Сейчас, в нынешних условиях официально декларируемой государством свободы слова и мысли, в нашей стране вновь наблюдается стремление русского народа вернуться к своей исконной культуре и традиционным ценностям. Многое было потерянно за тысячелетие насаждения на нашей земле христианства, многое из нашей культуры было стерто из народной памяти, многое искажено, но, тем не менее, дух Язычества жив и поныне.

Воля наших очнувшихся от многовековой дремы славянских Богов вновь проявляется в Явь, по всей России появляются группы людей, стремящихся возродить былые времена процветающей, могучей и великой языческой Руси. В окружающем хаосе переходного времени зреет то зерно, которое возродит нашу Нацию, наш родовой уклад и общинные ценности. Этим зерном является исконная вера русов — Язычество. Это то, что способно в корне переменить самосознание нашего народа, вернуть его к естественному волелюбивому состоянию, вернуть его к Свету. Это то, чего боятся слуги тьмы, выродки и предатели всех мастей. Это то, что живет в наших сердцах, мыслях и душе. Пробуждение.

Среди вновь появляющихся на нашей родной земле общин и групп, есть последователи и продолжатели разных культов славянской Традиции. Самыми многочисленными на данный момент являются представители культов бога грозы Перуна и бога мудрости Велеса (культы этих богов сложны и многогранны, поэтому определение их, приведенное выше, весьма условно и ни в коем случае не претендует на полноту и законченность). Данный материал имеет своей целью популярно изложить основы культа одного из самых почитаемых Богов славян — Сварога. Последователей этого культа пока немного и они растворены среди разных языческих общин, как перунистов, так и представителей Велесова круга. Только относительно недавно в Москве была образована община, ставящая отправление культа бога Неба Сварога на первое место в своей деятельности. Это община называется "Светославие", и верховода ее — служитель Сварога Светояр, пишет эти строки.

Глава 1. Культ Сварога в Славянском Язычестве

Наше славянское Язычество — это целый комплекс древних, дохристианских верований нашего народа, сложная и многогранная религия. Основным доктринальным моментом Язычества является постулат о божественном начале, растворенном в окружающей Природе и Вселенной. Это божественное начало абстрактно и не антропоморфно. Славяне называли его Род — божество Жизни, рождения и совершенствования. Идолы Рода представляли собой необработанные менгиры — фалосообразные каменныеили деревянные столбы, торчащие из земли и олицетворяющие активную жизненую силу.

Такие столбы устанавливались в так называемых "местах силы", какие-либо изображения на них не наносились. Род — это тот закон Вселенной, тот принцип рождения и развития, тот Великий Дух Жизни, который пронизывает все живое и одушевляет плоть. Он противостоит мировой Энтропии — силе, превращающей Вселенную в мертвое пространство. Если кто-то определит Энтропию как принцип Смерти Вселенной, силу зла и Разложения Мира, силу противную Жизни во Вселенной, это будет, в принципе, верно. Важно только избегать антропоморфизации (придание личностных характеристик) вышеупомянутым Вселенским принципам. И уж совсем неправы те неважно разбирающиеся в нашей религии люди, которые стремятся выставить славянского Рода неким "творцом" Вселенной, по сути аналогом библейского "бога". В славянском Язычестве Природа божественна и самоценна, как и Жизнь, и уж никак не тварна. Только профаны могут утверждать, что славяне почитали Рода как некоего "творца" и "создателя". В отличие от монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) Язычество отрицает наличие "творца" — "демиурга всего сущего". Библейский миф о творении Иеговой человека из праха и глины настолько же абсурден для язычника, как и сказка про папу Карло, сотворившего Буратину из старого полена. Сказка сия, конечно забавна, однако провозгласить такого "папу карлу" богом может только одноклеточный безмозглый кретин.

Все наши Славянские Боги — это суть обожествленные Предки и олицетворения сил Природы. Часто их образы пересекались и сливались в народном сознании. Таков, например, сын Сварога Даждьбог, который укреплял Законы Отца своего (законы Прави Небесной) на Земле.

Этот реальный славянский вождь обеспечил своим правлением такой подьем и процветание славянскому миру, что был, впоследствии, потомками обожествлен (хотя действительно был сыном бога) в "ранг" Бога Плодородия и Благоденствия. Даждьбога стали сравнивать с Солнцем, олицетворять с ним, и солнцепоклонники славяне стали гордо называть себя "Даждьбожьими внуками" (что являлось, кстати, исторической правдой). Но поскольку для получения хорошего урожая был, подчас, необходим благодатный дождь, к Даждьбогу взывали и об этом, необходимом условии Плодородия. Это только один из примеров, когда Дух обожествленного Предка (хранителя рода) становился для славян Духом природной стихии и реальным подателем хозяйственных земледельческих благ.

