в смысле денег, и в смысле времени. Не всем она подойдёт.

‒ Ну, и напоследок о наболевшем: город у нас очень древний и, логично, что мы чаще обращаемся к истории, чем к современности. Но не может ли сложиться такое впечатление, что у нас только прошлое и осталось, и современному Новгороду уже нечего предложить и показать?

‒ Не вижу ничего плохого в обращении к истории. В Западной Европе много таких же туристических городов, где гостям показывают исторические достопримечательности. Именно за этим туристы и приезжают.

Поиск

Журнал Родноверие