Хорошие мастера и хорошие посетители ездят на фестиваль под Чаусы. Но, как говорится, чорт кроется в деталях…

Четыре года назад в Чаусском районе, в агрогородке Радомля, начали проводить местный фестиваль, который назвали «В гости к радимичам».

Еще 10 лет назад могилевские власти имели задумку реконструировать в сельской местности на территории Могилевской области древнее поселение, воссоздать там жилища из прошлого. Кстати, к продвижению идеи тогда приложили руку несколько известных и уважаемых могилевских музыкантов из около-фолковой среды.

Но впоследствии за проект взялось районное госучреждение под многослойным названием «Централизованная клубная система Чаусского района» (ЦКСЧР, сократим далее). Где привлекли мастеров – там нареканий нет. А вот где решили «сваім глуздам» залезть в область идей и символов – там оказались сплошные проколы. Судите сами.

«Туробъект типа «капища»: чем наполним?

В прошлом году на «радимичском» фестивале в Радомле презентовали «туристический объект «капище Перуна». Откуда взяли? советовались ли с отечественными специалистами — этнологами, археологами, фольклористами? Впрочем, зачем…

Ведь, «ничтоже сумяшеся», можно скачать, например, книжку типа «Мифы народов Европы и Америки», изданную 2005-м году «академиком АВН» Девятайкиной. Что за АВН? «Академия военных наук» — очередная общественная, не научная, организация, коих в соседней России расплодилось море и которые назвались «академиями» и раздают налево-направо звания «академиков». Так вот, в той книжке – всего-то стоило найти раздел: «Боги древних славян: Перун, Велес, Мокошь, Сварог, Даждьбог».

И вот уже в опубликованном чаусской «районкой» «Положении о проведении регионального конкурса по изготовлению скульптур из дерева «Славянские идолы» фигурирует тот же список: на конкурс требуется представить «эскизные проекты 5 славянских идолов («Перун», «Макошь», «Велес», «Даждьбог», «Сварог»)».

А вот если бы обратились к ученым-специалистам, то узнали бы, стало быть, много нового…

Перун и его разномастные соседи

Например, о том узнали бы, что «Даждьбог» и «Сварог» — божища совсем не местные, не нашенские, не посожские. Да, в древнерусском тексте от 12-го века говорится, что «Солнце, сын Сварогов, есть Дажьбог», т.е. Дажьбог этот – это солнце, а его отец – это Сварог. Но вот тут-то и место было специалистам начать популярно разъяснять нашей ЦКСЧР:

Что Сварог и Дажьбог – это иранские божища.

Что по-индоирански «сварог» — значит «небо», а «дажь-бог» — значит «податель благ».

Что южнее наших территорий славяноязычное население переняло у иранцев их гипертрофированное поклонение солнцу в мужском обличье.

А далее вступили бы в разговор с ЦКСЧР фольклористы, которые напомнили бы какую-нибудь нашу красивую народную песню типа «Адчыні ваконца, Прывезлі нявесту як сонца». И указали бы: в нашей традиции солнце – женского рода, а месяц, соответственно, — мужского. И соотносятся они, в частности, с невестой и женихом. Такая же ситуация и у наших соседей литовцев и латышей, у которых широко известен мотив Небесной свадьбы Солнца-невесты и Месяца-жениха.

Что касается такого персонажа, как Мокошь, то уж по крайней мере точно, что на наших территориях такой персонаж не был зафиксирован. Мог ли такой персонаж здесь существовать – это крайне гадательно, да и вообще не сохранилось имени «женского персонажа» в мифе о противостоянии Перуна и Велеса.

Кстати, а вот уже эти имена, Перун и Велес, имеют полное право фигурировать – поскольку ниоткуда не принесены, а взяты южным славяноязычным населением от балтов, которые, как известно, и на территории Посожья обитали. В наследии современных балтоязычных народов сохранились и громовник Perkons, и подземный Vels.

Таким образом, с того «радимичского» туристического «капища», если по уму, следовало бы удалить и «Дажьбога» со «Сварогом», да и «Мокошь» также там под большим вопросом. Другой вопрос – насколько можно на одной горке сводить вместе «вышинного» громовника Перуна, и «низинного» Велеса. Так вот, нельзя, даже в киевском пантеоне Перун был на горе, а Велес – у реки.

Можно, конечно, сказать – ведь всё понарошку, ведь «туристический объект»… Но есть ведь и историко-культурная правда, и здоровая опаска не трогать без дай причины древние силы, называемые когда-то по именам.

Одежда от «эсэсовцев»: Мэйд ин Калуга

О том, что «туристический объект капище» слеплен из разных, очень поверхностных источников, говорит и вот какой момент.

В прошлом году, когда презентовали этот самый «туробъект», то в рамках инсценировки к деревянным болванам воздевали руки люди будто бы в «жреческих» одеяниях. Белые рубахи с огромными красными «лампасами» — на плечах, на рукавах, внизу рубах. Есть и менее броский вариант – с «лампасами» серого цвета.

Откуда взята такая «фэнтэзийная» униформа? А вот и нет, не сами придумали.

Ларчик просто открывается – стянули у неоязыческих «жрецов» из России. Конкретно – такую униформу в 1990-е стали использовать калужские «родноверы». Другие группировки там поглядели-поглядели на такую «отсебятину» и стали одеваться более приближенно к этнографии – в рубахи с вышивкой. Калужане же решили не дергаться — и как светили алыми «лампасами», так и светят по сей день. Вот оттуда и на «радимичский» фестиваль стянули образчики одеяний.

А ведь как вдохновенно в 2014-м году, когда в Радомле только всё начиналось, писали в центральных газетах:

«Гостей и туристов ждет театрализованное представление. Специально для этого по эскизам художников-модельеров, согласованным с экспертами, шьются традиционные костюмы радимичей».

«Эскизы», «модельеры» и «эксперты» в результате вылились в то, что, как говорится, тихо «одолжили». Но ведь и нашли же у кого одалживать…

Оказывается, тех «калужан» небезосновательно называют «эсэсовцами», поскольку вот уже не одно десятилетие на своих деревянных истуканах они вырезают немецкие руны «SS». Зачем?

Да просто когда в 1990-е среди российских радикалов была мода на довоенную немецкую эзотерику, то калужские «родноверы» назвали себя «славянский союз», а значок себе, недолго думая, склепали из двух рун «S». Впрочем, флаг у этих калужан также – и красный, и свастика посередине (правда, не черная, а желтая).

Только вот уважительно ли по отношению к жителям древней Могилевщины использовать одежду не только фэнтэзийную, исторически не обоснованную — но и придуманную людьми, которые не чураются аббревиатуры «SS»?

Не говоря уж о том, как неловко вышло с теми стянутыми «эскизами» от калужских «модельеров». А ведь, можно предположить, это был отдельный пункт в заявке в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в РБ», который финансировался средствами Европейского союза (проект № 2/14/000688).

Впрочем, на негативе концентрироваться не будем. Вместо этого, стоит подумать, какие же одежды были бы приемлемы? Вариантов два – или народная одежда с аутентичной вышивкой, или реконструированная археологическая одежда. По поводу первой подсказали бы фольклористы, по поводу второй – археологи. Археологическая одежда была бы более уместна (тем более с археологическими металлическими украшениями), зато народная – так красива…

А вывод изо всей этой истории прост — не стоит «стрымгалоў» лезть в область тонкую и ответственную, как не стоит и некритично смотреть в сторону сомнительных российских субкультур, окрашенных не то в красный цвет, не то в коричневый… А то можно легко попасть впросак.

Поиск

Журнал Родноверие