Русская народная вера — язычество или христианство?

Разные народы мира назывались раньше "языцами". Когда на Русь и в другие страны пришли служители мировых религий, они стали называть старые обычаи и верования народов языческими, простонародными.

Чтобы научить народ новой вере, стали уничтожать старые святилища, но люди их восстанавливали. Тогда на их месте стали строить новые храмы. Народ собирался в лесах, чтобы совершать старые обряды прежним Богам. Церкви так и не смогли победить привязанность к некоторым старым обычаям, и они постепенно слились с христианским календарем. Это Масленица, Святки, Красная горка, Купала, Кузьминки, гуляние в Троицын день, посещения могил предков в родительские дни, и множество других обычаев.

Но в наши дни христианской церкви не нужны старинные обычаи народа. Вместо русской веры она восстанавливает непонятное народу смешанное и путаное учение древних евреев, греков и римлян. Почему надо молиться изображению замученного на кресте человека? Что он может сделать для людей в таком положении? Зачем стоять по четыре часа и слушать непонятное пение, как оно может повлиять на нашу жизнь? Почему надо раскаиваться и осуждать себя за всякий шаг? Что в самом деле происходит с душой человека, при жизни и после смерти?

На протяжении многих столетий народная вера существовала бок-о-бок с христианством, смешивала одни предания и обычаи с другими. Но сегодня это уже невозможно. Христианство стало непонятным народу и оторванным от русской земли мистическим учением, которое не помогает наладить жизнь, а более путает и пугает людей. Разве что преступнику — убийце, грабителю, насильнику — бывает хорошо раскаяться и осознать, какой он негодяй. А обычному человеку нужна такая вера, которая не осудит, а освятит его праведную жизнь для себя, близких и Родины. И недостатки поможет исправить — не слезами и угрызениями совести, а любовью и вниманием к настоящим своим нуждам.

Когда человек благодаря своей вере станет здоровее, сильнее, удачливее, люди начнут его любить и уважать — тогда ему не надо будет никому на слово верить, а он будет точно знать, что его вера — верная. Такой и должна быть истинно народная, языческая вера, называемая также Родноверие или Родоверие.

Эта небольшая книга лишь расскажет самое главное о Родной русской вере, что она говорит о жизни и смерти людей, и как научиться жить по ней, почувствовать себя на верном пути и не дать никому себя обмануть насчет этой и будущей жизни.

Языческие Боги

Мировые религии учат верить во Всевышнего Бога — Творца, который управляет миром. А как же русская народная вера? И она также учит почитать Творца — Рода, и выполнять его законы и установления. Творец Вселенной не может иметь национальности, принадлежать одному народу. Он никогда не относился как-то особенно ни к евреям, ни к славянам, ни к индусам. Псевдорусская вера — христианство — учит, что Бог-Творец когда-то выбрал евреев и велел им уничтожать другие народы, отнимать у них земли, на которых те жили. Такого не мог бы сделать Бог, для которого все люди равно его дети. Настоящая русская Вера — Родоверие — учит, что Творец-Род равно любит все народы, и каждый из них может говорить с ним на своем языке, называть его родными именами, как называет отца и мать, детей и любимых. А он знает и понимает все языки, и все наши мысли и чувства. Язычники разных народов называют одних и тех же Богов разными именами, происходящими от обозначения их качеств на родном языке. Но когда общаются между собой, понимают, что это те же самые Боги, за исключением особых покровителей каждого народа.

Почитаются язычниками всех народов Боги, которые служат общему благу, управляя светилами и планетами, Землей и подземельями, людьми и природным миром на Земле. Они же служат и людям, хранят их жизнь и пытаются учить их добру. Но какой же смысл в том, чтобы запрещать людям общаться с мирными и согласованными между собой природными силами? Солнце само не Бог, но Бог солнца — Даждьбог — действует при помощи Солнца на земную жизнь. И мы можем обращаться к этому общему Богу, глядя на Солнце, можем просить его прибавить нам сил и здоровья, чтобы потратить их на добрые дела. А сил для подлостей и преступлений Солнце — Даждьбог не даст. Так же и Мать-Земля, также и все Духи, связанные с созданной Творцом природой. Всем этим добрым Природным Богам чужая религия запрещает молиться, и славить их, и дружить с ними и помогать им в добрых делах, а велит обращаться как будто бы к Всевышнему, но странному духу, который учит захватывать чужие земли и истреблять живущие на них народы.

Историю и имена Родных Богов, как и место их в мире, в полноте пересказать нелегко. Мы лишь назовем несколько имен, и коротко о них расскажем. Знания наши, как и любых людей, ограничены, поэтому в другом месте вы можете прочесть немного другие описания. Но язычники понимают, что это сложный предмет, и могут быть ошибки и разные мнения об одних и тех же Богах. Человеку достаточно иметь об этом общее представление, и вести правильную жизнь, тогда он сам почувствует то, что трудно объяснить в книге.

Конечно, современный человек знаком с физической наукой, и хочет понять, что такое Боги по своей природе и устройству. Можно примерно сказать, что тот физический мир, в котором мы живем, относится к духовному миру Богов, как плоскость, по которой ползет жук, от дополнительной высоты (третьего измерения), откуда на него глядит человек. Духовные измерения плохо доступны человеку. Но если жук взлетит, а человек захочет узнать больше о духовном мире, то ему достаточно подумать об этом и захотеть это понять, чтобы начать процесс познания. Отсюда берутся сильно религиозные или сдвинутые на мистике люди. Надо только помнить, да и церковь с этим согласна, что сдвинуть сознание можно не туда и связаться совершенно не с теми духами, и с их недобросовестными служителями. Надо внимательно посмотреть на верующих и решить заранее — хотите ли вы стать на них похожим, жить как они — а потом уже идти вслед за ними или обождать. Так же и с Родноверием — не нужно заставлять себя во что-то верить. Надо просто познакомиться с разными людьми, и что они говорят. И если остаться, так только с теми, кого вы хорошо понимаете и к кому есть причины испытывать доверие. Так же вы рассуждаете, если хотите купить дом или машину, и в религии уместен такой же подход.

Язычники знают многих Богов, но не общаются со всеми одинаково. Каждый находит себе того, кто ему может покровительствовать и помогать в жизни. Когда язычество запретили, люди стали использовать имена разных святых. Но обращаясь к ним, все равно представляли себе образы прежних Богов, и к дням святых приурочивали старые обычаи: освящение воды и пищи, украшение деревьев, начало или завершение сельских работ, свадьбы, посещение родных могил и многое другое. Поэтому язычество — родноверие не придуманная секта, а восстановление народного обычая в прежнем виде, сколько это нам удается. Мы изучаем по книгам и беседам с людьми в разных частях России, что делалось прежде и с каким смыслом, и приспосабливаем это к современной жизни. Что сделать точно по-прежнему нельзя, то делается немного по другому, а смысл прежний.