* * *

Вселенная пребывает в равновесии. Баланс Жизни и Смерти, баланс Рода и Мировой Энтропии – это естественный Порядок вещей во Вселенной. Всякое нарушение этого Порядка – есть Зло, должное вызывать ответную реакцию. Наш современник, выдающийся просветитель и исследователь славянской Традиции Доброслав, в своей работе «Светославие», так определил понятия добра и зла в представлении славянина: «…всякое содействие Жизни есть Добро, а всякое деяние, губящее Жизнь, есть зло». Мы, славяне — воины Жизни, такова наша Природа. Мы — это проекция Рода, которая противостоит силам Смерти здесь, в Яви. Мировая Энтропия, Дух Вселенской Смерти, также имеет свою проекцию в явленном мире, тех темных слуг своих, которые стремятся погубить Славянский Род и Жизнь на Земле. Эта вредоносная плоть не жива, ибо не одухотворенна духом Рода. Ее можно определить как зомби, ходячий труп, лишенный Души, и способный лишь тупо выполнять программу, заложенную своим вселенским хозяином. Такие лишенные Души биороботы — солдаты разложения и смерти, непременно объединяются в племенные и политические группы. Провозглашая свое мнимое превосходство и "богоизбранность", они всегда стремятся к закабалению и уничтожению языческих народов. Их идеология — ненависть к Жизни, их цель — ее уничтожение. Почти всегда они не ведают, что творят, но это не избавит их от нашего праведного гнева.


* * *

В силу вышеописанного баланса Добра и Зла во Вселенной, дух живого существа не исчезает (не может исчезнуть – закон сохранения энергии, ибо Жизнь — это сконцентрированная Энергия), а плавно перетекает в другую форму — реинкарнируется (перевоплощается), соответственно Закону Кармы: Если при жизни был «червем» и ползал на брюхе перед всякой сволочью – в червя и воплотишься буквально. Доброслав в своем «Светославии» так определяет принцип перерождения, сохранения Рода: «Животворящий Дух – Род, связующий всю Природу в единое целое и одухотворяющий человека, дает ему, как частице всеобщего, возможность еще в земной жизни познать собственное бессмертие». Но нужно ли личности бессмертие в качестве «частицы всеобщего»?

К счастью Род отвел славянам особую роль во вселенском противостоянии Жизни и Смерти — мы на передовой, и потому нам дано право на бессмертие личности. Это право принес нам сошедший с Неба Сварог — наш великий Бог – Прапредок, от которого мы, славяне, и ведем свой народ. Он проявил волю Рода в Явь, фактически Сварог и был первый славянин, Тот, кто сделал славян славянами. С его приходом у славян появляется представление о Небесном Ирии, в который после земной смерти попадает каждый славянин, следующий духу Рода (делу борьбы с творениями энтропийного Духа Зла) и Законам Сварога. Вся жизнь славянина становилась с тех пор "дорогой Прави" — путем к Богу, в Ирий Светлый, в Сваргу Небесную. Апофеозом земной жизни человека становился обряд кремации — трупосожжения. При этом считалось, что с определенными "заслугами" в земной жизни, славянин попадал в Ирий к Сварогу "немедленно и тотчас". Вот как объясняли сами русские (922 г. н.э.) обряд кремации арабскому дипломату Ибн-Фадлану: "Вы, о, арабы, — глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай (ирий) немедленно и тотчас".

Роль "моста" между Явью (нашим миром) и Правью (миром Богов) выполняет сакральный Огонь, Огонь-Сварожич. Он "отпускает" душу умершего в Ирий, он исполняет роль "передатчика" посланий и треб из Яви в Правь — к Богам. Балтские славяне изображали Огонь-Сварожич в виде идола, который носил имя — Радегаст. Радегаст — это дух сакрального Огня, принесенного нам Сварогом. Образ его представлял из себя грозного воина с мечом и круглым сверкающим щитом. У восточных же славян идолы Сварожича не делались, практиковалось поклонение живому божественному Огню.

Попадая в Правь, или Ирий, мир Богов и великих Предков, славянин полностью обретал себя, вспоминая свои предыдущие воплощения; там он отдыхал, набирался сил для следующего своего возврата в Явь – мир воплощенного.

Там он вырабатывал тактику и выбирал цель для следующего боя с силами Мирового Духа Зла. Славянин возвращался на Землю в плоти новорожденного (рожденного заново) своего кровного родственника, или потомка.

В досварогову эру люди закапывали своих соплеменников в позе эмбриона — предпологалось, что человек будет перерожден сразу же (без "захода" в Ирий и встречи с Богами и Предками) неким хтоническим божеством
(возможно Велесом), в любую природную жизненую форму, например, если человек вел себя соответствующе, жабу. Помните сказку про Ивана-царевича и Царевну-лягушку? Непутевый Иван нарушает табу, в результате чего его невеста (царевна) превращается в жабу, а Иван вынужден совершить долгое и опасное путешествие в мир Нави для того, что бы "реинкарнировать" ее обратно. Теперь же, с наступлением Эры Сварога, славянин, попадая на "Велесовы Луга" в Навь, почти всегда имеет шанс, пройдя их, вознестись наверх — в Правь, к своим Предкам и Богам.


* * *


С наступлением Эры Сварога у славян установились прочные моногамные отношения, приобретшие затем, во времена правления "сына Небесного Кузнеца" — Даждьбога, силу Закона. Сейчас особенно забавно слушать
бредни христианских попов, с пеной у рта доказывающих, что до "крещения Руси" в нашей стране царило многоженство. Это только одна из прямых подтасовок Истории славянской державы и народа, сделанная церковью. Моногамия на Руси утвердилась за тысячелетия до предательства "равноапостольного" Владимира и насильственной семитизации русской культуры.

