Матерщину часто называют нецензурной бранью. С точки зрения филологической науки подобная оценка не совсем верна.

Это только кажется, что здесь все так просто. Наука же сразу разводит такие группы слов, как мат (обсценная лексика) и бранная лексика. Они взаимно пересекаются, хотя и не полностью идентичные, объясняет профессор Татьяна Табаченко, заведующая кафедрой русского языка СахГУ.

Брань − это оскорбительные, ругательные слова, так называемая сниженная лексика, и не имеет абсолютного запрета на употребление. В отличие от мата или нецензурных слов – это грубейшие вульгарные выражения, находящиеся за пределами нормы. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, − эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и тому подобное. Можно сказать, что термин «бранная лексика» − понятие более широкое, чем мат.

− В нашем родном языке имеется целый арсенал средств для передачи негативной оценки. Внутри группы «бранная лексика» лингвисты выделяют большое количество лексико-семантических групп, в том числе и группу нецензурной лексики, − объясняет тонкости Татьяна Табаченко. – Бранные слова порой даже входят в литературный язык и становятся литературной нормой. В толковых словарях их дают с пометой «бранные». Они начинают употребляться достаточно широко.

А вот употребить матерные выражения любой здравомыслящий человек постыдится. Но вместе с более приличной бранной лексикой они могут в определенных условиях служить средством психологической разгрузки. И еще для выражения как агрессии, что является оскорбительным для человека, так и его эмоционального состояния кратчайшим путем, без долгих, как говорится, подводок.

Обсценная лексика (матерщина, мат) представляет собой ограниченный список. Богатый русский язык насчитывает всего несколько базовых слов этой группы, от которых образуется большое количество производных. Все остальное может быть просто бранными словами, цензурными или нецензурными по употреблению. Условно можно сказать, что собственно мат находится на вершине пирамиды из бранных слов, принадлежащих к разным лексическим пластам языка и сферам его употребления.

И что еще характерно – если бранные слова могут потом перекочевать в словари и стать литературной нормой, то обсценные – никогда.

– Можно привести примеры, когда нейтральное раньше по своему значению слово или выражение обрело со временем негативный оттенок?

– Давайте вспомним слова, содержащие экспрессивную оценку поведения человека, − хам, негодяй. Первое восходит к библейскому имени собственному, а сегодня используется для экспрессивной негативной оценки поведения человека. Или, например, слова, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека: корова, свинья, козел и прочее. В лингвистике это называют зоосемантическими метафорами.

– Изменяется ли мат со временем?

– Для ответа надо обратиться к истории его происхождения. Зародились матерные слова в языческие времена и обозначали детородные органы человека и процесс интимной близости. Причем они не считались запретными. Почему? Потому что в них вкладывали сакральный смысл, они являлись для язычников-славян символами жизни, использовались во время магических ритуалов, заговоров, которые в большей мере были связаны с идеей продолжения рода.

Но со времен установления христианства отношение к этим словам изменилось. До наших дней сохранилось множество циркуляров и указов православных иерархов, направленных на искоренение мата. Когда же в XVII веке произошло жесткое разграничение разговорного языка и литературного, за матом окончательно закрепился статус сборища «нецензурных выражений». То есть эти слова приобрели функции, которых в языческие времена у них не было. Поэтому перекочевали в другой пласт языка, стали запретными. За их употребление даже наказывали физически.

Мат с тех пор практически не претерпел изменений. В отличие от других пластов языка. Если говорить о нашем времени, то на лексику заметное влияние оказало развитие Интернета, появление гаджетов. Мы обрели много заимствованных слов. Главное – понимать их значение. А употреблять их в своей речи или заменять русскими аналогами – личное дело каждого, это в большинстве случаев никоим образом не нарушает культуру речи.

– Сейчас можно наблюдать, что люди все чаще используют жаргон и поэтому стали больше материться. Это верно с научной точки зрения?