Язычество знает также понятие триединства в виде Троицы-Триглава. И Святой, Светлой Троицы, и разных трехголовых змеев и драконов. У древних иудеев не было Троицы, и у христиан первых не было, а потом это понятие заимствовали из языческих общих преданий.

В язычестве Триглав не один, и определять троицу важнейших Богов могут по-разному, в соответствии со своим вкусом и выбором.

Но самым высоким Триглавом следует считать Рода — Творца, и его Высочайших Отца и Мать, управляющих не только нашим миром, но и несколькими десятками других миров, и Высшим Кругом Ирия — Рая, которого пока достигали лишь единицы из людей.

Световит — это Бог Богов, Владыка высшего чертога. К его Духу и Разуму обращаются мудрецы и философы, религиозные отшельники и подвижники. Это образ света истины, разгоняющего Тьму.

Праматерь Лада — Богиня вездесущая, порождающее лоно мира. Отголоски ее объемлющего мир образа можно увидеть даже в христианском понятии о Святом Духе. Само имя Лада говорит о гармонии — Ладе и любви ко всем живущим: природе, людям, высшим духам. Любой человек, как бы плохо ему ни было, думая об этом образе, может получить некоторое облегчение и устремиться к добру.

Род — Творец непрерывно присутствует в сердце, душевном центре каждого человеке как его Совесть (Со-Весть, то есть благая весть). Она побуждает к добрым поступкам, ругает за отступления от правильной жизни. Без нужды не следует обзывать кого-то "бессовестным". Когда от кого-то действительно отступает совесть, то это конченый человек, а вы вряд ли желаете такого своим близким.

Есть другие имена, которыми также называют Творца, а иногда его ближайших товарищей и детей, помогавших в миротворении, и далее в управлении миром. Это имя Сварог, которое также значит Творец, Создатель (отсюда древнее слово "сварганить", то есть изготовить, сковать). Его изображали в образе кузнеца. Или имя Дый (в других языках Деос, Теос, Зевс), которое значит Бог-Управитель, по христиански Господь. Образы Со-Творцов отразились в народном празднике Кузьмы и Демиана. Первое имя означает космический, вселенский, а второе намекает на управление народом, людьми.

Во всяком серьезном деле работает не один руководитель, но действует целая управляющая система. Таким же образом, в здоровом языческом образе мира, разные Мировые Силы представлены множество образов. Среди них есть целиком находящиеся в гармонии с Творцом, и светлым Первоистоком (Исконом). А есть и соперничающие, сопротивляющиеся, ищущие новых решений, опровергающих прежние порядки. И это тоже — важная часть мирового процесса.

Разнообразные языческие Боги непосредственно управляют природными процессами, преобразуют Космос, влияют на человеческие дела.

Назовем из них пока пятерых: Даждьбог, Велес, Макошь, Перун, Ярила.

Даждьбог связует жизнь и духовный свет, ведет Кологод — управляет жизненными силами на Земле, следит за процессами на Солнце. Наука доказала, что вспышки на Солнце вызывают бурные процессы на Земле: стихийные явления, войны, мутации живых организмов, подъем или снижение плодородия. Дружба с этим Богом приносит здоровье, бодрость, симпатии окружающих. Он любит честных, прямых, оптимистичных людей. Не уважает нытья, попрошайничества, трусости и завистливости.

Велес — один из самых известных Богов у современных язычников. Он ведает сложными, неравновесными процессами в природе и обществе. Считается покровителем ученых и волхвов, торговцев и путешественников, охотников и игроков. Современная жизнь сложна, запутана, и поклонников у Велеса много. В природных явлениях временем Велеса считается зима (время между равноденствиями). В зимнее время людям помогает выжить припасенное богатство, будь то еда и дрова, или нефть и электричество (современному человеку нужно то и другое).

Велес также открывает ворота между мирами для родившихся и умерших душ, и наставляет волхвов, как правильно провожать умерших и встречать родившихся.

Макошь — Богиня судьбы и одновременно покровительница земной Природы. В паре с Велесом они часто мыслятся как супруги, держащие ключи от животного и растительного царства.

В мифологии всех народов есть Богини-пряхи, прядущие нить судьбы человека и обрывающие ее в последний час… Оборванную нить может подхватить оборотная сторона Макоши — Марена, Богиня, открывающая ворота в новый мир… но об этом позже.

Что же это за нить судьбы? Это образ, допускающий множество толкований. Одно из них -нити наследственной памяти — хромосом внутри каждой клетки живого существа, которые определяют родовую память на телесном уровне, наследственные качества родившегося ребёнка..

Ключевые испытания в судьбе человека также разрешаются не без участия Макоши. Понятия об этом сохранилось в сказках, где герой в странствиях встречает Ягу или просто старушку в лесу, которая показывает ему дорогу, или наоборот, пытается убить. А иногда даёт волшебные вещи. Среди них встречается путеводный клубок ниток — нити эти и есть судьба. Успеешь вслед за клубком — добудешь счастье. Наградой победителю часто бывает бессмертие, вечная жизни и молодость. Таким образом, исподволь намекается, какие качества нужны человеку, чтобы добыть бессмертие в будущей жизни, образ которой сквозит за приметами тридевятого царства. Само тридевятое царство, лежащее за тридевять земель — это три, умноженное на три, и еще раз на три — троица, три раза помноженная. Возможно, за этим скрывается образ постижения Божественных Триглавов во всей полноте. Народная сказка не говорит об этом прямо, а только подсказывает путь для развития.

Перун — Бог силы и воли, покровительствующий преодолению препятствий и справедливой борьбе, дающий военную силу и удачу. К нему же успешно обращаются люди, работающие с техникой. В Природе его образ связан с летними грозами, другими стихийными явлениями. Человек, который ищет покровительства у Перуна в сражениях, должен быть уверен, что борется за правое дело. Робким и боязливым лучше с ним не связываться, потому что он ведет к цели прямой дорогой, заставляет ввязываться в борьбу. Не обязательно в драку — в наши дни это может быть борьба за свое место в бизнесе или политике.

Ярилу часто связывают с Солнцем в его высшей точке. Это верно лишь отчасти. Он, как единым организмом, управляет всей жизнью на Земле, особенно жизнью нечеловеческой природы. Можно сказать, что все земные животные и растения составляют как бы части единого тела. Они наделены и собственными душами, волей и энергией, но одновременно действуют как единый слаженный организм, и как особая форма духовной жизни, которую дано отчасти постигать языческим волхвам. Летом Ярила связан равно с солнцем и водной стихией, которые в соединении дают силу плодородия растениям. Зимой его можно представить как одного из Мировых Ящеров, прячущегося в подземное царство. Это символ подземной жизни корней, застывшего древесного сока, сухих семян в земле, впавшего в спячку зверья.