Сварог был реальным культурным героем и божественным вождем. Он сумел объединить разрозненные праславянские племена в единую Нацию перед лицом внешней угрозы со стороны воинственных кочевников. Бог Неба научил наших далеких предков ковать железо, делать из него оружие и земледельческие орудия труда. Так была создана и оснащена первая в истории славянского (и праславянского) мира профессиональная армия,
экономической основой для создания которой послужил стремительный взлет, как бы сейчас сказали, — "роста валового национального продукта", вызванный производительностью плужного земледелия — одной из
основных экономических "реформ" Сварога. Вдоль границы с кочевниками была построена целая сеть оборонительных крепостей и сооружений, самыми знаменитыми из которых являются, вне всякого сомнения, "Змиевы валы" близ Киева. Ситуация переменилась в корне. Под предводительством живого Бога-Вождя славяне провели стремительную и победоносную войну с агрессором. Они одержали грандиозную Победу в многовековом противостоянии с кочевыми ордами, с тех пор Русь надолго избавилась от уплаты дани и серъезных набегов, вплоть до христианизации и татарского нашествия.

Глава 2. Личность Сварога

Перед перечислением и соответствующим разбором ипостасей нашего божества, мы сразу хотели бы раскрыть понятие "божественной личности". "Личность" Бога ни в коем разе не походит на личность человека. Это две абсолютно разные вещи. Примером в данном случае может послужить разбор ипостаси Сварога, как Бога Неба (санскритское слово "сварга" состоит из двух частей: "свар" — небо, свет и "га" — хождение; первоначально "сварга" означало не небо, а божество, его населяющее).

Человек не может, оставаясь личностью, охватить небесное пространство целого материка. Конечно, при определенных медитационных практиках, выведя свой дух за рамки физического тела, человек может "раствориться в мире", но его "охват" небесного пространства носит, в лучшем случае созерцательный, а не созидательный характер. Сварог же, являясь духом Неба, как сакрального (Прави), так и явленного ("физического"), способен активно управлять им, так сказать, "перестраивать" свое жилище (например управлять воздушными массами и погодой). Земледельцы-славяне любили говорить: "Не земля родит, а Небо", подчеркивая тем самым, что без участия Сварога — Небесного Покровителя, невозможно создание благоприятных условий для получения будущего урожая. "Без воли Неба и земля не родит"- еще одна похожая пословица наших предков, доказывающая, что земля бессильна дать хорошие всходы без определенной "небесной благодати". Об этой "благодати" и заклинали русичи "небесные силы" в конце весны — начале лета. Так 4-го июня проводился Обряд "Волхования Дождя", напрямую связанный с культом Неба и его божеств — Сварога и Даждьбога. Кстати, в этой своей ипостаси — Духа явленного Неба, Сварог наиболее безличностен.

Когда ночью славянин смотрел на раскинувшийся над Капищем звездный шатер, Дух Небесного Отца нисходил на него подобно дыханию Вселенной, необъятной, таинственной и непознаваемой. Дух Владыки Огня и Жизни пронизывал русича с головы до пят, происходило полное слияние воли человека с Волей Бога. Это редкое теперь состояние славяне практиковали постоянно, каждый Обряд, посвященный Небесному Первопредку. Правда, надо отметить, что в ипостаси Духа явленного Неба наши предки воспринимали и славили Сварога меньше всего. В религиозной культуре Руси, в основном, преобладали славления, обусловленные другими функциями Небесного Бога, которые будут рассмотренны нами ниже.

* * *

Второй, расмотренной нами, функцией Сварога будет его ипостась Хозяина Ирия (Прави Небесной) или сакрального Неба. Правь — это Верхний Мир, место пребывания светлых Богов и Героев данного этноса. Например, в скандинавской Традиции аналогичный Верхний Мир носит имя Асгард, дословно — Мир Богов. Его населяют Боги, чем-то совпадающие в отдельных функциях с Богами славянского пантеона, однако, сразу оговоримся, что и те и другие — это принципиально разные культовые персонажи разных народов. Так утверждать, что Один и Сварог (или любой другой Бог славянского пантеона) одно и то же божество, только под разными именами, было бы по меньшей мере неосмотрительно и бездоказательно.

Однако вернемся к нашему славянскому Ирию — к тому идеальному миру Правды, воплощения которого на Земле хочет каждый истинный славянин.

В среде современных язычников существует множество трактовок понятий Прави и Ирия. Кто-то, идя по аналогии со скандинавским язычеством, утверждает, что Ирий — это могучий замок, наподобии скандинавской
Валгаллы (при этом Правь соотносится с Асгардом так же, как вышеупомянутые "небесные замки"). В Ирий, по мнению таких "иследователей", как и в Валгаллу, попадают только погибшие в бою воины. Причем подчистую "срисовывается" вся схема скандинавской мифологии, которая далеко не идентична славянским мифам и легендам о мире Богов. Подобным упрощенным подходом к пониманию Язычества, страдают, как правило, всевозможные сторонники "арийского (или "индоевропейского") единства", "патриоты белой расы", "белые расовые интернационалисты" и прочие группы подобной направленности. Мы настоятельно не рекомендуем
нашим читателям принимать подобную профанацию и советуем соотносить себя исключительно со славянской мифологией и славянскими ценностями.

