Члены Общественной палаты РФ подвели итоги исследования «Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды». С критическими замечаниями в адрес исследования выступил волхв Любомир. Его замечания были учтены в следующем исследовании.

Иногда мне везет или это Боги направляют меня в нужное место, в нужное время и с должным вопросом, который приводит к желаемому результату. Обнаружив накануне вечером перед 9 февраля 2012 года на сайте Общественной палаты oprf.ru анонс слушаний по итогам исследования «Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды», я скачал представленный на сайте отчет об исследовании и внимательно познакомился с ним. Социологи, как это обычно делается в нашей стране, ограничили выборку респондентов представителями четырех «традиционных» религий. И меня удивило в отчете, с какими усилиями им удалось привлечь к исследованию буддистов и, особенно, иудеев, которых оказалось весьма немного в нашей стране. Решение попытаться попасть на мероприятие, чтобы напрямую пообщаться с социологами религий созрело мгновенно, хотя записываться на него уже было поздно. У меня было желание расспросить их, почему они огранили исследование только четырьмя «традиционными» религиями, тогда как современных язычников среди разных народов нашей страны гораздо больше по численности, чем иудеев.

Мне повезло. По дороге к Миусскому скверу, дорогому моему сердцу, где выгуливали меня еще младенцем родители, я встретил женщину, которая спросила, где находится Общественная палата. И поскольку я туда шел, мы разговорились по дороге: она оказалась социологом и шла туда по приглашению организаторов. Поэтому когда меня не пропускали без приглашения на это мероприятие, она посодействовала, чтобы меня пустили. Так я оказался за одним Круглым столом с другими его участниками: правозащитниками, раввинами, муфтиями, православными и буддистскими священнослужителями, религиоведами и социологами. Социологи сделали презентацию о своем исследовании, кратко вы можете познакомиться с некоторыми их результатами здесь, а полный отчет представлен здесь.

Собственно, православных и муфтиев интересовал более всего вопрос обоснования для увеличения числа церквей и мечетей. Из проведенного исследования становится видна логика поведения населения нашей страны. Большинство опрошенных отмечает, что состояние нравственности, духовности в стране ухудшилось в сравнении с ситуацией в СССР и рассчитывает на то, что религия, церковь хотя бы что­то смогут сделать для улучшения ситуации. Т.е. нравственность и религия отождествляется многими людьми, в том числе и людьми, стоящими у власти. Причем интересно отметить, что для большинства людей нравственный авторитет политиков (т.е. начальства) выше, чем нравственный авторитет религиозных лидеров, исключение составляют иудеи, для которых нравственный авторитет деятелей культуры выше авторитета и политиков, и религиозных лидеров. Исследователи предположили, что этот результат связан с «верноподданническим» отношением большинства верующих, как и неверующих. Запрос на более высокий уровень нравственности среди обычных людей и среди государственных деятелей, в условиях отождествления нравственности и религии и распространение «верноподданичества» среди верующих, порождает спрос на церковь, желание ее поддерживать. В этом исследовании вы можете найти также и много других интересных вопросов, на которые отвечают верующие и неверующие в нашей стране..

Мое краткое выступление было связано с методологией самого исследования. Я представился как волхв, священнослужитель религиозной языческой группы Содружество Природной Веры «Славия» и задал исследователям следующий вопрос: «Я вижу, что в вашем исследовании участвовали представители только четырех «традиционных» религий и неверующие. Но в России есть немало народов, сохраняющих свои языческие верования, при этом по своей численности они могут значительно превышать число тех же иудеев, которых вам так нелегко было найти для привлечения к опросу. Чем обусловлено ограничение выборки только четырьмя конфессиями? И планируете ли вы расширить исследование, включив в него представителей языческих религий народов России? Как известно, не только у русских язычников, но и во многих других республиках возникает напряженность между язычниками и православными, между язычниками и мусульманами. РПЦ неоднократно заявляла об опасности распространения язычества в стране, ей вторят некоторые либеральные политологи. Но кто­нибудь из социологов пытался хотя бы исследовать вопрос о численности современных язычников?! Видимо, до сих пор язычников считали столь малочисленными, что не принимали их во внимание. Возможно, так было лет десять назад, но сегодня ситуация существенно изменилась. Хотелось бы обратить также внимание, что социологи в своих исследованиях так ставят свои вопросы, что отвечающий на них язычник поневоле попадает либо в разряд неверующих, либо в разряд православных».

Докладчик поблагодарил меня за интересный и профессионально поставленный вопрос и признал это упущение. Он сказал, что это исследование уже закончено, поэтому мое замечание может быть принято во внимание уже в последующих исследованиях.

Я однако не ожидал, что уже летом того же 2012 года мое замечание будет учтено при составлении «Атласа религий и национальностей России» Независимой исследовательской службой «СРЕДА». Вы можете познакомиться с распределением ответов в регионах России на вопрос о вероисповедании и убеждениях. Лица различной национальной принадлежности, ответивших в анкете «исповедую традиционную религию своих предков, поклоняюсь богам и силам природы» составляют в среднем примерно 1% от взрослого населения России, т.е. примерно 1,1 млн. человек. Причем в некоторых регионах эта цифра достигает 30 и более процентов от численности населения региона. Численность язычников, по данным этого исследования, существенно превышает численность приверженцев иудаизма, буддизма, шиитского направления ислама, католической, протестантской и пятидесятнической церквей, восточных религий и духовных практик. Пожалуй, можно утверждать, число язычников, т.е. выбирающих ответ «исповедую традиционную религию своих предков, поклоняюсь богам и силам природы» , росло в последние десятилетие гораздо быстрее, чем число верующих иныех направлений.

Люди стремятся к вере в Родных Богов, и мы впервые получили социологическое подтверждение этому.

Поиск

Журнал Родноверие