Дружат с Ярилой те, кто любит и бережет природу. Это даёт человеку гармоничные силы и здоровье. Ему достаточно время от времени, летом и зимой, выйти на землю или на снег босыми ногами, и почувствовать пронизывающие организм силы, чтобы избавиться от большей части болезней. Если вы посмотрите на любое животное, то увидите красоту и слаженность его движений, как правило, недоступную человеку. Хорошей связью с Ярилой объясняются успехи лучших спортсменов, танцоров, цирковых артистов.

Плохое отношение к природе, страх перед ней, постоянные мысли о болезнях и разговоры о них — делают человека, напротив, хронически недомогающим, а также тяжелым и неприятным собеседником для окружающих.

Как общаться с Богами

Запомните главное: язычество не должно иметь ничего общего с "идолопоклонством". Идолопоклонство — это поклонение образам, изображениям, без связи с живым источником веры. Бывает, что люди, которые хотят вернуться к Родноверию, ведут себя как идолопоклонники, когда пытаются, не задумываясь, действовать по внешнему образцу такой религии, какую привыкли видеть в церкви. Они обращают внимание на изображения Богов, ритуалы, тексты славлений, заговоров, молитвенных обращений, ищут священные книги и предания. Всё этот прекрасные вспомогательные средства, но сущность веры совсем не в этом. Можно, общаясь с Божеством, совсем ничего не говорить, а просто чувствовать его действие и помощь, которую вы получаете.

Торжественные славления хороши на общих праздниках, в кругу друзей, чтобы все понимали, с чем обращаются к Богу. Они не бывают слишком длинными, и часто сопровождаются пусканием чаши по кругу (безалкогольной или с очень малым количеством алкоголя). Языческие праздники сопровождаются также различными играми, песнями, хороводами, общением с Природой, традиционными соревнованиями. Это способ прийти с миром к гармонии и согласию.

Мы не только просим и получаем от Богов помощь, но также и делимся с ними своими благами, радостью, силой, энергией. Например, женщины на пожинках, оставляя нескошенным последний участок жатвенного поля, катаются по Земле-Матушке, чтобы хоть частично восполнить ее плодородную силу. В языческих верованиях люди участвуют с Богами в непрерывно продолжающемся сотворчестве мира, обмениваясь пищей, силами и достижениями с Богами, Духами и Природой.

Лечение, психологическая помощь могут осуществляться через соприкосновение, игру с другим людьми, животными, растениями, природными силами и стихиями (лес, река, небо Солнце, ветер и т.д.).

В личном общении с Богами язычник должен быть искренним, ясно мыслить, не пугаться и не стесняться никаких приходящих слов и мыслей. Если какие-то религиозные действия неприятны, или вызывают недомогание, или за ними следуют мелкие неудачи, ссоры — надо менять что-то в религиозной практике. Иногда нужен совет знающего человека, которого вы признаете за волхва, или просто считаете, что он опытнее вас.

Одно из ключевых слов в язычестве — удача. Ни в коем случае, ни по каким поводам не надо себя доводить до депрессии, болезней. Ни к чему без нужды ссориться с близкими или друзьями. А если уж вас прижали и ссора неизбежна — вы должны быть победителем, или хоть выйти с наименьшими потерями.

Подумайте сами: родновер — это тот, к кому сильные Боги относятся как к родному. Станут ли они его зря обижать? Может быть, и не дадут исключительного богатства и успехов, но жить нормально помогут и научат.

Если же у вас кругом одни неудачи и напасти — то надо просить у Богов и помочь, и научить вас жить правильно — то есть в радость себе и другим.

Чрезвычайно важно верно выбрать, кто из Богов на самом деле может вам помочь. Не всегда вы можете выбрать по своей воле. Можно обращаться к разным Богам с какими-то небольшими, символическими просьбами, и вы увидите, кто вам надежно отвечает. В дальнейшем его и держитесь. Есть Боги, которые друг с другом не слишком дружат, а еще точнее — просто действуют на человека по-разному, подсказывают ему разные решения или каждый по-своему настраивают его организм на хорошую работу. Язычество — свободная религия, из чего совсем не следует, что надо хвататься в нём за всё подряд. Ищите своё. Говоря просто: вы можете есть всё, что угодно, но вы ведь не стремитесь купить всю еду в магазине и ее съесть? Так же вам не нужны и все силы, возможности и удача, какие есть в этом мире.

Далее мы увидим, что язычнику в жизни могут помогать не только Боги, но и многие близкие и простые духовные существа.

Жизнь и Смерть

Мы можем замечательно устроить свою жизнь, собственными усилиями и с помощью добрых духов-покровителей. Но это здание в один прекрасный день попытается обломать какой-нибудь фанатик, заявив: "Вот сейчас тебе хорошо, а на том свете будет очень плохо, потому что ты водился с колдунами". Конечно, доказать своё заявление он не сможет, но осадок останется, и будет мешать нам чувствовать себя достаточно счастливыми, цельными. Жизнь может стать менее гармоничной, а за этим могут последовать другие неудачи.

Как же противодействовать такому накату? Нет сомнения, что любой родновер с ним достаточно регулярно сталкивается.

Во-первых, сопротивление повысится, если взять за принцип вообще никому никогда не позволять себя запугивать. Как часто от нас добиваются того, что нам совершенно не нужно, и ничего хорошего не дают взамен! Просто пугают плохими последствиями. Это и позволяет в дальнейшем подчинить воображение запуганного человека образу страшного Бога, который будет кого-то вечно мучить за любовные приключения, или за то, что он был о себе высокого мнения (вместо того чтобы постоянно слёзно каяться и просить пощады), или уж тем более за дружеское общение с берёзками, русалками и Луной.

Во-вторых, можно действительно попасть в крайне неприятную историю, если понимать относительную свободу языческих правил как повод заниматься любым видом магии и прочим "контактёрством" как попало и где придётся. Но попробуйте сказать: что еще может дать нам более или менее правдивое представление о потустороннем, кроме наглядно наблюдаемого прямо сейчас? Если человеку его вера позволяет жить в благополучии, в мире с собой и другими сейчас, то естественно предположить, что она даст ему наилучшие возможности и потом! А никак не наоборот, "здесь страдаете — там утешитесь". Что мешает всесильному утешителю утереть слёзы и вылечить больных уже сейчас? Да, у язычников образы Богов не такие могучие: Боги могут многое, но далеко не всё. Зато это прекрасно объясняет, почему они не помогают всем и сразу. Что делать, не могут — стало быть, помоги себе сам, в этом мире и в том. Начни активно это делать — и тебе помогут.