Также в нашем "конфессиональном пространстве" существует другая, тоже неоднозначно нами оцениваемая, ветвь "исследователей Традиции". Некоторые "добрые сказочники" по ходу додумывают новые, доселе
неслыханные, миры — всевозможные "пограничья", "мир слави" (видимо по аналогии с миром Прави — миром Богов), "мир Рода" и так далее. Конечно, любые новые разработки (и догадки) могут представлять определенную ценность, хотя бы с поэтической, художественной точки зрения. Привлекая красивыми образами (хотя бы и додуманными) в наши ряды новых людей, талантливую творческую молодежь, "сказочники-неоязычники" тоже, по своему, делают наше общее дело — дело возрождения Язычества на Руси. Их общины представляют собой своего рода "плавильный котел", в котором проходят первичную обработку "неофиты" (люди имеющие о Язычестве весьма смутные представления). Опять же надо помнить, что наше Язычество — это живая религия, не закостеневшая в печатных догмах. Важно только различать ту тонкую идеологическую грань, за которой кончается наша Славянская Вера и начинаются откровенные изъебства всевозможных христообразных "гуру", откровенных провокаторов, и просто душевнобольных людей.

Мы же твердо уверенны, что познать досконально, в этой земной жизни, устройство мира Богов, мира Мертвых, и, тем более, всей Вселенной вообще, никому не дано. Только после смерти тела своего настоящий славянин обретет полную картину мирозданья, и узрит Бога своего — Сварога, в ипостаси Хозяина Ирия Небесного — сакрального Неба. А прочие, не живущие законом Сварога Небесного, не узрят ни Ирия, ни Сварога. Да будет Велес мудрый милостив к их душам.

* * *

Сварог, в славянской Традиции, считался "отцом Богов" — родоначальником династии божественных вождей и "прародителем" светлых Божеств — Божеств Ирия, которых называли Сварожичами. Часто Сварога, как высшее
древнее божество, называли просто Богом — верховным Владыкой Вселенной (в этом определении еще отображается и его небесная сущность). Начиная с Дажьдьбога, и заканчивая Трояном (последним обожествленным славянским вождем), мы славим на Обрядах череду наших великих пращуров — Сварожичей, получая от них мудрость и силу. Если бы не предательство сына иноземной рабыни Владимира и, последовавшие за этим, уничтожение касты волхвов и христианизация, то, несомненно, в пантеон обожествленных вождей был бы занесен и Светослав Великий. Доверши Светослав начатое им дело укрепления Законов Сварога на Руси, и мы, сейчас, вели бы летоисчисление "веками Светослава", как когда-то наши предки "веками Трояна". Но Светослав преждевременно погиб, силы Зла победили, а на Руси теперь официально считают века со дня рождения еврейского пророка. Будем надеяться, что набирающее сейчас силу Пробуждение нашего народа (и наших Богов) вернет все на круги своя, и считать лета мы вновь начнем от славных деяний Богов наших — Предков великих.

Будучи родоначальником всех светлых (небесных) Богов Сварог, естественно, не является "первичным" по отношению к более древним, дославянским еще, Божествам Нави. Хтонические Божества "мира Мертвых", связанные с идеей реинкарнации, такие как Велес, Марена и другие, отнюдь не были вытеснены новыми культами небесных Богов. Напротив, дославянские религиозные представления народа гармонично соединились с реалиями нового, уже славянского, времени. Люди по прежнему почитали Богов "мира Мертвых", а также множество хтонических Духов, стоящих на более низкой ступени "демонологической" иерархии. Образы некоторых из них "дожили" и до наших дней.

Например, Черт — Дух Межи, стерегущий границу. В народе, вплоть до 15-го века имя его боялись поминать всуе. Позднее, по мере "стирания" народной памяти христианской системой воспитания, люди стали использовать имя грозного Духа Межи Черта в бытовой ругани. Страшное древнее проклятье врагу — "пошел к Черту", часто можно услышать и сейчас, где угодно, вплоть до школы и детсада. Причем "посылающие" часто говорят это шутя, нисколько не желая серьезного вреда "посылаемому".

Из древних "земляных" (хтонических) Духов, можно выделить и яркий образ Духа карающего, насильно забирающего душу человека на "суд" к Велесу. Условно назовем такой Дух — Вием, т. е. видящим, всеведующим. Вряд ли Николай Васильевич Гоголь, творя на основе народных мифов, свою бессмертную повесть, представлял, какой глубинный мифологический образ он вытаскивает на поверхность. Кстати в некоторых нынешних, излишне политизированных на наш взгляд, языческих общинах, культ Вия окружен особым почетом.

Подводя итог, мы можем сказать, что с приходом Сварога и прочих небесных Божеств, представление древних славян о Нави как "дороге мертвых" осталось, только вот представления о том, куда эта дорога, в конце, может привести, существенно поменялись.

* * *

Последней из рассмотренных нами ипостасей Сварога, будет Божественный Законодатель. Появление (пришествие в Явь) Небесного Бога в нашем мире принесло нашим предкам Небесные Законы Прави — Законы Сварога. Эти Законы представляли собой некий свод божественных уложений, нравственных норм и наставлений, аналогичных, по сути, знаменитым ретрам Ликурга в Спарте. Напомним, что Ликург — это легендарный вождь Спарты, благодаря созидательной деятельности которого народ Спарты стал божественным народом — народом победителей и героев. Примером тому может служить хорошо известная нам, наверное, со школьных лет еще, история о том, как всего лишь 300 спартанцев смогли остановить и сдержать мощный натиск армии царя Ксеркса в битве при Фермопилах. Во многом они сделали это силой своего духа, подобную же силу духа демонстрировали и наши предки — древние славяне, сдерживая на границе со степью много превосходящие их орды кочевников.

