Российский познавательный телеканал Russian Travel Guide задумал изготовить несколько фильмов про Псковскую область. Притом исключительно за свой счёт. Съёмки начнутся уже в середине лета, а пока питерские телевизионщики присматривают, так сказать, натуру. В один из солнечных дней я прокатилась с ними за компанию по Печорскому району. Сотрудники областного комитета по туризму и пространственному развитию изо всех сил старались потрафить таким добровольным помощникам, показывая им самые "грибные" и "ягодные" места. Что из этого получится, неизвестно. Известно только, что Russian Travel Guide всё сделает красиво. Но это ещё ко-о-гда будет. А пока я вам расскажу, что мы увидели, услышали и попробовали. А то вдруг у телеоператора плёнку зажует…

Сначала мы поехали в деревню с эротическим названием Давыдов Конец. Она, и правда, расположена в самой что ни на есть… псковской глубинке. Хоть и недалеко от основных трасс. Два последних километра мы тряслись по грунтовке, которая выглядит так, будто колесо в этих местах уже изобрели, но про переднюю подвеску ещё и слыхом не слыхивали. Зато в финале нашего небольшого париж-дакара нам навстречу вышла молодая женщина в отделанной ручным кружевом и узорчатой вышивкой домотканой одежде до пят. Если б не её спортивные сандалии на липучках, можно было бы подумать, что мы, и правда, в сказку попали.

Правда, тут же оказалось, что эта венециановская селянка прячет под своим клетчатым фартуком мобильный телефон, имеет собственную страничку "ВКонтакте" и два раза в год устраивает у себя на дому обучающие семинары по ткачеству. Вот почему у неё на огороде вместо картошки посажен синий лён, а в доме на самом почётном месте – старинный ткацкий станок… с этими… как их – "закалячками"!

Зовут эту то ли девушку, а то ли виденье — Гусляна. Вернее, это она так сама себя назвала, когда ещё только задумывала побег из своей прошлой московской жизни в нынешнюю – изборскую. Она даже паспорт поменяла, чтобы, по её словам, "укорениться и развиваться". Теперь ей и вспоминать не хочется, как её назвали родители и на кого она там выучилась в Московском государственном университете.

Вообще-то на юриста. В 90-е её родителям казалось, что именно эта профессия обеспечит их дочке безбедное существование, потому что они сами тогда еле сводили концы с концами: одно время отец даже подрабатывал грузчиком. Но их будущая юристка уже в 15 лет придумала себе имя Гусляна (от реки Гуслянки), а по окончании вуза ушла работать в "Гринпис", где стала защищать леса… И вот чем дальше в лес, тем больше она убеждалась в том, что городская жизнь ей совсем не подходит. В конце концов (теперь и Давыдовых) шесть лет назад она выбрала своим местом жительства Печорский район Псковской области и купила себе развалюшку в деревне с численностью населения примерно в 750 тысяч раз меньшей той, к которой она сызмальства привыкла.

Конечно, Гусляна Картюшова и сегодня не прочь понежиться в маминой ванне, когда бывает по делам на своей исторической родине – в Москве. Тем более, что её собственную баньку в минувшую обильную зиму до того основательно занесло снегом, что выкопать этот помывочный пункт не представлялось возможным до тех самых пор, пока не потекли ручьи. Но Гусляна и тогда не особенно тосковала по урбанистическим благам. Потому что "все хорошие вещи являются дикими и свободными" (Генри Торо).

И жених сыскался ей. Зовут его Василий Аверченков. Он тоже не местный, но, по крайней мере, деревенский – из Себежского района. Как и полагается настоящему суженому-ряженому, Василий "вышел из лесу". Этому дипломированному учителю химии и биологии почему-то больше нравилось выведывать у деревенских бабулек, что означают вышитые на старинных сарафанах свастики. Просто однажды в очередной избушке вместо очередной "бабульки" его встретила вся такая улыбчивая и несовременная Гусляна…

Два года назад они сыграли свадьбу. Судя по фотографиям Вконтакте, действительно, сыграли: дорогу перед молодожёнами мели метлой, клятвы верности они друг другу давали на Словенских ключах, там же обменялись кольцами, а потом ещё сулили что-то Ветру, Матушке-печи, а также старались умилостивить Велеса и Огня-Сварожича… А кто там был — тот мёд-пиво пил…

Теперь Гусляна ткёт-поткёт рубахи с затейливыми узорами-оберегами, а Василий – выковывает застёжки-фибулы и всякую "фурнитуру" для реконструкторов, которые наезжают в Изборск по два раза за лето. Например, кольца для богатырских щитов, чтоб можно было носить их за спиной на ремне.