Мы иногда жалуемся: почему негодяи живут лучше, чем хорошие люди? Потому что стараются для себя. А хорошему человеку внушили, что надо всем жертвовать, вот он и жертвует, или ругает себя за то, что недостаточно хороший. Будет ли в другом мире всё наоборот? Язычники считают, что все уровни мира устроены подобным образом. И что мы живём здесь, чтобы приобрести какие-то навыки и понимание для более сложной будущей жизни. Как известно, практика — критерий истины, и по тому, как человек живёт, что и как он понимает и делает — сразу видно, научился он чему-то хорошему или нет.

Излагая здесь языческое учение о потустороннем мире, мы хотим обратить ваше внимание на очень важный факт. В еврейском учении, на котором было выстроено христианство, а затем и ислам, не было развитого понятия о будущей жизни человека. Многое привнесли в это учение языческие проповедники, когда развивали и дополняли мировые религии. Евреям их Бог обещал только хорошую или плохую жизнь (гораздо чаще плохую!) на этом свете. А о том, что непременно кого-то возьмёт в рай, приобщит к высшей духовной жизни — речи не было. Но учение о будущей жизни не является и собственным изобретением мировых религий. Оно заимствовано из разных языческих учений. Слово "рай" совпадает с Ирием наших Предков, а "ад" — измененное греческое "аид", царство мертвых. То же самое в языках других народов.

У первобытных племен были и остались предания о продолжении жизни людей в виде звезд, в растениях, животных, и так далее. Более развитые цивилизации составили Книги мертвых — поучения, как вести себя при переходе в мир иной.

Что же происходит в реальности? Несмотря на всю разницу в учениях разных религий и народов, есть нечто общее, что мы здесь очень кратко и расскажем.

У человека, кроме физического тела, есть также общая с животными душа, способная к чувствам и переживаниям, и есть равная Богам бессмертная духовная часть. К сожалению, она бессмертна только в том смысле, что может жить вечно, но нет гарантий, что она не погибнет при неблагоприятных обстоятельствах. Впрочем, если бы дух человека, как говорят некоторые религии, мог быть обречен на вечные тяжкие страдания, то это было бы еще хуже, чем просто умереть. Но конечно же, в мире нет настолько жестокого и несправедливого существа, чтобы за глупые проступки в короткой и нескладной жизни на Земле отправить вечно мучительно страдать. Это болезненная фантазия, которая не вяжется даже с худшим из образов мира, а уж тем более с легендой об абсолютно всесильном и всеблагом Божестве. Любой верующий, которому вы укажете на эту несообразность, ничего не сможет возразить, кроме еще больших нелепостей, оскорблений и угроз, от которых эта мысль разумнее не становится.

Но и вечная жизнь в раю, наполненная радостью — не так уж легко достижима. И это тоже справедливо. Человеку и так немало в жизни дано, но чтобы получить больше, он должен стать равным Богам или служащим духам; а они устроены много сложнее, и обладают такими силами, которые требуют величайшей нравственности и ответственности.

Тем не менее, можно достичь вечной жизни даже вообще без религии, если человек достаточно развит во всех отношениях. И никакая религия ее не гарантирует. Впрочем, в этом отношении церковь честно поступает. Она прямо говорит, что не дает полных гарантий, сколько бы вы ни старались.

Простая природная душа, дар Ярилы, появляется у человеческого существа сразу после зачатия, точнее после соединения мужской и женской клеток. С этого времени у зародыша есть стремления и ощущения (до образования нервной системы — на биохимическом, биоэлектрическом внутриклеточном уровне, как у растений). Когда ребенок родится, то получает и духовную сущность. Она наделена даром одного из Высших Богов, по природе во всем подобных Творцу, и в этом смысле каждый человек — действительно Дитя Божье, в высшем, духовном смысле. Высший дух в человеке и приобретает потом личностное сознание, постигает мир разумом и интуицией, нравственно образовывается, ставит перед собой цели и достигает их. Не все люди стремятся к высшей жизни. Некоторых эта мысль даже пугает — они боятся, что такое существование в какой-то момент может стать в тягость.

С рождения человек познает хорошие и плохие стороны мира, получая удовольствие и боль, радость от познания и обиду от ограничений. Он также быстро понимает, что кругом есть другие существа, которые чувствуют то же самое. Всё это вместе и составляет основу понятий о Добре и Зле.

В мире действуют установленные Творцом нравственные законы, но они действуют достаточно сложно, не воздают сразу "подобным за подобное". Поэтому многим кажется привлекательным делать зло "в свою пользу": присваивать чужое, развлекаться, издеваясь над другими, и так далее. Подобным же образом могут вести себя и духовные существа, откуда и возникает понятие о реально существующих "злых духах". Это необходимое испытание: как человек себя бы повел, если бы ему дали доступ к силам, способным воздействовать на судьбу всего мира.

И вот наступает час, когда тело человека погибает от несчастного случая или распадается от болезней. Его сознание и память, в течение всей жизни прочно привязанные к физическому телу, должны уйти в духовный мир. Тут-то дух человека, перебравшийся из физической оболочки в душевную, животную, сталкивается с миром видений (подобных снам и галлюцинациям при жизни). Если человеком совершенно много дурных дел, то он может столкнуться с устрашающими и крайне болезненными видениями (это то, что в религии называется "мытарством" — слово, которое обозначает не только страдание, но и сбор дани, и действительно, здесь приходится расплачиваться за предшествующую жизнь). Если на Земле в это время кто-то правильно поминает человека, думает о нем, ему может быть легче. Страх и страдание на этом этапе могут привести к гибели души и духа. Однако у остатка памяти, разума, чувств в дальнейшем еще есть шанс на то, что в восточной эзотерике называется реинкарнацией, а в русской народной традиции закладом. Это не личная форма жизни, а продолжение некоторых желаний и стремлений в других людях. Не каждый согласится считать это в полной мере "своей следующей жизнью", тем более что одна и та же память может частично воплощаться в разных людях. Но само это явление было неоднократно доказано, когда у разных людей, под гипнозом или под воздействием стресса, открывалась память о "прежних жизнях", и эти данные совпадали при проверке с реальными историями из жизни других, действительно ранее живших людей. Считать ли это продолжением жизни человека, или особой формой обмена информацией, подобной чтению книг или просмотру фильмов — в известной степени вопрос личного выбора.

О жизни личности, воплотившейся в духовном мире мы не будем сейчас много рассказывать; она может быть чрезвычайно сложна и увлекательна. Это, опять же, не "вечное блаженство" и круглосуточные песнопения в белых одеждах, о которых повествует христианская традиция. Жизнь духа может быть наполнена деятельностью и новыми приключениями, а может быть скромной и спокойной. Нам важно знать прежде всего о той её стороне, которая касается наших дел уже сейчас.

Живые Предки — Родители и Деды

Это один из самых главных моментов в Родноверии — Родоверии.

