В Новгороде Великом, до утверждения там культа Перуна, существовало святилище Бога-Коркодила. Новгородские гусли, древнерусский ритуальный инструмент, украшались изображением жертвоприношения некоему ящеру...
«Дажьбог»
Сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Идол его стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов «дать» и «бог». В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки — русские, покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество.
Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.
«Сварог»
Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистаюшего молниями, по указанию наших памятников, признавался отиом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведённый на землю в виде молнии; отсюда понятно, почему славянин молился огню как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности, возжигал светильник со-лниа, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за чёрных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняюшими небо тучами. С восходом солнца, с возжением его светильника соединялась мысль о его возрождении, и потому Сварог есть божество, дающее жизнь солнцу — рождаюшее Дажьбога...
Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажнённая, растит травы, цветы, деревья и даёт пишу человеку и животным. Это естественное и для всех наглядное явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причём придан воздействующий, мужской тип, а Земле — воспринимающий, женский. Летнее небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на неё сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несёт плод: не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодную; с приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой род»,
«Не Земля родит, а Небо»,— выражается пахарь пословицею, обозначая тем, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, Сварогом, земля бессильна дать урожай...
Все основные боги славянские — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.
ГИМН СВАРОГУ
Отец-небо, верховный владыка,
Покоящийся и творящий,
Давший день и ночь.
Твоё дыхание — ветер,
Твои глаза — звёзды.
Ты родил огни и светила,
проложил пути Солнцу,
Пocлaл огненных коней.
Своими кликами
Ты вспорол землю,
Пустил реки и выкопал озёра.
От Тебя — горы и ключи.
Ты дал плуг и железо.
Ты победил Змия.
Дaл мужу — жену.
Ты колеблешь Мать-сыру-Землю.
Давшую жизнь.
Тебе, Отец-вседержитель,
Мы приносим свои жертвы
И свою моль6у.
«ПЕРУН»
Грозное славянское божество. Он почитался производителем всех воздушных явлений: рука его управляла громом и молниями. Истукан сего божества сделан не из одного вещества: стан был вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его как врага божества сего. Из посвященных ему вещей были целые леса и рощи, из коих взятие всякого сучка почиталось достойным смерти святотатством.
В 988 году, когда князь Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лошадям и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками: «Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыбай!»
В Новгороде Великом, до утверждения там культа Перуна, существовало святилище Бога-Коркодила. Новгородские гусли, древнерусский ритуальный инструмент, украшались изображением жертвоприношения некоему ящеру...
О низвержении же Перуна в Новгороде рассказывают вот что. Процессия была здесь такая же, что и в Киеве; только новгородский Перун отличался от первого тем, что он до глубины сердца проникнут был своею участью; и в то время, как его влекли по городу, не удержаться, чтоб не воскликнуть громко: “О горе мне! Вчера ещё меня почитали, а нынче посрамляют!» Когда с моста низвергли его в реку, то, говорят,
поплыл он против стремления волы, бросил от себя палку и вскричал: «Жители новгородские! Это оставляю вам в память мою!» Наконец, утомясь от плавания, Перун пристал к берегу в некотором удалении от Новгорода. В память сего на том месте построен был монастырь, названный Перунским.
Некоторые русские летописи повествуют, что долгое время потом юноши новгородские собирались в известный день и били друг друга палками; они утверждают, что это было сделано в воспоминание брошенной Перуном палки.
ГИМН ПЕРУНУ
Ярое солнце над влажной землею пылает,
Воина пурпурный, плащ Стрибог развевает.
Руки не дрогнут — держат копьё уэдою
Белого промт коня к чистому палю.
Змий затаился в расщелине, громом пробитой.
Хищное жало взалкало крови пролитой.
Миг —и настигнет Судьба лютого гада,
Миг — и отверзнем врата божьего ада!
«Радегаст»
Божество бранной славы и войны северных славян (ободритов, моравиев, словаков и др.). Город Ретра, в котором стоял его храм, был окружён священным дремучим лесом и озером, и хоть имел девять ворот, входить разрешалось только через одни, к которым вёл подвесной мост. Изображали Радегаста вооружённым с головы до ног, с боевой секирою, в шлеме, на котором распростёр крылья орёл, символ славы, и с бычьей головой, знаком отваги, на шите.
Первоначально звался этот бог Ризводии, что обозначало вражду, ссору и разводы, а потом начали его именовать Радегастом, «ратным гостем».
В храме Радегаста всегда держали самых лучших коней, ибо воину без коня никак нельзя. Почитатели и жрецы Радегаста верили, что бог ездит по ночам верхом, и если по утру видели, что какой-то конь утомлён более прочих, то догадывались, что Радегаст именно его отличил и выбрал для своих незримых поездок.
Коня — божественного избранника отныне поили чистейшею водою, кормили отборным зерном и увенчивали цветами — до того времени, как его сменял новый любимей бога.
Некогда Радегасту была принесена в жертву голова епископа Мекленбургского Иоанна, желавшего обратить славян-язычников в христианство.
«Семаргл»
Божество древних славян, коему, как и прочим, приносили они жертвы и имели его храмы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей.
Кроме того, он — покровитель приношений в жертву огню и в этом смысле — посредник между бессмертными богами и простыми людьми.
ГИМН ОГНЮ
О, Могучий Владыко, Огонь яростный,
Вездесущий, животворный, триждырождённый,
К нам, всевышним, с небес ниспосланный.
Внемли!
Свет и силу всем тварям дарующий..
Вечно юный, всеочищающий,
Наши гимны и жертвы покорные
Прими!
Громовержец! Гряди белой молнией,
Искромётным копьём перу новым,
Мерзкий мрак и рать нечистую
Разгони!
Снизойди, Господин, гостем радостным,
Златокрылым орлом, красным солнышком.
Над лесами, горами и реками
Возгори!
Водрузись на трон огнедышащий,
Сотвори дом-очаг согревающий,
Мастеров умелых, смелых воинов
Собери!
Возгори в нас любовью обильною,
Воссияй духом ясным и праведным,
Умным светом и словом немеркнущим
Воцapu!