"Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отречены Родом, так как не вняли Богам. Разве Сварог и иные суть множество? Ведь Бог — и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что имеем многих Богов" — Велесова Книга, III 30/8 ... А не монотеизм ли это? Как думаете? ...

Во первых, ни в одном из вариантов перевода Велесовой Книги такого текста почему-то не найдено (!?). Во-вторых, приведенный текст сам по себе не идеален: там присутствует и упоминание множества, и упор на единство. В-третьих, даже если и брать этот текст как древнее наставление откуда-либо, то, собственно, и в этом случае никакого повода для претензий к чему-либо возникнуть не может.

Для начала: потому что ни одна книга во вселенной не является для язычника "обязательной к исполнению", а далее — потому что идея Единого Бога ни в коей мере не противоречит ПолиТеизму — каждая грань Бога есть Бог. Если мы говорим о едином ПервоТворце (Вселенной) как о Universum Sapiens, тогда все это становится на свои места и является достаточно понятным: множественные боги — суть Силы единой Вселенной, присутствующие в самой ткани мироздания и представляемые языческой философией в художественно-поэтических образах богов. Но все же, сам факт поднятия такого вопроса — "единость и множественность бога" в языческой мифологии и философии — заслуживает внимания и, соответственно, пояснения.

Выраженная во втором предложении приведенного текста резкость наводит на мысль о возможной более поздней интерполяции (например, для нейтрализации унизительного для язычников стереотипа многобожия, сформированного несколькими веками христианской пропаганды), но в целом фрагмент не противоречит духу славянского язычества, при том что язычники прекрасно понимают фрактальную структуру пантеона, где множащиеся части исходят из одного целого.

Такая глубина понимания сущности богов и проникновения в принципы мироустройства встречалась, пожалуй, лишь в Египте во времена его расцвета и была практически утрачена ко временам античным. В связи с этим уместно вспомнить высказывание Сергея Лесного, с сутью которого трудно не согласиться (Сергей Лесной, "Откуда ты, Русь?", Ростов на Дону, Донское слово, 1995. Стр. 240-243 ):

"Это была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая, а потому представлявшая для христианства страшного противника... Русы жили в природе, считали себя ее частью и, так сказать, растворялись в ней. Это была солнечная, живая, реалистическая религия. В противоположность грекам и римлянам древние русы мало персонифицировали своих богов. Они не переносили на них своих человеческих черт, не старались воображать богов во плоти, в материи. Они были крайне далеки от грубого язычества, которое мазало своим кумирам губы, подразумевая под этим кормление последних пищей, итд. В связи с этим понятно, что в пантеоне богов древних русов вовсе отсутствуют богини. Понятие пола как-то не касается их религии".

Устройство языческого мировоззрения таково, что никто не мешает нам воспринимать ипостаси одного Бога, как отдельных богов (и наоборот — отдельных богов, как ипостаси одного Бога), но та же Велесова Книга призывает за формой не терять содержания. При этом, естественно, речь не идет о концепции библейского единобожия с параноидальным уклоном и манией величия.

Речь идет (говоря в иных терминах) о необходимости чувствовать за проявлениями отдельных тонких существ целостность и единство эгрегора. В языческий эгрегор входят и боги, и духи, и все причисляющие себя к язычникам. И этот наш эгрегор имеет свойства (как и любой другой), позволяющие рассматривать его как некую самостоятельную одухотворенную творческую единицу мирового масштаба. Как раз в этом смысле наш Бог — "и един, и множествен".

Если (для иллюстрации сказанного) спуститься на пару порядков вниз по системной иерархии, то можно вспомнить, например, такие фразы: "Наша страна не допустит осуществления таких-то планов противника" или "Россия твердо заявила на мировом форуме..." итп. Здесь страна (Россия) выполняет роль общего эгрегора, наделенного индивидуальными свойствами (разумом, эмоциями, желаниями, интересами, способностью говорить, действовать на мировой арене итп), но, тем не менее, состоящего из отдельных государственных институтов (партий, правительства, государственных органов, армии и пр.) и граждан (населения, состоящего из отдельных личностей — нас с вами). В этой аналогии Государство (Сварга) одновремено и едино (выступая как самостоятельный субъект деятельности), и множественно (состоя из правительства, думы, субьектов федерации итп). Аналогия весьма грубая, но дает некоторые представления.

Что же касается ипостасей как таковых, то вспомните, например, такую фразу: "я это тебе говорю не как друг, но как врач". В данном случае друг по отношению к своему другу имеет две "ипостаси" — друг и врач, каждая из которых имеет свои свойства и атрибуты. То же касается чиновника, занимающего несколько должностей. Порой ходок спрашивает: "Ему как писать — как председателю профкома или как начальнику цеха?" или "Как в этом случае обратиться к Ридигеру — как к правящему архиерею Московской Епархии или как к Патриарху?". Во всех этих случаях форма обращения и суть взаимодействия будет отличаться и зависеть от избранной "ипостаси". (Кстати говоря, а где в христианстве "единый бог"? Оно признает существование дьявола — а кто, это как не "бог зла"? И это уж не говоря о Силах, Престолах, Херувимах и прочих Ангелах — они кто, как не младшие боги или "божки"?)