Ретры Ликурга начинались наставлениями о правильном отношении к браку молодых спартанцев, к воспитанию детей, отношению к старшим и вообще семье. Сходны с ними и божественные наставления Сварога, раз и навсегда установившего на славянской земле закон единобрачия и твердые нормы морали в обществе. И преобразования Ликурга, и реформы Сварога, привели к максимальной мобилизации биологического ресурса народов Спарты и Руси. Законы Сварога не были писанными, как и Законы Ликурга. И тот и другой культурный герой полагали, что войдя в обычаи и повседневную жизнь народа (как "неписанные правила"), их Законы будут более жизнеспособны и долговечны, чем на страницах мертвого пергамента. Любопытно, что и Ликург и Сварог как реальные исторические персонажи существовали в одно и то же время — 9, 8 века до н.э. В Спарте впоследствии культ Ликурга приобрел такой же грандиозный характер, как и культ Сварога на Руси. Упадок обоих культов пришелся на время забвения божественных Законов — темное время христианизации (правда, в Греции это случилось намного раньше). Глядя на сегодняшний упадок в России, нельзя не вспомнить строки нашего поэта-язычника Яровита:

И вот уже тысячу лет 
Народ, изменивший Сварогу,
Принявший крещенье народ
Избрал на Голгофу дорогу…

Сравнивая Ликурга и Сварога, спартанцев и русичей, мы отнюдь не хотели ставить знака равенства между этими двумя народами. Данная паралель была проведена, чтобы наиболее полно составить у читателя представление о божественных уложениях, данных нам Сварогом. Эта оговорка делается специально для любителей непроверенных сенсационных теорий, типа г-на Асова. А то, глядишь, завтра кто-нибудь провозгласит, что спартанцы и древние русичи один и тот же народ.

Упомянув дату физического воплощения Сварога на нашей земле (в качестве божественного вождя), мы не можем не отметить, что культ Сварога как Бога Неба появился много раньше. Тут мы можем говорить о безличностном воплощении нашего Божества, произведшим огромный переворот в видении мира древних праславян. В следующей главе будет приведена приблизительная датировка того перелома в мировосприятии наших предков, который вызвало, упрощенно говоря, "божественное откровение" Сварога. Именно с этого перелома в мировозрении, с этого первого проявления Сварога — как Бога (впоследствии он проявился и как реальная историческая личность), и началось "выковывание" нашего великого славянского этноса. Не исключенно, что после тысячелетней дремы наш Бог захочет взглянуть и на нас — детей своих. И только от нас зависит, будем ли мы достойными потомками своего Великого Отца.

Глава 3. Отправление культа Сварога

Сперва мы рассмотрим, что представляли собой религиозные действа, посвященные богу Неба Сварогу, в древности, тысячи лет тому назад. Идея Неба — идея Сварога (безличностное проявление) сподвигла наших далеких предков производить отправления небесного культа в точках максимально приближенных к Небу — на вершинах гор и возвышенностях. Там стали строиться гигантские культовые сооружения, вмещающие в себя население близлежащих славянских земель. Таков, например, ритуальный комплекс на горе Сленжа (Нижняя Силезия), датированный учеными приблизительно 1500 годом до рождения еврейского пророка Иегошуа Ха Машинаха (более известного под именем Иисус Христос). Этот комплекс, по времени своего построения, совпал с повсеместным, по всему славянскому миру, распространением и упрочением обряда трупосожжения. Вокруг Сленжи находился еще ряд возвышенностей, поменьше (сама Сленжа достигала 718 м над уровнем моря), на вершинах которых находились святилища светлых божеств — обитателей Ирия.

Замечательно также гигантское Капище на Лысой Горе в Польше, между Сандомиром и Кельцами. Оно было обнесенно мощной каменной оградой протяженностью 1500 метров и умещало в себе многие тысячи человек (план Святилища представлен на рисунке). Позднее, в мрачные века насильственной христианизации, Святилище Светлых Богов было разрушенно, а на его месте воздвигнут христианский монастырь. Там, где раньше славили Жизнь дети Богов, нане вырожденцы — рабы мертвого бога, стали умертвлять плоть и дух свой. К сожалению, это стандартная судьба многих и многих наших древних Святилищ.

В честь Небесного Отца — Сварога, славяне устраивали грандиозные праздники и мистериальные действия. Мы не можем сейчас в подробностях реконструировать структуру этих действ (да это и не требуется), однако мы можем однозначно утверждать, что в храмовых комплексах на вершинах гор происходило слияние, грандиозное единение, духа племени (или племен) с Духом своего Небесного Покровителя. В мистериальном экстазе служители культа получали откровение Бога, его наказ своим детям. Все племя, воздев руки к Небу — Сварогу, получало оттуда прилив естественной здоровой энергии — той силы Жизни, которая и двигала славянским этносом на протяжении тысячелетий Эры Сварога — Эры Света.

В местностях, в которых отсутствовали возвышенности, славяне творили мистерии с помощью гигантских костров. В требу Богу, через Огонь, переводились образцы всей ремесленной и земледельческой продукции,
которая вырабатывалась конкретным местным племенем. Чего только не находят археологи в околодеревенских "зольниках" — местах устроения жертвенных кострищ. Вполне понятно, что такие общедеревенские огненные жертвоприношения тоже носили характер праздника и мистериальных действ, только, что называется, в "равнинном варианте". Соответственно эти ритуальные действия сопровождались и славлениями Богов Ирия, которым и переводили через заговоренный Огонь свои дары наши далекие предки.

