Полтора года назад историк Правья Мом переехала из Якутии в Йошкар-Олу. Она – потомственный оленевод из рода Мом, имеющего свой тотем, который на Большой земле называют гербом.
{youtube}hTOxQozlDGk{/youtube}
Традиции рода
В первый раз в марийской столице Правья оказалась по работе – она привезла клиентке мясо и унты, а та, в свою очередь, показала ей город. Влюбилась сразу же! Причем не только в нарядные «пряничные» домики на набережной, но и в будущего мужа, которого встретила во время праздничного мероприятия в развлекательном центре.
− Интересно судьба сложилась: я из Якутии, он с Украины. Разница менталитетов чувствуется, у него более мягкий характер, у меня жестче – все-таки, я росла в окружении 11 старших братьев! Он очень заботливый человек. По нашему закону вообще нельзя делать кровосмешения: если ты оленевод, то и замуж нужно выходить за оленевода. Я − первый случай в своем роду, когда нарушена традиция. Сначала в семье были скандалы, потому что меня спрашивали, как мой муж справится с огромным стадом оленей, если он никогда не имел к этому никакого отношения. Сейчас относятся спокойнее, − говорит она.
Правья улыбается: она богатая наследница, у нее есть стадо в 9012 оленей! Мужа и себя морально готовит к тому, что скоро ехать знакомиться с родней – как ее, так и его. Говоря об этом, волнуется: все-таки, столкновение культур!
− Обычно невесту жениху ищут родители, родственники договариваются друг между другом. Мужчина приходит с охоты домой – а его там уже ждет жена. Свадьба возможна с 18 лет. Когда женщина выходит замуж, в нарты кладут сундук с ее рукоделием, а саму ее укрывают красным покрывалом, чтобы она не знала дороги домой, Теперь ей никуда нельзя без мужа! На родину, например, я не могу приехать без него. Такова традиция, − говорит Правья. − У нас нет разводов и абортов – это неприемлемо. Все очень строго.
Когда женщина выходит замуж, считается, что она становится мудрее. Как знак вешает на шею украшение в виде, у каждого рода оно свое. Еще одна традиция рода Мом связана с днем рождения.
− Когда родилась моя прапрабабушка, в это же время у нас появился маленький белый олененок, который прожил с нею всю жизнь. После этого замечено, что когда в семье рождаются девочки, то на свет рождаются и белые оленята. У нас даже есть тотем, по-вашему, герб – на нем изображены женщина, яранга, олень и восходящее солнце.
9012 Бемби
Живя в Йошкар-Оле, Правье очень не хватает прежней работы, когда сутками она присматривала за стадом оленей. Первый раз в жизни она села на это животное в 8 лет и, по ее словам, это в порядке вещей: детей к «Бемби» подводят и в год, и в два – как решат семьи.
− Уклад жизни оленевода отличается от того, что в городе. Раньше как было: ты 24 часа находишься среди оленей. У нас даже есть своего рода профессия − чум-работница – хозяйка чума, которая следит за животными. Встаешь в 6 часов утра, чтобы разогреть очаг, сварить покушать собакам, накормить мужа, а если он в тайге – запрячь оленей в нарды и везти ему (с появлением снегоходов стало удобнее). По возвращению женщина собирает грязную одежду и стирает. Потом начинается рабочий день – одно стадо впускаешь в загон, другое выпускаешь. Корал (загон) разделен на 4 части: для молодняка, важенок (оленей-девочек), «средних» и «стариков». Один человек может спокойно управиться с 2000 оленями, причем у каждого животного свой характер.
Как рассказала Правья, она хорошо справляется с мужской работой, поскольку выросла среди 11 своих старших братьев. И на охоту ходила, и сети вместе плели, и рыбу ловили! Спать семья ложится в 12 часов ночи – так у них заведено.
− Еще мы круглый год кочуем – полмесяца стоим в одном месте, ставим ярангу, ждем, когда олени наедятся, и отправляемся дальше. Весной, в день оленевода (25 марта) мы возвращаемся в Якутию, до моря Лаптевых. Я жила в Момском районе, где поблизости с родовой землей есть государственный заповедник на реке. Диких животных наблюдала разных, у меня же родители охотники, и я с ними ходила в тайгу с самого детства. Страха нет никакого. Белого медведя видела один раз в жизни, когда ездила в Верхоянский район на родину мамы. Самое хитрое животное – это росомаха, потому что ее крайне сложно поймать.
По словам Правьи, в месте, где живет их род, нет ни дорог, ни больниц, одни яранги. Люди к этому давно привыкли, а в случае опасных ситуаций они пользуются рациями и вызывают МЧС. Будучи язычниками, испокон веков ее народ лечится травами.
Кусочек якутской магии
Окружающим немного диковато слышать о такой жизни, признается Правья Анатольевна. Люди по-разному реагируют, но именно они потом приходят на ее мастер-классы по рукоделию, ощутив особую магию во время процесса. В будущем потомственный оленевод планирует открыть в Йошкар-Оле свою мастерскую, где будет обучать желающих делать украшения, вышивку, шить унты, зимнюю одежду и даже заниматься скорняжным ремеслом.
− У меня есть клиенты с разных городов России. В своей «северной» мастерской я буду учить людей тому, чему научили меня мои предки, передавать опыт, − говорит она. − Для меня создание изделий – не хобби, а образ жизни. С самого детства рукодельничаю и этим живу. У наших женщин вот так заведено – плетут сети, шьют унты, пимы, кисы, другую одежду. Мужчина же – это добытчик, он приносит с охоты мясо, рыбу с рыбалки и кормит семью.
Работа над украшениями идет быстро, 3-5 дней. По словам 43-летней женщины, это происходит вечерами, и они словно получаются сами собой. Сейчас много материала для рукоделия, а раньше были только кости и резное дерево.
Кстати, по образованию Правья Анатольевна Мом историк. Училась она в Якутском университете, а до переезда в Йошкар-Олу и знакомства с мужем занималась археологией, была в экспедициях в Египте, Керчи. Сейчас, как она говорит, ее жизнь полностью меняется.