– Жаргон – этo cлoвa и выpaжeния, зaимcтвoвaнныe из языкa внyтpeннeгo oбщeния oпpeдeлeнныx coциaльныx гpyпп. Иcпoльзoвaниe жapгoнизмов пoзвoляeт чeтчe oпpeдeлить coциaльнyю или пpoфeccиoнaльнyю xapaктepиcтикy человека. Матерщинные слова, как и бранные, – это словарь всех социальных групп. Его используют все – от низов до верхов. Это раньше считалось, что такая лексика – уровень низкокультурных, необразованных слоев населения.

Давайте вспомним, что мат, как и бранные слова, обозначает агрессию и служит для передачи кратчайшим путем эмоционального состояния человека. То есть для этих целей необязательно использовать только обсценную лексику. Без мата тоже можно донести свое агрессивное намерение или оскорбить.

Есть такой раздел науки о языке, как лингвокриминалистика. В нем используется такое понятие, как инвективная лексика. Это слова, имеющие оскорбительное значение в определенной ситуации и в определенной социальной среде. Сюда входит и мат. Но не только он.

Мне и преподавателям нашей кафедры часто приходится участвовать в проведении лингвистических экспертиз. Например, если нужно дать ответ – является ли употребленное в тексте или устной речи слово оскорбительным. Если да, то человека могут привлечь по статье за оскорбление. Критерии оскорбительности – эмоциональность, агрессивность высказывания и то значение, которое вкладывается в прозвучавшее или написанное слово в определенной речевой ситуации. Яркий пример – тюремная среда. В обычной среде слова «козел» или «петух» обозначают только животное и домашнюю птицу. А там они считаются серьезным оскорблением. Таким, что могут за него и убить. Кстати, в тюремной среде матерные слова, знакомые нашему уху, употребляются нечасто. Но в неволе свой жаргон, который не всегда можно сразу понять. Люди с криминальным стажем просто так матерные слова употреблять не будут, подумают, какой они будут иметь смысл в их среде.

– Можно ли говорить, что нецензурная лексика уходит из употребления в общественных местах, но закрепляется в коллективах, социальных группах и Интернет-пространстве?

– Нет. Мат – это, прежде всего, язык улицы. Это примета устной речи, и в Интернете, и в соцсетях он не будет жить так, как живет в устном общении. Потому что служит, как мы уже говорили, для передачи эмоций. А в письменной речи их так бурно не выразишь. К тому же, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом или административным арестом. Однако сегодня употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества.

В современной литературе он также широко распространен. Другое дело, что люди стали чаще, чем раньше, выражать словесную агрессию и свое негативное эмоциональное состояние в общении друг с другом. Для этого матерные слова зачастую не требуются. А эффект от агрессии и оскорбления может быть ужаснее, чем от прозвучавшего мата.

– Можно ли мат искоренить?

– Наверное, нет. Это ведь пласт языка, имеющий определенные функции, а также богатую историю в жизни нашего общества. На мой взгляд, он не исчезнет, даже если за его использование ужесточат наказание. Просто употреблять будут с оглядкой.

– Островное положение делает сахалинский мат каким-то специфичным? Все-таки социум на территории, со всех сторон окруженной водой, более замкнут.

– Ни в коей мере. Как я уже говорила, мат – это закрытый список слов, что называется – ни убавить ни прибавить, вне зависимости от территории употребления. Да и в других группах лексики вряд ли происходят какие-то изменения, связанные с ее употреблением, как вы говорите, в замкнутом пространстве островов. Мы живем на ограниченной территории, но к нам постоянно приезжают люди из других регионов, стран. Жители островов очень мобильны. И мы постоянно ездим по России и за границу. У нас нет мест, где несколько поколений сохраняют определенные традиции в языке и речи, как это происходит в различных областях материковой части России, где формируются диалектные особенности употребления языка. На наших островах вряд ли сформируются диалектные особенности и особенности употребления матерных слов.

Поиск

Журнал Родноверие