Если умерший вошел в мир духовных существ, то его устремление далее вовсе не к толпе в белых одеждах и последующем вечном песнопении во славу Божию. Его главное право и обязанность, по законам Рода — в том, чтобы продолжать помогать в жизни своим потомкам, и другим симпатичным ему людям. А также наставлять их, в делах добра, то есть учить правильно жить для себя и для других. Эта помощь Живых Предков — Родителей должна по первоначальным Законам Рода и быть главной религией с рождения до смерти. Более важной, чем даже познание Высших Богов.

Вы все знаете, что дни посещения могил близких называются Родительскими. Они и были некогда посвящены таким связям. Главные, основные языческие обряды — это даже не славления, заклинания или заговоры, а это воспоминания обо всех близких и дальних родственниках, живых и умерших. Немало в языческом ритуале и специальных, приуроченных к календарю обрядовых действий с духами Предков.

Поэтому один из главных ударов, который некоторые мировые религии наносят народам — запрет на прямое общение с Предками. Разрешается только говорить о них, думать, или поминать через посредничество церкви. А напрямую принимать поучение, помощь, поддержку нельзя. Но потому и нравятся эти религии иноземным захватчикам и своим узурпаторам власти. Лишенные родовой поддержки люди легко становятся рабами, крепостными, зависимыми.

В языческой традиции считается, что Родитель заботится о семи поколениях своих потомков. После этого он считается свободным от такой обязанности на личном уровне — обратите внимание, что и степень родства далее седьмой уже наименее уважается — говорят: "седьмая вода на киселе" — об очень дальних родственниках. Но те духи — Родители, которые наиболее успешно справлялись с образованием потомства, считаются Дедами, покровителями всего народа. Место таких могучих Духов в христианском сознании занято семитскими, египетскими, римскими и греческими героями сказаний. Среди привычных нам русских имён, записанных в христианских святцах, изначально родных, древнерусских — менее десятой части, остальное — греческие, римские, еврейские по происхождению имена. Многие даже не догадываются об этом.

Кто же заступится за народ, если не чтить славных Предков, не пользоваться их могучей поддержкой? Разумеется, народ сопротивлялся уничтожению своей истории, и сохранил память о ней богатырских и волшебных былинах, песнях и сказаниях. И в наши дни мы видим волну интереса к прошлому. Наряду с историческими исследованиями, распространяются и небылицы. Но и то, и другое — протест против официальной лжи, что якобы наши предки до крещения были дикими безграмотными людоедами. Будем чтить свое прошлое: и то, которое знаем из реальной истории, и дошедшее в виде мифов и легенд. За языческими мифами и легендами стоят не менее славные реальные дела. Просто они иногда описаны не в буквальной, а сказочной форме.

Таким образом, каждый из нас, выбирая, быть ли ему христианином или родновером, выбирает также: служить ли вечно в духовном мире иудейскому пророку, жившему 2000 лет назад, рабски ему подчиняться, или же выполнять заветы Рода и оставаться со своими детьми и внуками до седьмого колена, быть для них домашним духом-покровителем, и служить своему народу, пока он живёт на Земле. Вот еще одна причина, почему наша вера называется РОДНОЙ, хотя и почитает Вселенские начала в лице Великих Богов.

Община и Народ

Язычника — Родовера отличает от обычного колдуна или эзотерика прежде всего то, что он стремится к общинности.

Стомиллионный народ с древней историей содержит множество людей, крайне малородственных по крови. Но в любом народе и племени родство по крови может быть заменено родством по духу, по дружбе, приязни, общему делу и общим идеалам. На этом строят своё здание религии, общественные движения, наука и искусство. Существовало ранее такое понятие как побратимство, и продолжает действовать усыновление детей, которые по всем законам никак после этого не отличаются от родных. Покровительство Предка также можно получить не только по крови, но и по делу, которому ты служишь. По всему этому, настоящим Родовером следует считать того, кто имеет близких или друзей, разделяющих его убеждения. Или распространяет лучшие стороны вероучения, так чтобы мнение о нём возрастало и у тех, кто к нему не принадлежит.

Высшая цель общинности, как мы ее себе представляем — превращение народа в объединение сплоченных общин. Не обязательно родноверческих, да и вообще религиозных. Главное, чтобы у каждого была какая-то группа людей, которые его поддерживают, делают его жизнь более содержательной. Любая община и любой народ должны быть САМОДОСТАТОЧНЫМИ. Это значит, что у них есть свои интересы, цели, успехи, которыми они увлечены гораздо более, чем противостоянием с другими объединениями и народами.

Большая часть русских людей понимает, что страдает не из-за кавказцев, азиатов или евреев, а из-за отсутствия собственных твёрдых жизненных устоев. Родноверие только затем нам и нужно, чтобы такие устои приобрести и приумножить. А не для усиления комплексов неполноценности, которые скрываются за внешней агрессивностью, проклятиями другим народам. И христиан ругать тоже совершенно не обязательно, если они сами не проявляют агрессии. Кто в душе недоволен собой — вслух ругает других, а кто хорошо, правильно живёт — и для других находит приятные слова.

Члены общины могут быть и близкими родственниками, и просто друзьями. Надо, чтобы они помогали друг другу, хотя бы как двоюродным — троюродным родственникам, или старым товарищам. Помощь хороша только охотная, от души, а не в виде принудиловки. Если нет таких чувств друг к другу, то община еще не сложилась.

Правильно проведенные общие обряды ведут к укреплению отношений. А если после них происходят ссоры, значит, были допущены ошибки.

Народные традиции дают глубокие указания и для отношений младших к старшим, и для устройства управления общиной и общинных дел. Даже если семья не разделяет увлечения Родноверием, то сам родновер благодаря традиционной практике глубже чувствует свои семейные отношения, увереннее строит отношения с близкими.

Без общины невозможно также провести праздник согласно языческому обычаю.

Желательно не просто проводить обряды по описаниям, но и позаботиться о том, чтобы в общине был хотя бы один человек, который хорошо понимает традицию и может руководить обрядами как жрец, прежде всего по содержанию. По форме коллективные обряды тоже должны выглядеть по возможности красиво и воодушевляюще.

Жрец должен не просто изучить внешние формы и обычаи, но и быть достаточно уверенным в силе и значимости проводимых ритуалов.

Жрецы, волхвы, ведуны, знахари

Нужны ли в родноверии священнослужители? Чем отличаются разные их виды? Чем они отличаются от священников мировых религий?

Трудно дать однозначный ответ на эти вопросы.

"Богослужение" считается такой же профессией, специализацией, как и любая другая. Можно шить одежду самому, а можно и купить готовую. Так же и разобраться в духовных вопросах можно самостоятельно, а можно обратиться к кому-то, кто уже более основательно их изучил. При этом любой священнослужитель может вам в лучше случае помочь (а в худшем запутать). Но главное усилие каждый делает сам.

