В Челябинской академии культуры и искусств состоялись IV Лазаревские чтения. Эта конференция связана с именем Александра Ивановича Лазарева – известного исследователя южноуральского фольклора, автора четырехсот научных работ и двадцати книг. В этом году Александру Ивановичу исполнилось бы 80 лет. Его исследования продолжают современные ученые. Они стали участниками завершающего научную конференцию праздника стрелы – практической реконструкции проводов весны.

Участники четвертых Лазаревских чтений, а также педагоги и студенты Челябинской академии культуры и искусств в поселке Каштак провели праздник стрелы. В наши дни он существует в разных вариантах и трактовках, неизменным остается лишь его суть – проводы весны и встреча лета. Испокон веков люди забивали в землю деревянные стрелы, пускали их по воде и сжигали на кострах. Эти обряды были посвящены культу Перуна – бога-громовержца. Именно так, по старинным поверьям, можно было отвести от своего дома горе, засуху и неурожай.

Праздник стрелы восходит к языческим традициям. В старину люди обращались к высшим силам за помощью и заступничеством: просили дать земле плодородие, послать благодатные дожди, уберечь от несчастий и бед. Так зародился праздник стрелы. Петр Гуд, профессор Белорусского государственного университета, пояснил: “Этот праздник сохранился до сих пор в живом бытовании в Белоруссия, в деревнях Балсуны и Казацкие Балсуны Веткинского района Гомельской области в Белоруссии. Этот обряд принесен из глубокой древности, он существовал в позапрошлом тысячелетии, во время первого переселения славян на эти земли”.

В основе праздника стрелы лежит древнее поверье. Раньше в народе считали, что в этот день Перун летит по небу на лошади с каменным молотом и стрелами в руках. Темные силы загоняют влагу в тучи для того, чтобы земля умерла. Громовержец разбивает молотом эти тучи, стрелами уничтожает темные силы. Влага орошает землю и появляется первый урожай. Людмила Лазарева, заслуженный работник культуры России, признается: “Я долго “охотилась” за этим праздником – проводами весны. И когда я начала изучать стреловые песни, я поняла, что это какой-то мощный, цельный обряд. В структуре этнографии можно было понять, что этот праздник – проводы весны. Оказалось, что это праздник рассыпан. От него ничего не осталось, кроме упоминаний: водили хороводы, катались по полю. И все, что мы моделируем – это с чистого листа”.

В праздник стрелы, как определили ученые, проводили три обряда захоронения. Первые стрелы пускали по реке к предкам, просили о благодатном дожде. Затем стрелы забивали в землю, чтобы изгнать из нее нечистую силу, уберечь себя от голода и пожара. Анна Некрылова, заместитель директора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург, рассказала: “Самое важное – это единение не только людей в некое сообщество внутри праздника, где все равны и раскрепощены, но это еще и единение с природой, единение с космосом”.

Последнее обрядовое захоронение – сожжение стрелы, вместе с которой сжигаются несчастья и раздоры. Завершает праздник приход лета. Девушки и юноши поют песни, прыгают через костер и водят хороводы. Анна Некрылова, заметила: “Все движения были наполнены определенным исконным смыслом. Хоровод – это движение солнца, магический круг. У каждого народа есть такой магический круг. И если хоровод ведется, да еще по солнышку, мы тем самым включаем себя в космоприродный ритм”.

Фольклористов можно сравнить с археологами. По скупым находкам и те, и другие восстанавливают исторические процессы и события. Премьера забытого праздника стрелы стала событием в исследовании отечественного фольклора.

Поиск

Журнал Родноверие