Пропавший 6 лет назад меч, который нашли в Мстиславле на дне реки Вихра вместе с 500-летними доспехами, «всплыл» на европейском аукционе. Музей истории Могилева вовремя спохватился и смог выкупить его с помощью администрации города и небезразличных людей. И как только меч окажется в Могилеве рядом с доспехами, начнут выяснять, кто его украл 6 лет назад. Но есть сложности.

В августе 2013 года археологи и дайверы нашли на дне реки Вихра под Мстиславлем доспех и уникальный шлем-салад с накладкой типа «омар» воина ВКЛ. Позже тут же нашли металлический гульфик и шпору, на которой сохранились даже подвязки. И все — из одного комплекта одного воина. Артефактам — 500 лет.

«Теперь в Могилевской области имеется единственный в Беларуси комплект шпор одного и того же воина», — говорил тогда заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин МГУ им. Кулешова, а теперь депутат профессор Игорь Марзалюк.

А меч, который точно был в комплекте, пропал! Директор музея истории Могилева Алексей Батюков рассказал, как произошла кража.

«В августе 2013 года небольшая группа людей находит на дне реки Вихра под Мстиславлем рыцарский меч с обломанным лезвием и две части кирасы. Срабатывает эйфория, изображения кирасы появляются на специализированном интернет-форуме с просьбой оценки. Изображение меча распространяется среди коллекционеров с предложением о покупке, местные специалисты узнают о находке и рассказывают могилевским коллегам.

Узнает от них о находке и профессор Игорь Марзалюк, который приезжает в Мстиславль и забирает кирасу. Но меча уже нет. Марзалюк и дайверы клуба „Морской пегас“ находят в Вихре еще уникальный шлем-салад с подбородником и накладкой на затылок типа „омар“, шпоры, окаменелую рукавицу и десятки фрагментов кольчуги. В результате найденный комплект доспеха становится исключительным в своем музейном и культурно-историческом значении для Беларуси и Восточной Европы в целом».

Отреставрированные и законсервированные в 2014 году доспехи размещают в основной экспозиции музея истории Могилева. Одновременно ищут меч. Расспросы первых «свидетелей» его исчезновения давали информацию, которая противоречила точно известным фактам.

Например, «свидетели» говорили, что якобы меч вытянул из реки и увез неизвестный на машине с российскими номерами. А «свидетели» наблюдали за ним с берега реки, и только после его отъезда пошли к месту находки и обнаружили кирасу, которую потом отдали Игорю Марзалюку.

При этом по фото меча, которое уже гуляло среди коллекционеров, было понятно: артефакт сфотографировали во дворе дома одного из «свидетелей». И коллекционеры говорили одно и то же: купить меч им предлагали местные, жители Мстиславля.

К «свидетелям» в Мстиславль съездил на тот момент сотрудник музея Андрей Радков и выведал, где же они закопали останки рыцаря. Их позже с почестями перезахоронили на Замковой горе в Мстиславле.

Музейщики в 2014 году обратились с заявлением в правоохранительные органы с просьбой возбудить уголовное дело по факту исчезновения историко-культурной ценности. Но следствие провело проверку и не нашло доказательств преступления. У музейщиков был один выход: мониторить аукционы и ждать, что меч где-то «всплывет».

Надежда появилась летом 2015 года. Местный житель рассказал Игорю Марзалюку, что знает человека, москвича, который якобы купил меч и якобы готов с ним расстаться за те же деньги.

— Дамовіўшыся праз гэтага пасярэдніка пра набытак мы з Ігарам Аляксандравічам два дні чакалі на Замкавай гары ў Мсціславе прадаўца мяча, — вспоминает Алексей Батюков. — Кожныя колькі гадзін пасярэднік нам паведамляў: «прадавец ужо выехаў з Масквы», «прадавец ужо праехаў Смаленск», «прадавец ужо набліжаецца да мяжы», «прадавец адмаўляецца перасякаць мяжу і просіць вас прыехаць самім у Расію», «прадавец ужо ў Мсціславе, але я не ведаю, чаму прадавец перастаў выходзіць на сувязь». Так два дні, тады яшчэ два, потым яшчэ два тыдні. І пра «прадаўца» «пасярэднік» ужо нічога не мог сказаць. Што тут было рэальным, а што фантазіяй — не магу сказаць.

В течение следующих лет музейщики мониторили аукционы, искали меч через коллекционеров. Часто им рассказывали, опираясь на разговоры в среде коллекционеров, что вместе с мечом рыцаря в комплекте были также секира и наконечник копья. Секиру удалось купить через третьи руки, но та ли самая эта секира или просто похожая, сказать сложно.

В середине 2019 года музей получил информацию от друга — исследователя Александра Николаева и его друга Александра Стрельченко в Москве, что меч прошел на одном интернет-ресурсе в конце 2018 года. По изображениям, размещенным на странице этого ресурса, музейщики увидели небольшие изменения, которые произошли с мечом. Он полностью покрылся ржавчиной и потерял обмотку рукояти.

— І вось Аляксандр Нікалаеў зноўку нам паведамляе. Як гэта часам бывае, меч быў перавыстаўлены, але ўжо на еўрапейскім аўкцыёне. Яго стан зноўку крыху змяніўся — каб пазбавіць яго ад выгляду зламанага, новы гаспадар на некалькі сантыметраў абрэзаў лязо. Таксама меч быў ачышчаны ад іржы, — продолжает Алексей Батюков.

Дальше — дело техники и денег. Чтобы быстро выкупить с аукциона артефакт, половину суммы пришлось брать в долг у нескольких человек, говорит Алексей Батюков. На вторую часть были представлены бюджетные гарантии управления культуры Могилевского горисполкома.

— Прашу зразумець, што гэта шмат — першапачаткова мы ледзьве маглі разлічваць на пятую частку неабходнай сумы, а пры канцы бюджэтнага года знайсці дадатковыя сродкі неверагодна складана. У нас ёсць абяцанне спонсарскай дапамогі, якая можа давесці суму да 2/3. Мы працягваем шукаць далей, і кожны з ахвотных можа дапамагчы нам у гэтай справе, — говорит директор музея истории Могилева.

И как только физически меч будет в музее, администрация учреждения снова будет работать над тем, чтобы правоохранители все-таки нашли того, кто украл историко-культурную ценность и продал ее.

Поиск

Журнал Родноверие