Ожесточенные споры вот уже несколько веков вызывают вопросы о том, кто такой Рюрик, кем он был, откуда пришел и кто такой Гостомысл. Были ли они вообще.

Предлагаем Вашему вниманию историю зарождения государственности у чехов. В которой фантастики гораздо больше, но, тем не менее, народом эта история хранится и уважается.

История эта о князе Пржемысле. Он жил за 100 лет до нашего Рюрика и основал династию, которая правила до XIV века. Как и основатель первой известной русской княжеской династии — Пржемысл и не помышлял становиться правителем. Его пригласили править. Но если Рюрик был по описаниям дюжий воин со сформированной дружинной, то Пржемысл пахал землю на волах.

Роль Гостомысла в чешской легенде исполняет женщина, княгиня Либуше, которая приходится внучкой самому Чеху, который столь легендарен, что является братом Леха и Руса, мифических праотцов поляков и русских, как часто считают.

У Либуше не было братьев, поэтому после смерти своего отца Крока — она была избрана вождём, или как еще называли эту должность — судьёй. Девушка была, по легенде, очень мудрая. Но до гендерного равноправия в обществе было далеко и народ зароптал. Нужен чехам был князь-мужчина. Но у правительницы, судя по всему, было право назначить такого. Тут и проявилась мудрость Либуше. Она назвала географические координаты где искать князя будущего. Но дабы историки не спорили — выбрала сугубо местного человека. Нашли по указанному адресу как раз Пржемысла, который в это время то ли пахал, то ли тесал порог дома. Порог здесь упомянут не случайно, к этому слову относят этимологию чешской столицы.


Встреча Пржемысла и Либуше

Будущий князь оказался весьма сговорчивым. Накормил делегатов, взял лапти свои, да и приехал править.

После приезда Рюрика о Гостомысле не упоминается, но Либуше так просто не сдалась, а вышла замуж за Пржемысла.

И жили они долго и счастливо и родили сыновей, один из них — Незамысл и продолжил династию. За ним следовало еще 6 князей, после которых и появился первый исторически подтвержденный правитель чехов Борживой I. Он правил как раз в годы призвания на Русь Рюрика.

Такая легенда. Меж тем, очень правильно составленная. Все свои, чешские, в том числе и призванный князь. Более того, он соединился с родом самого Чеха. Поэтому все свои и спорить не о чем.

Если верить русским летописям весьма поздним и спорным, таким как Иоакимовская летопись, то и в русской версии вполне порядок. Рюрик там внук Гостомысла по дочери Умиле. А сам Гостомысл сын Буривоя, внук Храбра. Дальше видимо до самого Руса. Но не очень ли походит имя Буривоя на чешского, упомянутого нами Борживоя (Bořivoj)? А имя Гостомысла уж не сложено ли из имен Гостивита (папы Буривоя) и Пржемысла?

На этот вопрос мог бы ответить историк Татищев, который публиковал выдержки из ведомой им одним Иоакимовской летописи. Возможно ему удалось сделать удачную компиляцию из известных легенд того времени, чтобы логично привести и наших Рюриковичей к мифическим братьям Русу, Чеху, Леху.


Чех, Лех и Рус

Поиск

Журнал Родноверие