* * *

С тех пор Обряд Славления Сварога и других светлых Богов не претерпел существенных изменений. Свои праздники нынешние язычники проводят как на вершинах холмов (западнославянский "вариант"), так и на равнинных капищах (традиция восточнославянских "зольников").

Схему устроения капища и приблизительный сценарий проведения обряда Сварога мы излагаем ниже, на основе собственного магического опыта, накопленного нашей Общиной.

В самой возвышенной точке (иногда насыпается искуственный холм, особенно если капище оборудуется в равнинной местности) устанавливается идол, смотрящий на Восток — место восхода Солнца. Идол выполняет функцию посредника — своеобразного "передатчика" информации, от участников Обряда — к прославляемому божеству. С помощью Образа (идола) славяне (славящие) концентрировали свою волю, свои пожелания, направляемые в Ирий, к Богу. Наиболее полно и правильно, на наш взгляд, функции идола и языческого алтаря (Алатырь-камня) раскрывает в своей работе "Как найти Алатырь-камень" (см. список литературы) наш современник — служитель Велеса волхв Велемир. В этой статье очень грамотно разделяются понятия христиан о наших обрядах, и то, что на самом деле имело место. Ссылаясь на данную статью, мы говорим и о функции Алатырь-камня, который устанавливается непосредственно перед Образом Божества — идолом (его лицевой части).

Камень-жертвенник является прообразом того изначального Алатырь — камня на острове Буян, который, по славянским преданиям, есть сакральный центр Мироздания. На камень-жертвенник обычно кладутся дары Богам, однако стоит заметить, что при проведениии обрядов Сварога, треба ему переводится через Сакральный Огонь, и камень-алтарь скорее носит декоративный характер, как непременный атрибут любого славянского Святилища.

В нескольких метрах от идола и жертвенника возжигается ритуальный Огонь — посредник между мирами, между Явью и Правью. Огонь соответствующим образом заговаривается, и, в дальнейшем, используется исключительно для специфических магических действий. Сакральный Огонь нельзя использовать ни в хозяйственных (технический костер, например для готовки пищи, делается за пределами Капища), ни в "подсобно-магических" целях. Под последним мы имеем ввиду, в том числе, и так называемый "очищающий Огонь", через который прыгают общинники с вполне понятным желанием "почиститься" от скверны (сглазов, порчи и т.д.). Через Краду — Сакральный Огонь прыгать недопустимо, для этого в пределах Капища устраивается специальный (отдельный) "очищающий костер". И уж совсем недопустимо устраивать над Крадой "обряды проклятья", сжигая, при этом, в Сакральном Огне библейскую, сектантскую, или любую другую, несомненно, враждебную нам, литературу. Вообще использовать для целей "обряда проклятья" любой огонь (как стихию) не рекомендуется. Впрочем, это уже тема для другой статьи. Рекомендуемый заговор для Сакрального Огня — Сварожича таков:

Огонь — батюшка! 
Огонь — Сварожич
Свет Отца Небесного Сварога!
Распери крыла
Во сто зол зола!
Опали перо
Во сто крат добро!
Подолу Огня
Оберег меня!

Данный заговор (с незначительными искажениями и отсебятиной) используется ныне такими языческими общинами, как МСЯО — Московская Славянская Языческая Община (причем в обеих ее враждующих между
собой группах — сейчас община раскололась пополам), Коляда Вятичей, Родолюбие и прочими. Также он практикуется для заклинания Сакрального Огня и нашей Общиной.

* * *

Треба Сварогу, переводимая через Сакральный Огонь, представляет собой, в первую очередь, наш священный напиток — обрядовый Мёд (впоследствии, с искажением в народном сознании изначальных языческих понятий, ставший именоваться просто медовухой). Приносится эта треба служителем культа соответствующего Светлого Божества, как апофеоз произнесенных им славлений и заклинаний. После чего служитель обходит всех присутствющих на Обряде с жертвенным хлебом. Каждый, прикладывая к хлебу ладонь (или обе), вкладывает в него свои пожелания, которые, пройдя вместе с хлебом через заговоренный Огонь, достигнут Ирия — Чертога Сварога Небесного. Когда круг обойден, и все, кто хотел, приложились к хлебу, жертва переводится через Краду в Сваргу. Все славят Сварога Небесного. По кругу передается чаша с Мёдом. Любой может произнести славления Богам, духам, или людям, кто как пожелает.

Служитель обращается к Сварогу через его идол (если он отсутствует, напрямую) воздев руки к Небу (в любом случае). Также служитель заклинает Сакральный Огонь довести его славления и просьбы до Бога Небесного.
Славятся Сварог и Светлые Боги вскидыванием правой руки от сердца к Солнцу, к Небу нашему.

* * *

Славяне славили Сварога в разных его ипостасях (функциях) круглогодично. Каждый раз, поминая своих Предков, славяне, естественно, поминали и первого славянина — своего Первопредка Сварога. Происходило это, например, в Радуницу (Дзяды) — отмечаемую в конце октября — начале ноября и на Красную Горку, празнуемую в конце апреля. Несомненно, Сварог славился в сентябре — 8, 9 и 24 числа. Все обряды, связанные с Небом, с его дарами, тоже, конечно, сопровождались славлениями Небесного Божества. Примером таких славлений может выступить Обряд Волхования Дождя (4 июня), уже упоминаемый выше.