Посему, обращаясь, например, к Велесу, как к покровителю лесных зверей (например, на охоте), уместно в обрядовых действах использовать его медвежью — недаром медведь хозяин леса — ипостась и соответствующую ей атрибутику, а не коровью (бычью) — более уместную в старинных обрядах, связанных с благополучием домашнего скота. Однако, если речь идет, например, об искусстве или политике, то образ васильевского "старика с филином" — и есть образ ("икона") Велеса.

При этом ипостатизация в строгом смысле "не линейна". То есть, поднимаясь вверх по "ипостасной лестнице" мы не получаем некой аморфной массы, включающей всех и вся. Если мы можем на определенном уровне ипостатизации говорить о тождественности славянского Велеса и германского Водана (или скандинавского Одина), то это не обязательно означает, что медведь (ипостась Велеса) также есть и ипостась Одина. Если мы говорим об ипостасной тождественности Перуна и Тора, то это не значит, что булава Перуна непременно есть и молот Тора. Тору нравится его молот — он и пользуется им почем зря, без разбору. Характер Перуна несколько другой.

Кроме того, возможности человеческого сознания сравнительно не велики, и пытаться представить себе бытие не антропоморфного высокоорганизованного существа, объединяющего в себе много разнородных ("понятных" человеку лишь по отдельности) ипостасей — практически невозможно. Пример тому славянский Род — одно из самых "сложных" и противоречивых (и для науки и для верующего) Божеств в Сварге (его неоднозначность и неантропоморфность проявляется в калейдоскопе противоречивых научных публикаций).

Говорить же о еще более высоких уровнях ипостатизации — вряд ли имеет смысл. Даже утверждать, например, что Велес и Перун — ипостаси Рода или Сварога — занятие праздное и неблагодарное. В нашем сознании просто нет каких-либо подтверждающих это архетипов. Следовательно, такие рассуждения полностью переходят лишь в плоскость блуждания в ноосфере, в поле деятельности "кабинетных богословов", а это чревато заблуждениями (хотя, с другой стороны, обеспечивает Движение).

Кроме того, увлечение отслеживанием ипостасей богов (дальше Тора-Перуна, Велеса-Одина итп) не имеет и практического смысла. Даже ипостаси вполне доступные нашему осознанию и подкрепляемые архетипами и духовно-мистическим опытом весьма сильно связаны свойствами самих своих ипостасей. Говоря образно, боги порой являются "заложниками" своих ипостасей, и подчас они не могут "перешагивать" через них.

Вспомните вторую мировую войну. На определенном ее этапе по разные стороны линии фронта оказались(пусть и не в явной форме): Водан, покровительствовавший разработчикам стратегии & Велес, присматривавший за лесными партизанами и организовавший морозец зимой 41-го — недаром говорят: "что русскому хорошо — немцу смерть"; Тор, "настаивавший" на применении все более тяжелых танков и сосредоточении их в "ударные кулаки" & Перун, почти "официально" покровительствовавший разработчикам и пользователям "Катюш", которые во фронтовых листках иногда шутливо назывались "перуновы стрелы".

Что говорить о богах, если даже люди порой становятся заложниками своих "ипостасей"? Помните фразу императора: "Как христианин я тебя прощаю, но как государь — не могу" — поплакал, как христианин, помолился за невинно убиенного и подписал приказ — к стенке изменника...

Или другой пример. Автор изобретения может продать себе же, как руководителю предприятия свою разработку (и получить за нее деньги в бухгалтерии). На договоре о купле-продаже будут стоять две подписи одного и того же человека — Автора и Директора. Он, находясь в здравом уме и ясной памяти, заключает сам с собой письменный договор с серьезными финансовыми обязательствами (по сути — перед самим собой) и с соответствующими серьезными последствиями и ответственностью по нормам законодательства за его нарушение (включая штрафы, неустойки, обращение в суд и пр.). Когда своими глазами видишь такой договор понимаешь — жизнь штука сложная...

Таким образом, пытаться проследить в поступках Велеса проявления Рода или находить черты Сварога в деятельности Тора — не имеет особого смысла. В повседневной жизни, в быту — это разные самостоятельные боги. Однако понимать всю их сложность и непростую взаимосвязь (отнюдь и не только в вульгарном смысле "кто кого родил"), а органическую принадлежность общему эгрегору — тоже необходимо. Иначе можно уподобиться античным грекам, которые сами профанировали и посрамили своих богов, полностью их антропоморфировав и заставив их всех пережениться, переругаться, передраться и итд.

Помнить о единстве Богов — надо. Понимать, что антропоморфизм есть свойство отдельных их ипостасей — тоже надо. Но это так — для полноты мировоззрения. На практике же — все Они самостоятельные "субъекты". На практике достаточно символически обозначить "масштаб" бога, атрибутами обозначив широту его ипостатичности (так, например, во время требы Велесу по сторонам от Алатыря-Камня (алтаря) уместно установить две небольшие плошки — одну с медом, другую с молоком — как Медведю и Быку, соответственно).

Поиск

Журнал Родноверие