Жрец — это человек, которому доверяют подготовку и проведение обрядов. Жрецов в общине может быть несколько. Женщины могут быть жрицами в той же степени, что и мужчины жрецами. Есть ещё игровые обрядовые формы, которые традиционно проводятся детьми и подростками (например, Заклички Весны) под руководством одного-двух взрослых людей.

Желательно, чтобы любой старший мужчина и любая старшая женщина в родноверческой семье хотя бы в небольшой степени владели жреческими навыками, потому что любая семья — это малая община. И если удалось ее создать, можно проводить сильные домашние обряды — праздники в поминовение предков, освящение дома, и многое другое.

Волхвом современные родноверы считают того, кто имеет достаточно глубокие и обширные знания по традиции Предков, а также наделен способностью проводить сильные, результативные обряды, общие и личные. Часто у волхва открываются и другие особые способности. Они не обязательно должны быть исключительными, внешне эффектными. Боги их дают человеку, чтобы усилить его уверенность, что он занимается правильным делом, через него отчасти помочь другим, а потом направить их на самостоятельную работу.

Волхв должен также обладать чувствительностью для сопровождения души умершего во время мытарств, и если надо, определять, достиг ли он духовного мира. Совершение с умершим других духовных ритуалов не всегда является препятствием для одновременной работы волхва.

Ведуны (ведьмы, ведуньи) и знахари (знахарки) — это люди, имеющие специальные способности для тех или иных магических или колдовских действий. Это крайне специальный предмет, в котором начинающему нечего делать.

Подобные способности могут быть получены по наследству, приобретены упорными занятиями с традиционными источниками, или открыться интуитивно в процессе самостоятельных духовных занятий. Многим известно существование заговоров (особых текстов), но мало кто представляет себе механизм их действия. В любом случае заговор, полученный из литературы, даже если он выполнен целиком правильно (часто эти тексты публикуются без важных частей), будет действовать не так, как полученный по наследству. По наследству передается не только знание, что и как делать, но и само право распоряжаться какими-то возможностями, силами, малыми духами. В то же время духовная работа может дать человеку и большие силы, способности, чем у наследственных знахарей.

Ведуном и знахарем, как и жрецом, в той или иной степени должен быть любой язычник. Любая профессия, ремесло, любые домашние дела, личные отношения имеют своих духов-покровителей. Особая магия есть у животных и растений, природных и космических объектов. Каждому может открыться для духовного познания та часть мира, которая по жизни необходима. Вот здесь-то вы имеете замечательную возможность убедиться в силе своей веры — если она поможет постоянно улучшать свои профессиональные достижения, личную жизнь и здоровье.

Важный житейский вопрос, который в связи с этим возникает — должны ли оплачиваться услуги языческого священнослужителя или знахаря, и как именно?

Относиться к этому надо без суеверий и переоценки — так же, как к любой другой профессии или любительскому увлечению.

Если малая группа выделила из своей среды знающего человека, который время от времени проводит праздники, то он делает это для души, бескорыстно. А если устраивается показательный праздник, отчасти светского характера, и приглашаются люди, имеющие эффектное внешнее оборудование, практику, то есть смысл говорить о вознаграждении за работу, может быть и не денежном, а в виде каких-то взаимных услуг.

Дальнейший рост Родноверия может привести к необходимости выделения людей, которые обеспечивают единство процесса, и таким людям придется становиться практически профессионалами (этот процесс уже начался). И если один волхв поддерживает несколько общин в разных городах, то они могут по справедливости решить вопрос, как именно этот труд может вознаграждаться. Такой же вопрос может возникнуть, если в каком-то месте родноверческая община станет настолько большой, что кто-то должен профессионально заниматься ее организацией.

В любом случае, здоровые экономические отношения — еще один признак, что дела у родноверов идут правильно. Плохо быть бедным. Но еще хуже споры и скандалы из-за денег и собственности. Мы непременно должны понимать, что нет каких-то специальных священных или суеверных постановлений или запретов на этот счет. А есть такие же нормы честности и справедливости, как в любом другом деле.

Духи зла, опасности и болезни

Существует множество объяснений для причин мировых несчастий. Даже верующие и священнослужители одной религии судят об этом иногда по-разному, и ожесточенно спорят между собой. У язычников тем более есть на этот счет много разных мнений.

Некоторые философские учения вообще считают, что никакого зла нет, а нам только кажется, что оно существует. Мы смотрим на это проще, и признаем радости и страдания людей и других существ вполне реальными.

Практически любая религия, которая признает существование духовного мира, признает и то, что в нём есть тёмные и злые духи, которые посылают болезни и смерть, неприятности и неудачи. Впрочем, можно услышать и такое рассуждение, что все они примерно одинакового достоинства, просто одним покровительствуют, другим вредят… В этом тоже есть доля истины, но не так уж она велика.

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо опять обратиться к обычному бытовому опыту. Вы знаете, что не бывает абсолютно добрых и безупречных людей. Хотя встречаются, крайне редко, люди, близкие к совершенству. Почти не встречается полных, кромешных злодеев, большинство людей время от времени способны на добрые чувства и поступки. Но разве можно утверждать, что все люди одинаково хороши или одинаково плохи?! Разумеется, нет! Разница бывает очень заметной.

Духовный мир еще разнообразнее мира людей. Считать, что можно контактировать с ним как придётся, делать что попало безо всякой системы — это не совсем языческий, скорее оккультно-эзотерический подход к духовной жизни. Но многие это путают, потому что церковь борется со всеми такими явлениями, особо не отличая одно от другого.

Язычество-Родноверие отличается от абстрактной оккультной эзотерики тем, что выстраивает определенную систему контактов и отношений с духовным миром, в интересах всего Рода. Этим именем язычники называют не только Творца, но и всю совокупность близких, любимых существ. Род для нас, в этом смысле — не только люди одной крови. Это также и люди, близкие по духу, и природное окружение, в котором мы живём, и близкие нам Боги и духи-Родители, другие невидимые покровители и помощники.

И только такой подход к духовной жизни — самый безопасный. А какие будут результаты от заклинания блюдец, рассматривания до головокружения сложных оккультных картинок, многочасового пения молитв или мантр, заранее никогда сказать нельзя, особенно если вы не решили заранее, зачем вам это нужно.

Церковь тоже предупреждает об опасностях неверного духовного пути, и очень даже настойчиво. А разве клясться в вечном рабстве какому-то совершенно непонятному и непостижимому никакой логикой Божеству, так уж и безопасно? И при этом брать на себя огромные моральные обязательства — любить врагов, никому никогда не завидовать, даже не глядеть на красивую женщину с вожделением? А выделять слюну при запахе шашлыка тоже смертельный грех — как вы думаете?

