В Кингисеппском историко-краеведческом музее до августа проходит выставка «Больше, чем музей» и этнографической вставки «Сделанное человеком».

Настоящее быстро уходит в прошлое и к нему следует возвращаться

Современный музей – это не только экспозиции. Это экскурсии с мастер-классами по экспозициям, интерактивные игры с завязкой на историю, это концерты и встречи с интересными людьми.

Всё настоящее быстро уходит в прошлое, потом переходит в отдалённое, а следом и в далёкое прошлое. И сегодня живущие дети и молодёжь забывают бытовые предметы, которыми пользовались их дедушки и бабушки. Программа стояла из двух частей: это открытие в экспозиционном зале новой этнографической выставки из музейных фондов – «Сделанное человеком». Вторая часть проводилась следом в соседнем конференц-зале в виде необычной интерактивной игры «Аккорд времени».

Лоскутное одеяло расселения народов нашего уезда

Выставка наглядно отражала жизненный уклад, населяющих нашу землю за последнюю тысячу лет народов – русских (славян) и чуди, ижор, води и эстонцев, переселённых сюда финнов-ингерманландцев и немцев. Представлены и предметы домашнего, хозяйственного и промыслового обихода, которыми эти народы пользовались с акцентом на бытоуложение финноязычных води и ижор. На стенде в начале выставки имеется карта расселения народов на этой земле, напоминающей лоскутное одеяло – Водской пятины, позже Ингерманландии, ещё позже Ямбургского уезда, а ныне в Кингисеппского района.

Согласно данным, в начале 20 века в Ямбургском уезде проживало почти 59 процентов русских, 14 процентов ижор и води, 7,4 процента финнов-ингерманландцев, 14,4 процента эстонцев и почти 3 процента ямбургских немцев. Таким образом у нас уникальная земля, где бок о бок проживали народы, имеющие разный язык, различный уклад и традиции, иные верования, но мирно и бесконфликтно сосуществующих рядом на протяжении столетий и сохранивших своё культурное наследие, обычаи, родовые уклады и даже язык.

На первом стенде бытовые вещи из старинных могильников, найденных в нашей местности, некоторые из которых датируются даже XI веком: кресало (огниво), топоры плотницкие и боевые. У нас добывали руду, а в районе деревень, о чем говорят названия – Руддилово Большое и Малое близ Котлов, а в самих Котлах в старину находились плавильные печи – домницы, там плавили чугун, затем его перемешивали, удаляя углерод и перекладывая в горны, где получали крицу – металлические бесформенные глыбы весом – 50-80 кг. Рядом под стеклом согнутая коса, некоторые другие инструменты: когда человек умирал, с ним клали инструменты, которыми он часто пользовался, предварительно ломали или сгибали их – они по представлениям тоже должны претерпеть изменения. На стенде металлические украшения, колты, бусы, фибулы (пряжки), перстни, витые браслеты – наручи. Для женщин, да и для мужчин они имели сакральное обереговое значение.

Отдельно выставлены орудия труда, связанные с хлебопашеством – старинные соха для неглубокой вспашки поля, борона для рыхления почвы, натуральная ступа с деревянная лопатой, в какой в русских сказках летала Баба Яга. На центральных стендах рыболовные снасти: старинные сети, грузила, крючки, которыми ловили рыбу на Луге, Нарове, в озёрах и в Финском заливе. Рыбачили тогда преимущественно в зимнее время, в летнее время крестьяне занимались полевыми работами. На льду рыбаки ставили шалаши для скарба, снастей и укрытия от студеных ветров, но подледный лов был связан с большим риском для жизни – льдины проламывались ил их уносило в море. У жителей побережья была поговорка: «Кто в море не бывал – тот горя не видал». Сетью ловили мелкую рыбу, а миногу – конусообразными мережами, одна из них выставлена среди снастей.

Как гладили в старину, когда не было утюгов

Далее на стендах плотницкие и ремесленные инструменты для резки дерева и обработки металла. Над ними висит резной старинный наличник. Окна – это граница между внешним и внутренним миром, потому на черте, разделяющие эти миры – на наличниках окон на Руси всегда резали красивые обереговые орнаменты и узоры. Тут же ухваты, горшки, котелки, чайники, рукомойник, утюги – все из прошлого. Затем женские деревянные приспособления для ткачества – веретено, прялка, а посередине зала старинный ткацкий станок, причем действующий, на нём можно работать. Поскольку ткацкий станок занимает много места, он был разборным: летом его разбирали, а после окончания полевых работ собирали и устанавливали в комнате избы и женщины занимались ткачеством. Следом стенд со старинной кожаной рукодельной обувью: женские летние поршни, детские и женские ряшки-сапожки, мужские сапоги и т.д. Отдельный стенд с элементами старинной конской упряжи – бубенцы, поддужные колокольчики, хомут, почтовый колокольчик…

На стенах выставочного зала информационные стенды с фотографиями семей из местных народов, проживающих в деревнях нашего уезда и района: ижорские семьи Тимофеевых и Климовых, водская семья Нестеровых из Лужиц, эстонская семья Соо, семья финнов-ингерманландцев Мякинен. В зале в полный рост костюм вожанки конца 18 века, ижорские костюмы и костюмы финно-ингерманландцев второй половины 19 века.

Мастер старинных рукоделий Елена Ростовщикова показывала мастер-классы работы на стоящем в середине зала ткацком станке и предлагала попробовать желающим из экскурсантов, нашлись любознательные желающие – женщины и особенно дети. Они, вслед за мастером, пробовали гладить старинными приспособлениями для глажения белья с помощью не утюгов, а рубеля и валика, как то практиковали раньше в селах. После стирки и сушки белья, белье складывали до размеров привычной скалки, плотно наматывали на валик с мощью зубчатого рубеля проглаживали. А ткани украшали узорами и орнаментов, которые набивали краской через набойки или штампы – как это делается, Елена показала здесь же и предложила попробовать, особенно понравилось детям.

Затем мастер показала стоящий в музее гончарный круг с двумя дисками: большой нижний вращали ногой, а на втором, верхнем, поменьше, из глины лепили посуду, кувшины. Также гончары из глины делали детские игрушки, женские бусы. Старинные мастер-классы Е. Ростовщиковой вызвали неподдельный интерес у всех присутствующих.

Поиск

Журнал Родноверие