Откуда на гербе Ярославля появилась медведица – образ языческого бога Велеса?

Согласно большинству версий происхождение города связано с победой крещёного князя Ярослава Мудрого (пр. 978-1054 годы), над медведицей, посланной к нему местными язычниками. Но почему поверженная медведица стоит на ногах и в руках держит секиру Ярослава?

Первые изображения геральдических эмблем Ярославля относятся к XVI-XVII вв. на печатях Ивана Грозного и Петра I, золотой тарели, в «Титулярнике» (гербовике) Алексея Михайловича. В печати Ивана Грозного от 1577 года на гербе Ярославля изображена РЫБА (символ христианства), а в остальных, более поздних, медведь с посохом (жезлом), протазаном (трезубцем), чеканом (топориком). Термин «городской герб Ярославля» впервые официально употреблен в Указе 1692 года о серебряной печати Приказной палаты города. Рисунок герба города повторял эмблему ярославского княжества из «Титулярника» 1672 года: в овальном щите с картушем медведь с протазаном на плече.

Дата основания города достоверно не установлена, но принято считать, что произошло это не позднее 1014 года (1000-летие отметят в этом году). Об основании города существовали местные сказания, записанные, впрочем, очень поздно, и связывающие это событие с победой Ярослава Мудрого над медведем (трактуется как победа христианства над язычеством).

А вот первое письменное упоминание о Ярославле связано с восстанием покоренного финно-угорского населения в 1071 (1068-1074) году. Волхвы, которые объявились в Ростовских землях пришли именно из христианского (?) Ярославля. Одним из главных дохристианских божеств на Руси был Велес (Белес, Волос).

В древнеславянских источниках Велес называется «скотьим богом», второй по значению после Перуна. В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Так, в «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него. Его культ роднится с культом медведя — «хозяина» животных. О Велесе помнят немногие, однако медведь навсегда остался символом России.

Первые письменные упоминания Велеса напрямую связанны с основанием Ярославля:

И се бысть селище, рекоша Медвежий угол, в нём же насельницы человецы, поганыя веры – языцы, злы суще… Идол, ему же кланяетеся сии, бысть Волос, серечь скотий бог. И сей Волос, в нём же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, называемой Волосовой… Сему многоказненному идолу и кереметь створена бысть и волхв дан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури… И вельми почтен бысть сей волхв у языцев…

Сказание о построении града Ярославля

По одной из версий основания города (не имеющей религиозной подоплеки) Ярослав Мудрый шел с дружиной, обозревая ростовские земли. Дорога была глухой, пустынной, местность, заросшая лесом, — дикой. Князь отстал от дружины в дремучем лесу на правом берегу Волги, недалеко от места слияния с ней реки Которосли. Вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на князя. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом случае Ярослав построил на месте происшествия деревянную церковь из срубленного здесь же леса, а переселенцами из Ростова заселил основанный там город.

По мнению П. Львова (1820 год), князь выступает как защитник местных жителей, которые страдали от свирепого медведя, посланного им, как они считали, в наказание богом Велесом за принятие христианства. У М. Ленивцева (1827 год) говорится о том, что Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там «встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой, убил её сам один». Место ему понравилось и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами и «заложил город рубленною стеною, назвав в свое имя — Ярославль».

В «Сказание о построении града Ярославля», записанное ростовским архиепископом Самуилом (Миславским) в 1771 году и опубликованное священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля» в 1877 году. Его текст повествует, что в те времена, когда Ярослав правил Ростовской землёй недалеко от Ростова при слиянии рек Волги и Которосли было селение Медвежий угол, населённое язычниками, занимавшимися охотой, рыболовством, скотоводством, а также грабежом идущих мимо судов. Поклонялись они идолу славянского бога Велеса, стоявшему в некой Велесовой логовине.
Однажды, когда Ярослав плыл на ладьях с большим войском по Волге, он увидел, как жители Медвежьего угла грабят купеческий караван, и послал на помощь купцам своих дружинников, которые и победили жителей. Побеждённые поклялись языческой клятвой жить в мире и платить дань, но на предложение креститься ответили отказом. Князь вернулся в Ростов, но задумал крестить непокорных жителей.
Вскоре он вернулся в Медвежий угол вместе с епископом, пресвитерами, диаконами и другими церковными людьми, а также с мастерами и воинами. Но когда Ярослав входил в селение, на него выпустили из клетки «некоего люта зверя и псов». Князь победил зверя, а псы ни на кого даже не напали. Видя это язычники ужаснулись и пали ниц перед князем, как мёртвые. Ярослав поставил на том месте крест и заложил храм пророка Ильи, так как победил «лютого зверя» в день его (02 августа). А затем повелел народу рубить лес и расчищать место для постройки города. Город этот князь Ярослав назвал своим именем Ярославлем и населил его христианами.

В «Повести Временных лет» – самой древней русской летописи сказано:
В лето 6579 (1068-1074 годы), когда однажды был голод в Ростовской земле, явились два волхва из Ярославля, говоря: «Мы знаем, кто держит обилие», и пошли по Волге; куда приходили на погост, тут называли богатых женщин, говоря, что эта держит жито, а эта – мед, эта – рыбу … и убивали многих женщин и имущество брали себе. И пришли на Белоозеро, и было у них людей триста. В это же время случилось придти (сюда) от Святослава для сбора дани Яну, сыну Вышаты. Сказали ему белозерцы, что два кудесника избили многих женщин по Волге и по Шексне и пришли сюда.

А где же христианский Ярославль? И как получилось, что медведица (образ Велеса) ожила на гербе Ярославля? Быть может сначала был герб (XVII век), а после легенда о князе и медведице (письменные упоминания — XIX век)?

Поиск

Журнал Родноверие