Есть легенды, что "владимирские черемисы" были направлены по велению Московского царя для охраны восточных границ на Урал. Также вспоминается средневековый "Казанский летописец" где написано, что «ростовская чернь (наиболее непримиримая ее часть) — черемиса ушла в пределы Булгарского царства». Вероятно, "владимирские и ростовские черемисы" это и есть "летописная меря".

Теперь подумаем, куда могли отправить прибывающих черемис булгарские или татарские ханы? Где были свободные земли? Конечно, их поселили на окраинах ханства: и земли выделены, и пограничную службу будут нести.

В 16 веке после "Черемисских войн" луговые черемисы в большом количестве бежали на Урал. И ранее прибывшие ростовские меряне постепенно растворились в родственном народе. Поэтому языки восточных и луговых марийцев одинаковы.

Но одна группа мерян осталась в стороне. Луговые бежали на восток, а эта группа была севернее. И теперь эту группу считают наиболее архаичной среди уральских мари. Говорят они на особом диалекте. Это — сылвенские и суксунские марийцы Пермского края. Осталось их всего несколько деревень.

Принято считать, что основная часть летописной мери в центральной России обрусела, и мерянский язык исчез. А, может, не исчез еще? И язык сылвенских и суксунских марийцев и есть живая веточка мерянского языка?

Необходимо отправиться этнографам, лингвистам, ученым — мерянистам в этот уголок проживания древнего народа. Необходимо сохранить язык сылвенских и суксунских марийцев. Может, Московский царь, отправивший "владимирских черемис" далеко на окраину своего государства, был прозорлив? Этим он сохранил кусочек удивительного древнего мира для потомков меря — современных русских Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей? И теперь каждый из них, считающий себя потомком меря, может взглянуть на этот живой мир его предков. Пока еще может.



Поиск

Журнал Родноверие