Приблизительной календарной датой персонифицированного "дня Сварога" может послужить день христианского "покровителя свадеб" — "Кузьмодемьяна", отмечаемый 1 ноября по старому стилю (14 ноября по новому). Так называемый "Кузьмодемьян" является результатом попыток церкви подогнать народные языческие праздники к празднованию "дней" различных библейских персонажей. При этом порой получался весьма причудливый гибрид, что-то вроде "Ивана Купалы" (в этом случае языческий Праздник Купалы пытались подогнать под "день" "Иоанна Крестителя"). Со Сварогом, которого "заместил" христианский "Кузьмодемьян" получилось еще забавнее. Дело в том, что никакого христианского "святого" кузнеца (а в христианизированном народном сознании "покровитель свадеб" "Кузьмодемьян", именно, — "святой кузнец" (!)) с именем "Кузьмодемьян" нет и в помине. Есть два "святых" — Косма и Дамиан, которые были лекарями, никак не связанными ни с кузнечным делом, ни с брачной обрядностью. Под "дни" "почитания" этих самых христианских лекарей церковь и пыталась подогнать праздник светлого языческого Бога — Сварога. В итоге получился еще один гибрид-уродец: два христианских "святых" срослись в одного персонажа, которому, вдобавок, перешли некоторые характеристики предшествовавшего ему языческого Божества. Этим Божеством был, несомненно, Сварог — божественный кузнец и покровитель свещенного моногамного брака.

Глава 4. Служители Сварога

В этой главе мы рассмотрим "институт" служителей культа Сварога — непосредственных исполнителей Обрядов Бога Неба. Что представляли собой служители Небесного Божества раньше, 2-3 тысячи лет тому назад,
восстановить в полном объеме не представляется возможным. Однако мы можем однозначно утверждать, что в отборе служителей небесного культа, как впрочем и во всех других сферах жизни древнеславянского общества, огромную роль играли определенные инициации.

В качестве примера самых простейших (так сказать обиходных, "повседневных") инициаций можно привести так называемую "инициацию жен". Найти отголоски этой инициации нам опять помогут наши замечательные русские народные сказки. Помните сказку про все ту же, уже упоминаемую выше, Царевну-лягушку? Момент, когда царь заставляет жен своих сыновей печь хлеб, ткать и тому подобное? Только одна жена младшего сына проходит все "экзамены" (вплоть до "экзамена" магического) и остается в "ранге" жены, окруженная почетом и уважением. Остальных жен (не выдержавших инициаций) изгоняют прочь их мужья, как не соответствующих
"званию".

В отборе людей в "жречество" инициации носили вдобавок "кастовый" характер (что-то вроде испытаний на профпригодность). Славянин, отбираемый в Дружину, проходил целую череду воинских посвящений, начиная от метания копья и стрельбы из лука и заканчивая "экзаменом" на выживание. Неофиту, отбираемому в "жреческое" сословие, предстояли намного более тяжкие испытания — испытания духа и воли. Эти испытания
выявляли людей, наиболее подходящих для решения самой важной задачи в Племени — задачи сохранения и развития сакрального знания.

* * *

В наше время славянское "жречество" представляет весьма пеструю и разнородную картину. Сразу оговоримся, что хотя мы поставили слово "жречество" в кавычки, говорить мы будем именно о настоящем современном
славянском жречестве, со всеми его недостатками и достоинствами. О всяких величающих себя "жрецами" придурках, одержимых бредовыми теориями и манией величия, говорить не имеет смысла — Боги сами решат их судьбу.

Наше нынешнее "жречество" делится в основном на две категории: жрецов Перуна и волхвов Велеса. Кардинальное "поведенческое" отличие их друг от друга заключается в том, что перунисты норовят решать любую проблему быстро и решительно, а последователи Велеса взвешенно и хорошенько обдумав. И у той и у другой манеры поведения есть свои плюсы и минусы. Их мы коментировать не будем. Приведем только одну, уже ставшую "крылатой", фразу Велесова служителя Велемира — "Все бы им — перунистам, резать, а попрыгаешь, глядишь само отвалится…" Любопытная философия, не правда ли? При этом волхвы Велеса "не возражают" отправлять не свойственные им воинские культы (проводить тот же "День Перуна"), руководствуясь знаменитым лозунгом — "На безрыбье…". Перуновы служители идут еще дальше и со свойственным воинам опломбом заявляют, что жрец Перуна способен отправлять культ любого славянского Божества, вне зависимости от его природы. В Традиции Сварога подобная "культо-отправленческая распущенность" категорически недопустима. Служитель Сварога может отправлять только культы, которые он хорошо знает — культы Божеств Неба, главным образом Сварога.

Комплектуется сегодняшнее "жречество" приблизительно следующим образом. С нескольких дружественных Общин собираются верховоды и волхвы (жрецы), и посвящают "приобщаемого" к жреческой касте — "жрец" готов. Часто такие посвящения носят политический характер, и делаются по настойчивой рекомендации одного из членов "жреческого клуба". При этом часто не удается даже оценить степень вклада новоиспеченного "жреца" в становление и развитие нашего движения. Усомниться в достоинствах "рекомендуемого" значит смертельно обидеть "рекомендателя", а это позволить себе в "жреческом кружке" никто не может. Именно поэтому сегодняшнее славянское "жречество" существенно разбавленно людьми, мягко говоря, преждевременно туда попавшими. Справедливости ради скажем, что такой способ "посвящения" преобладает, в основном, в
"перунистической" среде. Знакомые нам служители Велеса (Велемир, Велеслав и многие другие) вполне достойны своего волховского звания, что называется — "по совокупности трудов". Все они немало сделали для
возрождения и развития языческого движения в России (при этом ни один из них "посвящением" вышеописанного "жреческого кружка" удостоен не был). Тут мы вплотную подошли к описанию единственно правильного, на наш взгляд, жреческого посвящения — "инициации действием".