Ну а городская мама приезжает к Гусляне в гости, как дети раньше ездили в деревню к бабушке: подышать свежим воздухом, попить козьего молочка… Команду Russian Travel Guide и меня заодно с ними Гусляна с Василием тоже угостили козьим молоком. Всего у них в хозяйстве шесть коз, курицы да свирепый пёс на цепи у входа в дом.

Телевизионщикам не терпелось посмотреть, как Гусляна ткёт, но дело было в пятницу и она наотрез отказалась прикасаться к станку. Оказывается, по пятницам древние славяне почитали богиню Макошь, которая является покровительницей рукоделий (у православных христиан её обязанности выполняет Параскева-Пятница). В этот день с Макошью-Параскевой лучше не тягаться ни в каком женском мастерстве, а то, знаете, что бывает. Одну из таких страшных историй Гусляне рассказали не где-нибудь, а в Давыдовом Конце. Некая старая женщина вспомнила, как когда-то на девичьих посиделках – именно в пятницу! – её подружка вздумала попрясть. Другие девушки пробовали эту вероотступницу отговаривать, но она решила, что "при колхозах всё можно" и таки уселась за веретено. Но не успела она раскрутить колесо, как оно оторвалось, со страшным грохотом ударилось об стену и раскололось на мелкие кусочки.

Гусляна как-то познакомилась на международной конференции по ткачеству с поляками и узнала, что на их языке её имя означает "колдунья". Наверное, потому, что в древности эти самые гусли звончатые были ритуальным музыкальным инструментом и использовались волхвами вовсе не для развлечений.

Играть на гуслях наша Гусляна не умеет совсем. А вот к зельеварению причастна. Потому что выращивает у себя на огороде не только рубахи, но и всякие цветики-семицветики. Например, вайду красильную, из которой получают пигмент индиго. Эту похожую на сурепку вайду надо ещё квасить да по-разному вываривать. Пока готовишь краску, зажимай нос. Но больше в нашей природе синего цвета взять неоткуда. То ли дело коричневый: растёт в виде конского щавеля на каждом шагу. С красным цветом тоже не всё так просто. Самый красивый красный, по словам Гусляны, получается из грибочка, который так и называется – "паутинник кроваво-красный". А ты пойди его найди!

Зато на Ярилу (то есть, на 23 "цветеня" или апреля, если по-нашему) они с мужем наделали таких писанок, что любо-дорого. Это когда узор наносится на куриные яйца воском с помощью специальной перьевой "кистки", а потом их окунают в горячий красящий раствор (воск при этом растворяется, а красота – остаётся).

Нам, конечно, интересно было узнать, сколько рубашек со старинными орнаментами Гусляна изготавливает в неделю и почём продаёт. Оказывается, всего одну. И не в неделю, а в месяц (и то из покупных льняных ниток, потому что свои она ещё только пробует выращивать). Стоит такая высокохудожественная вещь ручной работы примерно 10 тысяч рублей (чем сложней узор – тем дороже), но охотников до гусляниных рубашек хватает. Поэтому заказов у Гусляны пока намного больше, чем ей под силу выполнить.

Между прочим, далеко не все коренные жители деревни Давыдов Конец считают Гусляну местной достопримечательностью. Например, когда она придумала обсадить свой участок деревьями, чтобы получилась живая изгородь, разразился страшный скандал. Пришлось им с Василием пересаживать эти деревья в другое место.

Вконтакте Гусляна написала "о себе", что она "воплощение души деревьев в мире людей". А значит, её самое главное деревце в Давыдовом Конце пока ещё никому не удалось выкорчевать. Она "укоренилась".

Вот такой увидели новоиспечённую жительницу Псковской области Гусляну Картюшову петербургские дамы с канала Russian Travel Guide. Которые, например, настолько панически боятся змей, что само это слово – "змея" – при них лучше не произносить (ни в шутку, ни всерьёз).

А в следующий раз я вам расскажу, как мы их учили "ходить с гордо поднятой головой мимо всяких там "макдональдсов". И какое "орудие производства" они обнаружили на заднем дворе одного псковского хутора и уж точно по телевизору не покажут, потому что это "детям до 16".

Поиск

Журнал Родноверие