Возможно, мы не совсем правильно понимаем моральные требования этой непонятной нам религии. Но зато знаем точно: если вы попытались общаться с языческими Богами или их жрецами, и они стали предъявлять к вам какие-то исключительные требования — например, вообще ничего не есть по три дня в неделю, научиться летать в любую точку Космоса, или хуже того, убить кого-нибудь для доказательства своей исключительности, или устроить невиданную миру оргию — то вам наверняка попались Боги или жрецы, которые не живут в согласии с Родовыми законами.

Если к вам приходят возбужденные, агрессивно настроенные люди, или кто-то без умолку часами разглагольствует о возвышенных предметах, повторяя по десять раз одно и то же — то от таких людей тоже надо держаться подальше. Они или больны, или одержимы, или просто морочат голову. Кстати, само выражение "морочить голову", как и множество других интересных оборотов в языке, имеет скрытый смысл. Оно означает "впускать в голову морок-мару", то есть злого духа.

Еще одно крайне важное правило духовной безопасности — это как можно меньше говорить о плохих вещах. За всяким преступлением, болезнью и несчастьем стоит какая-то дурная сила или даже злонамеренный дух, готовый распространиться, куда его только пустят. Когда люди без конца рассказывают друг другу про симптомы болезней или подробности уголовной хроники (как часто делают телевидение, газеты), эти образы впечатываются в их сознание, и потом исподтишка подталкивают к болезням и ссорам. Есть только одна допустимая причина подробно рассказывать про свою болезнь — если вы общаетесь с лечащим врачом, или хорошим целителем.

Еще один, в плохом смысле традиционный способ вредить близким, даже искренне желая им добра — пугать их всякими страшными предсказаниями или осуждающими определениями. "Простудишься, сломаешь ногу, на тебя нападут, ты потеряешь эту вещь". Или: "ты всегда все теряешь, разбрасываешь, ты меня не любишь, никогда меня не слушаешь" и т.п. Вот так просто мы распространяем зло вокруг себя, непрерывно говоря о нём, предсказывая его, не веря в возможные улучшения и достойное, справедливое устройство жизни. А кто же будет устраивать нашу жизнь, если мы так плохо о ней думаем, заранее до конца дней своих?

Мы написали, что наши Боги не всесильны. Но у них, пожалуй, хватило бы сил нам помочь. Больше всего им в этом мешает, — когда мы сами не хотим себе помочь, выставляем впереди остального — неверие в хорошее, бесчисленные обиды, воспоминания про несчастья и неприятности.

Правильное отношение к жизни

К тому, что уже было сказано, остается добавить совсем немногое о главных Родовых ценностях и целях. Мы написали, что язычникам свойственно стремиться к благополучию, успехам, достижениям, мирному труду и сотрудничеству. Но всего этого нужно в меру. Если хватает денег и основного имущества, чтобы безбедно жить, то лучше не растить личное богатство, а учиться получать большую радость от того, что уже есть, и помогать другим так же хорошо устроить жизнь. Жадность безмерная требует как можно больше есть, пить, покупать новые вещи, развратничать с кем попало. Она естественно ведет к потере аппетита и вкуса к жизни, а на следующем этапе — к тяжелым болезням, зависти и ненависти к окружающим. А для здоровья и настоящего счастья надо съесть небольшой кусочек вкусной еды не торопясь, с великим удовольствием, и также поступать с любой другой радостью жизни. И от души благодарить тех, кто помог это получить, будь то Боги или люди.

Язычник обычно стремится усовершенствоваться в своей работе, даже независимо от того, заплатят за это больше или нет. Просто приятно считаться мастером своего дела; рано или поздно это кто-то оценит. И время, проведенное за работой, воспринимать не как тупой тяжкий труд, а творчески интересный. Тогда становится менее важно сравнивать свои доходы с соседскими.

Значит ли стремление к миру, спокойствие и рассудительность у язычника, что никогда и ни с кем ему не стоит ссориться? Нет, напротив: когда человек не лезет в драку по пустякам, в нём, по законам мировой справедливости, растёт сила Перунова. И она помогает защитить себя и близких от действительной опасности. И тогда врагам его до того не поздоровится, что он имеет возможность, даже искреннее, чем настоящий христианин, от души им посочувствовать — так им достанется.

Есть еще очень важный вопрос, которому все религии, кроме языческих, упорно не хотят уделить внимание. Это вопрос развития человека. Ум, талант, сила и красота, обаяние, жизнерадостность — много ли вы найдете религиозных поучений, которые призывают человека всё это развивать? Нет, почему-то учат плакать и стонать, бояться лишних умствований (а эзотерики вообще то и дело советуют чаще останавливать ум и как можно реже им пользоваться), смиряться с неудачами и поражениями, терпеть обиды и пренебрежение, не обращая на них внимание. Другая крайность — это призыв развивать исключительные, сверхчеловеческие способности. Не будем здесь перечислять, какие — как правило, практически бесполезные, якобы так "возвышенней".

А между тем самое лучшее, потому что самое естественное — развивать как можно больше именно те способности, которые человеку помогают быть успешным и усовершенствоваться здесь, сейчас, в этой жизни. Кроме язычников, это прекрасно понимают и атеисты. Они ведь считают, что никакой другой жизни уже не будет, и надо развивать человека и учить его радоваться в жизни той, которая есть.

Если верить в будущую жизнь, но представлять ее себе как-то упрощенно, например, просто как непрерывную радость и восторг — то для этого действительно особого ума и таланта не надо. Но мы считаем, что будущая духовная жизнь сложна и наполнена новыми возможностями. И чтобы ее приобрести, надо развивать душу и ум, насколько удаётся. Если даже вы считаете себя не шибко умным и одаренным, а так себе, средних способностей — важно желание больше знать, разбираться во всём, и применять полученные знания во благо. Остальное к этому приложится.

Родина и Природа

К счастью для нас — не только злые силы имеют, сверх материальной, духовную природу. Многие дорогие нам вещи и понятия также одухотворены, и называя их, с любовью и симпатией, мы призываем в свою жизнь духов-помощников.

Родина, Родная Земля, Отечество — любое такое сочетание слов также несет в себе возможность соприкосновения с высокими Богами и духами, или славными Дедами — старыми Предками Рода.

Говоря: Мать-Земля, Мать-Природа, или Родина-Мать, изображая эти образы как человеческие, женские, мы подключаем себя в первоисточнику соответствующей силы, породившей жизнь на Земле или давшей начало нашей национальной истории.

Мы даже представить себе не можем, как в действительности выглядят Боги. Они могут представать в человеческих образах, а могут преобразовываться в сложные потоки силы (энергии), принимать причудливые многомерные формы в высших областях пространства. Крайняя устойчивость физических законов свидетельствует, что Боги не вмешиваются, или лишь в исключительных случаях вмешиваются в природные процессы и закономерности. Чаще всего они взаимодействуют непосредственно с чистым духом и разумом человека, и лишь в тех случаях, когда человек к этому хоть в какой-то степени стремится. А для убежденного атеиста, можно сказать, никаких Богов действительно нет и быть не может.