"Инициация действием" — это единственно возможный путь в "жречество" Сварога. Только свершив определенное деяние — выполнив некий "божественный обет", язычник становится служителем Небесного Бога.
Получить "божественное задание" можно только существенно углубившись в наше Язычество, научившись проникаться Духом Неба, как это умели делать наши далекие предки. Славление сакрального имени Небесного Божества — "Сварог" — это та начальная медитационная практика, те врата на Путь Прави — на Дорогу к Богу, которая способна привести любого славянина к реальному "божественному откровению", уже в этой, земной жизни. Лучше подобные медитации проводить на чистом воздухе, вне зависимости от времени года. Глядя на небесную синеву или звезды, необходимо попытаться слиться с небесной бездной, стать ее неотъемлемой частью. Только осознав себя частью Бога, можно убедится в Его реальности. И только став частью Божества, можно почувствовать и понять Его желания, получить тот божественный наказ, невыполнение которого равносильно предательству самого себя. Решая выполнить такой наказ, присягая Богу своему, язычник ступает на путь служителя, раз и навсегда определяя свой жизненный путь — путь служения Божественной Воле. Отныне воля служителя есть лишь продолжение Воли Сварога Небесного. Предательство и невыполнение Божественной Воли ведет к деградации личности и самоуничтожению, зато успешное претворение в Явь Воли Бога (выполнение "божественного задания") гарантирует обретение поистине неограниченных возможностей и, главное, целостности бытия. Именно выполнение своего "обета" перед Сварогом Великим делает язычника служителем Бога, претворителем Его Воли в Явь. Это и есть "инициация действием", то единственное, что дает славянину полномочия отправлять культовые и мистериальные действа (в том числе и в качестве верховоды Общины — публично) в Традиции Сварога.

Пойти Путем Прави — дорогой служения Сварогу, может каждый наш соплеменник, необходимо только желание. Сварог — Бог всех славян, а не какого-то особого, избранного "жречества". Правда, посвящение в "ранг" служителя ставит человека в определенные рамки, выйти за которые безнаказанно нельзя. Так служитель должен забыть о водке и прочих крепких спиртных напитках — ничего кроме обрядового Мёда и пива. Законы Сварога, в том числе закон моногамии, — железные и непререкаемые правила поведения служителя, — никакой распущенности. Служитель обязан бороться с врагами Язычества, служить Роду и Жизни, служить своей Нации и сородичам, быть верным Богу своему — Сварогу.

В языческой среде служитель должен вести работу по пропаганде культа своего Бога, доказывать необходимость публичного славления Его сакрального имени — "Сварог". Ибо там, где славят имя Его — Дух Его пробуждается, и помогает детям своим.

Вместо Заключения

Целью данной работы была попытка приблизиться к Истине и прославить имя Сварога в мире языческом. Насколько это у нас получилось — судить Тебе, уважаемый читатель. Мы же выполнили свой долг, насколько смогли хорошо — большего красноречия нам не дано Природой. В дополнение к вышесказанному мы пишем Пророчество нашего неспокойного времени. Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да прочтет, имеющий
Разум да поймет это: "…как только исчезнет последний славянин, последний носитель нашей священной Крови и Духа – исчезнет и Ирий, а Дух Вселенской Смерти восторжествует. Так не допустим же этого любой ценою, даже силою оружия, недаром с приходом Сварога «поча люди оружье ковати»…

Сейчас, на рубеже смены Эпох, наши Древние Боги вновь пробуждаются от длительной дремы; наступает время Великого Восстания против сил Духа Зла и Разложения, приходит наша Эра – Эра Нации, Эра Элиты , Эра Возмездия…"

Назад в будущее!

Служитель Сварога Светояр
Община "Светославие"

Отзывы и коментарии можно присылать по Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Литература

Большая Советская Энциклопедия. Москва. Издательство "Советская Энциклопедия" 1973 год. Третье издание.

Блаватская Е. П. "Тайная Доктрина" Д.: Сталкер 1999 г.

Доброслав "Мать — Земля, Чудо — Чудное, Диво — Дивное (введение в геобиологию)". Вятка

Доброслав "Светославие". Вятка

"Древность. Арьи. Славяне." Москва. Изд. "Палея" 1996 год.

"Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу". М.; Л., 1938 г.

"Сказания древних славян". СПб.: "Респекс", 1998 г.

"Червленые щиты". Сборник. Москва. Изд. "Роман-Газета" 1995 г. "Слово о полку Игореве" — там же.

Дмитрий Росинин "Русский Дух и Русское Государство" г. Ставрополь 1999 год.

"От сердца — к Солнцу!" Сборник славянской поэзии. М.: "Русская Правда" 1998 год.

Рыбаков Б. А. "Язычество древних славян". Переизд. М.: Русское слово. 1997 год.

Александр Жилко "Как найти Алатырь-Камень". Альманах "Мифы и магия индоевропейцев". Выпуск 9. Москва
2000, издательство "София".

Светояр "Краткие тезисы к Языческой Доктрине". Москва 1998 год.

Поиск

Журнал Родноверие