Кроме этого, в мире есть процессы, которые физика определяет как случайные, хаотические. Целенаправленно в них вмешиваясь, высшие силы также могут существенно изменять ход событий, не нарушая привычных нам законов.

Большие возможности открываются для человека, который учится сознательно управлять своим телом. Любые болезни, травмы, повреждающие воздействия могут быть преодолены сознательным усилием воли. И никакого чуда, в смысле нарушения природных законов, здесь опять нет. Это можно назвать сверхчеловеческой возможностью, но не противоестественной. Атеисты и материалисты не верят в духовный мир, но выражение "сила духа" прекрасно им знакомо.

Мы уже упоминали связь между здоровьем и развитием человека, и его уважением к Природе, которая и творение Богов, и сама мощное Божество. Язычник никогда не решится раздражать лешего безобразной горой мусора или отравлять водоем, глушить в нём рыбу, вредить деревьям, муравьям, птицам. Ведь всё это живые части священного природного организма. Да, они могут поедать друг друга, но лишь когда это естественно необходимо для жизни. Это переход вещества от одной клетки к другой. Хищники в природе охотятся на слабых, больных животных, и таким образом помогают виду, которым питаются, поддерживать природное благополучие. Но человек не наделен должным инстинктом, и способен истреблять другие живые существа, сверх всякой меры и нужды. А ведь нам вместо коллективного мудрого инстинкта даны другие способности — разум и свободный выбор из множества безграничных возможностей.

Поэтому одна из главных задач, которую сегодня стараются решить родноверы — это сохранить и приумножить естественные природные богатства, научиться жить в согласии с другими живыми существами. Каждого, кто это делает, Природа в свою очередь стремится наделить хорошим здоровьем и настроением.

Календарь родноверческих праздников — это природный календарь. Он построен на годовом движении Солнца, управляющем природными процессами. В него включены также обрядовые действия, посвященные стихиям земли, воды, ветра, оказывающим важное влияние на плодородие Земли и благополучие ее обитателей. Наши предки никогда не забывали эти обычаи, и в результате еще в ранний период распространения христианства на Руси возник народный календарь, в котором смешались церковные святцы и народные погодные и сельскохозяйственные приметы и правила. Более древний календарь учитывал также влияние Луны, управляющей плодородием, влагой. Это влияние в символической форме отразилось в сказках о Марене (Марье Моревне). Похищение Марены у героя сказки может быть истолковано как мифологический рассказ о лунном затмении, так же как и похищение Василисы — о затмении солнечном.

Некоторых смущает отсутствие в родноверческом календаре точных, обязательных дат праздников. Это совершенно нормальное дело: любой природный период продолжается несколько дней, и нет никакого нарушения обычая в том, чтобы выбрать для общего празднования ближайший выходной день. В старину же на большие календарные праздники. посвященные солнцестояниям и равноденствиям, гуляли по неделе и более, переходя от деревни к деревне, навещая всех родных и друзей. Такой же обычай сохранился у традиционных сельских языческих общин и в наши дни.

Основное содержание любого праздника — это установление связи с Родными Богами, Предками и Природой. Этому посвящены славления в кругу, игры, песни, соревнования и борьба, и коллективный пир — братчина освященной в обряде пищей, которую каждый приносит на праздник по своей щедрости и достатку.

Иногда язычникам говорят: "Вы поклоняетесь твари (творению), а не Творцу". Странное противопоставление. Можем ли мы считать признаком любви к человеку — презрение и пренебрежение его родными? Встречаются, конечно, болезненно ревнивые личности, которые ревнуют друзей и членов семьи друг к другу. Но мы не считаем Бога — Творца настолько ревнивым и жестоким, чтобы запрещать общение между родными и близкими существами. В языческих легендах люди и животные общаются как родственники. И мы знаем, что физически действительно мало отличаемся от животных, так что вполне можем считать их дальней кровной родней. Ведь приживаются же у людей органы от животных-доноров. Люди носят шкуры животных, питаются их молоком. Они так же точно нуждаются в пище и тепле, вынашивают потомство и заботятся о нём. Они похожим образом радуются и страдают, привязываются и ненавидят. Можно ли, глядя на всё это, не замечать, что у нас всех есть общая Мать — Природа, наделившая нас множеством одинаковых черт с животными? А не все отличия непременно в нашу пользу.

В сказках герои обращаются к солнцу, месяцу, ветру, реке, океану… Это следы некогда существовавшего живого общения между людьми и духами Природы. Язычники восстанавливают эту здоровую и практически полезную сторону жизни. Мы просим от Природы не только сил и здоровья, для поддержания собственной благополучной жизни. Мы также ищем мудрости, для сохранения природной среды обитания, ограничения хозяйственной деятельности людей устойчивыми формами. Говорят, что человечество постоянно должно расти, увеличиваться в числе. А зачем? Лучше ограничить число людей, но продлить на тысячелетия время жизни народа, чем безгранично расплодиться и погубить всё живое. Сейчас в нашей стране коренное население не растет, а сокращается. И начнёт расти, только если ему придать жизненных сил, пробудить внутреннюю природу человека. А в каких странах сейчас продолжает расти население? В Китае и Индии — в языческих странах, с традиционными понятиями и образом жизни. Но нам, как более северному народу, никогда не угрожает безудержный рост населения. Наш народ, вернувшись к исконным традициям, способен продолжительное время удерживать свою численность на достаточном, а не избыточном уровне. Если наладить правильно жизнь, то здоровые люди смогут и пожелают родить троих, четверых, а то и пятерых детей, а больные и ленивые ограничатся одним или останутся бездетными. И в целом мы придем таким образом к равновесию.

Еще одно положительное качество русского народа — умение больше ценить радость жизни и общение, по сравнению с бездумным материальным потреблением. Русские люди часто также серьезно относятся к религии, хотят разобраться в её существенных сторонах. Мы понимали, что читатели, взявшись за книгу о родноверии, будут ждать не простого описания, а захотят понять суть дела. Поэтому рассказали понемногу обо всех сторонах Родной Веры.

Желающие узнать больше могут обратиться к другим книгам и статьям. Если в них вы встретите какие-то противоречия тому, что мы рассказали, не удивляйтесь. Каждый имеет право понимать обычаи и заветы Предков и Богов так, как велят ему разум и сердце. Тот, кто правильнее понял, будет иметь в дальнейшем больший успех. Так же действует отбор наилучшего и у Природы — Матери, которая поддерживает в нас жизненную стойкость и дружелюбие, равно как Отец и Создатель — разум, совесть и достоинство.

Это и есть главные источники силы и счастья для родновера.

Удачи вам и всем добрым людям!

Поиск

Журнал Родноверие